Публикации «Использование цифровых образовательных ресурсов на этапе объяснения нового учебного материала на уроках математики»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование цифровых образовательных ресурсов на этапе объяснения нового учебного материала на уроках математики»
Автор: Жовнер Татьяна Евгеньевна

Использование цифровых образовательных ресурсов на этапе объяснения нового учебного материала на уроках математики
Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям.
Мнение министров образования стран "Большой восьмерки", высказанное на форуме в Петербурге в июне 2006 года
Главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных способностей, учебной самостоятельности.
Реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в цифровых образовательных ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.
Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Важно отметить, что в современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.
Цифровые образовательные ресурсы созданы для
обеспечения нового качества образования, направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий для самостоятельной работы учащихся;
ориентирования учителя на достижение новых образовательных результатов – компетентностей, выражающихся в способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативные, познавательные, оценочные, практические);
обеспечения возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся;
ориентирования на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров) и на работу, требующую преимущественно нестандартных способов решения;
организации учебной деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса;
приобретения учащимися опыта выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь – тестовых).
Исходя из реальной наполняемости классов в 20—25 человек, можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса с использованием ЦОРов на этапе объяснения нового учебного материала.
Вариант 1. Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2-3 человека за одним компьютером).
Вариант 2. Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель-предметник, а с другой — лаборант компьютерного класса, обеспечивающий организационную и техническую поддержку на занятиях в компьютерном классе. На следующем уроке половины класса меняются местами.
Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы представлены во всех без исключения наборах ЦОР; эти материалы проще всего встраиваются в традиционную структуру урока; преимущества от их использования очевидны.
Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулу с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты.
Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.
Плакат-иллюстрация
Плакаты-иллюстрации в основном созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения и учителю (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора).
Интерактивный плакат
Кроме статичных плакатов, в наборах ЦОР присутствуют и так называемые интерактивные плакаты (к ним можно отнести и интерактивные таблицы, интерактивные рисунки, интерактивные правила и т.п.). В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она разворачивается в зависимости от управляющих воздействий пользователя.
Интерактивное правило
Здесь пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности интерактивных плакатов учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Интерактивная схема
Интерактивная схема, в общем-то, похожа на интерактивное правило тем, что позволяет открывать щелчком мыши блоки схемы в некоторой последовательности, сопровождая объяснение нового материала. Отдельные веточки разворачиваемой схемы могут быть так же, как разворачивались, свернуты обратно медленно и по одному блоку или быстро — щелчком мыши в корень веточки.
Интерактивная схема может служить и в качестве опорного конспекта при первичном обобщении и закреплении нового материала, и при ответе у доски. Самые удобные варианты интерактивных схем имеют дополнительную кнопку — развернуть список.
Интерактивный рисунок
Интерактивный рисунок — ЦОР, в котором информация так же, как в интерактивных правилах и схемах, предъявляется не сразу, она разворачивается в зависимости от управляющих воздействий пользователя.
Иногда эти действия линейны, и выбрать следующий объект исследования не представляется возможным, а иногда действия носят самый настоящий исследовательский характер, так как пользователю разрешено рассматривать объект и узнавать названия его частей, свойства и качества постепенно, наводя курсор мышки на ту или иную часть объекта рисунка.
Плакат с музыкальным сопровождением
В наборы ЦОР включены и плакаты с музыкальным сопровождением.
Проигрыватели с пластинками, затем магнитофоны, а теперь и CD или DVD-проигрыватели — каждый в свое время — справлялись с задачей воспроизведения музыкальных произведений. И, конечно же, порой красота и чистота звука страдают при переводе в цифровую форму, но зато появляются и очевидные преимущества — можно легко остановить, воспроизвести заново, проиграть часть, зациклить и даже исследовать звук.
В наборах ЦОР мы встретим не просто отдельный музыкальный фрагмент, соответствующий запросам школы, но нечто более интересное — плакат, несущий еще и дополнительную демонстрационную, эмоциональную и воспитательную нагрузку.
Комплексная интерактивная таблица
Встречаются очень интересные многослойные ресурсы, позволяющие работать в разных режимах и представляющие собой одновременно таблицу (схему) с готовыми надписями, таблицу с возможностью самостоятельного исследования нового — режим подсказки, таблицу для устного опроса у доски — режим спрятать все, а также таблицу, позволяющую проверить знания и получить их оценку — тестовый режим.
Презентация
Презентация — последовательность нескольких слайдов или серия чертежей с подписями, поддерживающая объяснение материала.
Презентации, как правило, реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу (формат PowerPoint); динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; опорные конспекты (формат flash) и др.
Общим для всех этих форматов является наличие простой системы навигации в виде виртуальных кнопок, позволяющих переходить от кадра к кадру; в некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке. Наличие навигации позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом, например, причину, по которой справедливо появившееся на экране утверждение, а затем показывая каноническое его обоснование. Такие ресурсы, бесспорно, наносят серьезный удар по традиционным меловым технологиям, при этом относительно легко вписываясь в традиционные уроки.
Видеоролики (анимации)
Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисованные в формате flash, или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.
Демонстрация таких ресурсов с экрана компьютера или с большого экрана — не просто полный аналог использования телевизора и видеомагнитофона. Возможности средств ИКТ в этой ситуации делают использование видеоматериалов на уроке более точными методически и более комфортными практически: учитель получает возможность с помощью одного-двух щелчков мыши остановить показ в нужном месте, возобновить его с требуемого места или запустить видеоролик заново.
Многие видеоролики имеют звуковое сопровождение. Чаще всего это дикторский голос, но бывает и музыкальное сопровождение.
Роль дикторского сопровождения чрезвычайно велика при изучении материала учеником самостоятельно, дистанционно и при повторении материала. Также дикторский текст будет полезен учителю при первоначальном ознакомлении с ЦОР для более адекватного понимания замысла его разработчиков. Результаты апробации показали, что многие опытные учителя отключают такое звуковое сопровождение и предпочитают давать необходимые комментарии самостоятельно.
Видеоролик с музыкальным сопровождением
Для создания нужного эмоционального фона большое значение имеет музыкальное сопровождение. Мы имеем в виду фрагменты музыкальных произведений, песен в исполнении выдающихся певцов и т.п. Таких ресурсов, к сожалению, не очень много.
Видеоролики-лекции
Более широкие возможности реализованы в видеороликах-лекциях, которые полностью заменяют соответствующий фрагмент учебника и даже, до какой-то степени, заменяют учителя, излагающего этот фрагмент. В основном в такой форме подается теория.
Учебные модули
Наборы ЦОР обеспечивают резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы учащихся за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Можно предложить школьникам самостоятельно изучить тот или иной материал, воспользовавшись учебными модулями.
Иллюстрированный учебный модуль
Содержит текстовую и графическую части, неразрывно связанные друг с другом. Графическая часть может обладать различной степенью интерактивности.
Гипертекстовый учебный модуль
Это одна или несколько страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. По большей части так представлены тематические словари и словарные статьи. Они помогут учащимся не только узнать значение интересующего их слова, услышать его правильное произношение, но и дадут навыки использования гипертекста и поиска информации.