Публикации Читательская грамотность и формы читательской грамотности. Аспекты формирования.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Читательская грамотность и формы читательской грамотности. Аспекты формирования.
Автор: Назаренко Екатерина Александровна

Читательская грамотность и формы читательской грамотности. Аспекты формированияВ первую очередь важно пояснить, что грамотность в общем смысле представляет собой комплекс знаний, навыков и отношения к работе с текстом и математической информацией. У него никогда не было такого же содержания. От людей никогда не требовались такие же навыки грамотности, как сейчас. Первоначально грамотность представляла собой лишь минимальный уровень навыков – чтения, письма и счета. Набор менялся с течением времени вместе с развитием и изменившимися условиями социально-культурной и экономической жизни в ходе исторического развития общества. Даже сейчас содержание грамотности, ее качество и охват населения сильно различаются в зависимости от того, живут ли они в экономически развитых странах или в развивающихся. Однако, читательская грамотность также должна быть истолкована согласно всем существующим характеристикам и аспектам. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании Программы международной оценки учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA) «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В настоящем быстро меняющемся мире, где растет как количество, так и тип письменных материалов и где ожидается, что все больше и больше людей будут использовать эти материалы новыми, а иногда и более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание «читательской грамотности» развивается вместе с изменениями в обществе и культуре. Навыки грамотного чтения, необходимые для индивидуального роста, экономического участия и гражданской позиции, 20 лет назад отличались от сегодняшних; и вполне вероятно, что через 20 лет они изменятся еще больше.Цель образования сместила акцент со сбора и запоминания только информации на включение более широкой концепции знания. Способность получать доступ ко всем видам информации, понимать их и размышлять над ними необходима для того, чтобы люди могли в полной мере участвовать в обществе, основанном на знаниях. Таким образом, система PISA для оценки читательской грамотности учащихся к концу обязательного образования должна быть сосредоточена на навыках грамотного чтения, которые включают поиск, отбор, интерпретацию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, выходящими за рамки классной комнаты. Стоит заострить внимание на том, что PISA — это международная оценка навыков и знаний обучающихся. Концепция грамотности чтения в рамках PISA подчеркивает способность использовать письменную информацию в ситуациях, с которыми учащиеся могут столкнуться в своей жизни в школе и за ее пределами. PISA определяет грамотность чтения как: понимание, использование, размышление над письменными текстами и взаимодействие с ними для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.Это определение шире, чем просто расшифровка информации и буквальное понимание. Это подразумевает, что грамотность чтения включает в себя понимание, использование и осмысление письменной информации в различных ситуациях. Это также признает осведомленность и способность использовать различные подходящие стратегии при обработке текстов.В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах, когда российские образовательные учреждения первый раз приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом – умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач. Иными слова, информация, которую человек получает из текста, должна расширять кругозор и возможности в жизни. На уровень читательской грамотности не влияют скорость и техника чтения, уровень начитанности. У развитого читателя сформированы две основные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе собственные суждения; умение делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Данные навыки предполагают большую самостоятельность мышления и воображения. Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:
  • понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
  • оценка языка, стиля, жанра;
  • ориентация в тексте;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
  • Эти навыки взаимосвязаны. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами, интерпретировать прочитанный текст.