Публикации Методическая разработка Протокол родительского собрания на тему: Как повысить интерес детей к занятиям музыкой

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Протокол родительского собрания на тему: Как повысить интерес детей к занятиям музыкой
Автор: Первухина Елена Борисовна

Тюменская область Тюменский муниципальный район Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Винзилинская детская школа искусств «Мечта»Методическая разработка Протокол родительского собрания на тему: Как повысить интерес детей к занятиям музыкойВыполнила: Первухина Е.Б, преподаватель специального фортепиановысшей квалификационной категории 2023Тема: Как повысить интерес детей к занятиям музыкой.Цель: Объединить усилия педагога и родителей для успешного обучения детей в ДШИЗадачи:
  • Познакомить родителей с причинами снижения интереса детей к занятиям и дать рекомендации для решения этой проблемы.
  • Повысить уровень музыкально – педагогической компетенции родителей в данном вопросе.
  • Создать атмосферу общности интересов родителей и детей.
  • Вид: ТематическоеФорма проведения: традиционнаяПодготовительная работа: анкетирование родителей и опрос детейЭтапы собрания:I Во вступительной части объявляются: тема, цель и задачи, знакомят с порядком совместной работы его участников, представляют приглашённых на родительское собрание.II В основной части - концерт учащихся. Родители получают от преподавателя информацию по теме родительского собрания, подчёркивается актуальность обсуждаемых вопросов. Проводится анализ анкетирования родителей и опроса детей. III В заключительной части - ответы на вопросы родителей. Принятие решения родительского собрания.Ход собрания:1. Выступление учащихся с концертными номерами. (Приложение 4) 2. Часто можно видеть с каким интересом занимаются дети первые годы обучения в школе искусств, как горят у них глазки от каждой выученной наизусть песенки. Придя в школу, они настроены на развлечение, им все интересно. Затем они понимают, что занятия музыкой требуют домашних занятий и нужно проявить усидчивость, терпение. Возникают сложности. Появляется разочарование. А к четвертому классу их интерес постепенно угасает. По результатам анкетирования (Приложение 1) примерно 50% детей идут в школу охотно, остальные неохотно, без выраженного отношения. Бывает и так, что в 13-15 лет дети вдруг категорически отказываются от занятий музыкой. Как показал анализ анкетирования родителей, каждый из вас услышал эту фразу от вашего ребенка: «Не хочу заниматься музыкой»! Необходимо разобраться в причинах снижения интереса.Разочарование – это первая причина. Чтобы избежать разочарования, перед поступлением в школу искусств, родителям нужно подготовить детей, рассказать ребенку о том, чтобы освоить игру на инструменте, успешно учиться, выступать на концертах и конкурсах, нужно заниматься регулярно и ежедневно. Ребенок должен быть готов к этому.Музыка – это сложно. Так думают и утверждают некоторые родители в анкетах. Но, по опросу детей Приложение 2), музыка для них – это вдохновение, чувства, движение, удовольствие, искусство. И только один ребенок ответил, что это трудное занятие. По совам психологов, детям нельзя говорить слово «сложно», да и не только детям. Это может вызвать стресс, утомляемость, снижение работоспособности. В результате ребенок не справляется с тем, с чем он быстро справился бы, если бы услышал от родителей, что музыка – это «интересно» и «увлекательно». И это вторая причина снижения интереса к обучению. А помочь может «сценотерапия» - выступление перед друзьями, родственниками.Усталостьтретья причина. Усталость испытывает любой человек, даже от любимой работы. Наступление усталости происходит от регулярной, каждодневной работы, когда качество ее выполнения ежедневно оценивается. Это вызывает эмоциональные перегрузки, дискомфорт. Наши дети учатся в школе искусств, несколько раз в неделю получают отметки, сдают зачеты, академические концерты раз в четверть, а их сверстники в это время гуляют, играют, развлекаются. Конечно, ребенок начинает протестовать. А ведь некоторые дети занимаются по двум - трем направлениям. Как тут не устанешь. Что делать? Столкнувшись с нежеланием продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ситуацию надо проанализировать, пересмотреть слишком плотный график расписаний, возможно, убрать какую- либо из нагрузок и выкроить время для общения с друзьями, для игры и прогулок. Отсутствие режима дняэто еще одна из причин.Например, такая ситуация. Мама с папой не работе. Ребенок с бабушкой или вообще предоставлен сам себе. Бабушка чаше проявляет мягкость, а не строгость в воспитании. А у ребенка еще не развито чувство ответственности и не хватает усидчивости. В результате ребенок начинает пропускать занятия или приходит неподготовленным к уроку. Педагоги недовольны. У ребенка интерес к занятиям на нуле и он отказывается от обучения в школе. Необходим правильный распорядок дня и контроль родителей. Правильный распорядок дня сохранит здоровье ребенку и обеспечит мотивацию к учебе. Чрезмерная строгость и отсутствие поощрений пятая причина.Возможно, вам знакома такая ситуация: «Совсем обленился, быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь!» Это может только отбить желание подходить к инструменту. Оскорбления и назидания тут не помогут. Проявлять настойчивость необходимо родителям не в такой форме. С помощью положительной мотивации и поощрения можно поддержать или вновь вызвать интерес к занятиям, чтобы ребенок садился за инструмент, если и после напоминания, то без явного и скрытого раздражения.Желание бросить занятия музыкой появляется у многих детей. И даже те, кто доучился и окончил школу искусств, признавались, что хотели уйти, но по разным причинам передумали. Далее даны рекомендации о том, как повысить интерес детей к занятиям:
  • Необходимо создать условия для занятий музыкой. Инструмент должен быть настроен (1-2 раза в год). Следите за тем, чтобы во время занятий ребенок не сутулился (избежите проблем с позвоночником). В комнате, где он занимается, не включайте телевизор и не разговаривайте громко.
  • Родители должны постоянно подчеркивать свою заинтересованность в занятиях ребенка. Результаты анкетирования говорят о том, что родители «часто» или «иногда» принимаете участие в выполнении домашних заданий и только два человека ответили, что не находит нужным принимать участие. Старайтесь быть рядом во время домашних занятий, попросите рассказать о разучиваемом произведении. Все ваши попытки приобщить ребёнка к занятиям музыкой не дадут результата, если вы сами не проявляете интерес к музыке. Ребенок начинает думать, что это не так и важно и необходимо, как ему говорят.
  • Устраивайте домашние концерты. Примерно 50% родителей ( из анкетированных) это делают. Хорошо, если среди друзей есть дети, обучающиеся в школе искусств. Пусть они тоже выступают. Сами приходите на школьные праздники, приглашайте родственников, друзей ребенка. Проявляйте интерес к успехам ребенка. Мотивировать нужно любовью, хвалить. Ведь, если его похвалили – значит, он сделал что-то стоящее.
  • Хвалите его за своевременное и качественное выполнение домашних заданий. Похвалите ребенка, если он позанимался самостоятельно, без напоминания. После выступления на концерте или конкурсе похвалите за выдержку и стойкость.
  • Превратите занятия за инструментом в игру, то есть привнести в игру элемент азарта. Например, говорите ребенку: «Вчера я засекала время, пока ты играла этюд, три минуты. Сегодня ты уложилась в две сорок. А попробуй сыграть еще на десять секунд быстрее». У ребенка появляется азарт. Идя на рекорд, он повторяет этюд несколько раз с удовольствием. Игровые ситуации помогают ребенку понять, что надо еще многому научиться и бросать обучение еще рано.
  • Составьте правильный распорядок дня, в котором определено время основных видов деятельности ребенка и умеренных, посильных для ребенка нагрузок (спорт, танцы, вокал и другие).
  • Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ребенку праздник, развлечение, свозите в развлекательный центр, в кинотеатр после выступления на конкурсе, концерте, сдачи экзамена. Не важно, что юный музыкант допустил «помарки». Не ругайте, похвалите его за выдержку, терпение. Даже после не совсем удачного выступления, поддержите его веру в себя, подарите мягкую игрушку – «друга, который все поймет». И поддержите словами «Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!»
  • Находитесь чаще в контакте с преподавателем, консультируйтесь, если появляются вопросы и затруднения в занятиях. Любую проблему можно решить. В заключение нашего разговора, возвращаясь к фразе «Не хочу заниматься музыкой», если вы это услышали от своего ребенка:
  • Адекватно оцените ситуацию, то есть спокойно, без лишних эмоций проанализируйте ее, попытайтесь понять ребенка, его «не хочу», выясните причину. Посмотрите и на себя, не совершили ли вы типичную ошибку со своей стороны.
  • Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить интерес ребенка к занятиям и как их организовать. Меры реагирования должны быть гуманными и позитивными.
  • Контролируйте домашние занятия ребенка, проявляя при этом чувство такта и уважения к личности
  • Ценность любого обучения - в возможности применить свои навыки и умения на практике. Ребенок должен понимать, для чего он учится. Выучить пьесу – это хороший и интересный подарок для близких людей. Рассказать ребенку о перспективах музыкального образования, что это поможет в выборе профессии. Но, к сожалению, заставить ребенка ради перспективы заниматься музыкой - не всегда срабатывает.Вы всегда можете помочь своему ребенку, в первую очередь, организацией домашних занятий, пониманием и поддержкой, любовью и верой (родителям раздаются «Памятка для родителей). ( Приложение 3)Подводя итог, хочу отметить, что не для каждого ребенка, закончившего школу искусств, музыка станет профессией. Но эти занятия не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки – это может помочь и в любой другой профессиональной сфере деятельности, и жизни человека в целом.За годы обучения в школе искусств развивается интеллект ребенка. Обучение в школе искусств помогает ему лучше учиться в общеобразовательной школе. Занятия музыкой способствуют воспитанию трудолюбия, умения преодолевать лень, развивают упорство и усидчивость. Тренируя пальцы и певческий голос, мы с помощью обратной связи, воздействуем на кору головного мозга, тренируем весь мозг. Проявлением интеллектуальности ребенка является отношение к предмету сольфеджио. Если он стабильно посещает уроки, если он любит сольфеджио, то это настоящий интеллектуал с высокопродуктивным мозгом. Такой человек состоится в любой профессии.III В заключительной части собрания: ответы на вопросы родителей. Принято совместное решение  родительского собрания:
  • Направить усилия родителей на поддержание и сохранение интереса детей к занятиям музыкой.
  • На основе рекомендаций объединить усилия педагогов и родителей для успешного обучения детей в школе искусств.
  • Приложение 1 Анкета для родителей
  • В музыкальную школу Ваш ребенок поступил: по собственному желанию по вашему настоянию
  • Какую роль Вы отводите музыкальному воспитанию Вашего ребенка? незначительную пусть занимается для общего развития крайне важную для развития его музыкальных способностей планируем поступать в музыкальном направлении
  • 3. Считаете ли вы, что заниматься музыкой - это сложно? да нет Если нет, то укажите по какой причине_____________________________________ 4. Ваш ребенок идет в музыкальную школу: с желанием неохотно без выраженного отношения 5. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к музыкальной школе за время учебы (если «да», то когда именно изменилось и почему)?_____________________________ __________________________________________________________________________ 6. Говорил ли ваш ребенок когда- нибудь: «Не хочу заниматься музыкой?» да нет 7. Укажите, сколько времени уделяет Ваш ребенок выполнению домашних заданий? __________________________________________________________________________ 8. Принимаете ли Вы участие в выполнении домашнего задания вашего ребенка? всегда часто иногда не нахожу нужным 9. Устраиваете ли Вы домашние концерты? да нет 10. Какие произведения из репертуара Вашего ребенка Вам нравятся? ____________________________________________________________________________ 11. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? да не всегда нет, укажите причины __________________________________________________________________________ 12. Ваши пожелания для улучшения работы школы? _____________________________________________________________________________________________________________ Приложение 2Дорогие ребята, выберите один ответ: Что значит для вас Музыка?Музыка для меня - это - радость - волшебство - чувства - жизнь - сказка - вдохновение - искусство - удовольствие - трудное занятие - движение Приложение 3 Памятка для родителей Как повысить интерес детей к занятиям музыкой
  • Создайте условия для занятий музыкой:
  • инструмент должен быть настроен от 1 раза до 2х раз в год;
  • во время занятий следите за осанкой ребенка, ни в коем случае он не должен сутулиться (иначе можно приобрести проблемы с позвоночником);
  • в помещении, где занимается ребенок, не включайте телевизор, не разговаривайте громко.
  • Чаще хвалите ребенка
  • если позанимался самостоятельно, без напоминания;
  • за своевременное и качественное выполнение заданий;
  • за выдержку и стойкость во время выступления на концерте, экзамене.
  • 3. Используйте игровые моменты (элементы азарта во время занятий помогают ребенку понять, что нужно многому еще научиться). 4. Наличие правильно составленного режима дня, в котором определено время основных видов деятельности ребенка и умеренных, посильных для ребенка нагрузок (спорт, танцы, вокал и другие).5. Поощряйте ребенка за его занятия музыкой, за трудолюбие. После удачного выступления на конкурсе, концерте устраивайте ему сюрпризы: поездки в развлекательный центр, кинотеатр, филармонию, подарите понравившуюся игрушку и другие. 6. Проявляйте заинтересованность в занятиях музыкой:
  • старайтесь быть рядом во время домашних занятий, а не уходить в другую комнату;
  • устраивайте домашние концерты (если друзья ребенка тоже играют на инструменте, пусть тоже выступают);
  • посещайте школьные концерты с родственниками, друзьями ребенка.
  • Ребенок должен понимать значимость его обучения, для чего он учится, в возможности применить свои навыки и умения:
  • выученная пьеса – интересный музыкальный подарок;
  • умение играть на инструменте повышает авторитет среди сверстников;
  • перспектива в получении профессионального образования.
  • Приложение 4 Программа концерта
  • И. Беркович Этюд на тему Н. Паганини Белозерова Настя
  • Ч. Пирсон «Мышонок в угольной корзине» Диденко Олеся
  • Л. Бетховен «Сурок» Хандрик Виктория
  • Ю. Барахтина Этюд Кузнецова Дарья
  • И. Беркович Этюд Кремлева Настя
  • А. Бертини Этюд Старых Катя
  • Э. Вольф Этюд Шахова Дарина
  • И Беркович Прелюдия Гриценюк Вероника