Публикации Адаптированные программы СБО для учащихся с РАС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированные программы СБО для учащихся с РАС
Автор: Снежана Геннадьевна Бердникова

1.Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы развития начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).Цель:  Подготовка обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых, человеческих отношений.Задачи:развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельностиформирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе, безопасного поведения в социуме, в природе;развитие коммуникативных качеств;повышение общего уровня развития обучающегося, расширение его кругозора;воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности,  терпения, усидчивости.2.Общая характеристика учебного предмета.Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязные задачи:- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.всестороннее развитие личности;социальная адаптация.В курс входят разделы:предметы и явления окружающего мира,развитие жизненных компетенций,социальная адаптация (представление о предметах и явлениях окружающего мира, уход и гигиена, уход за одеждой, за обувью, уход за жилищем.Межпредметные связи с такими предметами, как «Мир природы и человека», «Речевая практика». 5.Личностные и предметные результаты изучения курса.Минимальный уровень:иметь представления о назначении объектов изучения;иметь представления об элементарных правилах безопасного поведениявладеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)иметь представления об уходе за одеждой и обувьюиметь представления об Улице и ее частяхиметь представления о видах жилых помещений в городеприменять элементарные практические навыки с помощью учителяДостаточный уровень:участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;участвовать в практической деятельности,С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.Базовые учебные действияЛичностные учебные действия:- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;- положительное отношение к окружающей действительности;- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;- включение в общеполезную социальную деятельность;Коммуникативные учебные действия:- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;- обращаться за помощью и принимать помощь;- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.Регулятивные учебные действия:- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).Познавательные учебные действия:- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.6Содержание учебного предмета.1.Культура поведения учить здороваться и прощаться со взрослымиупотребление слов, выражающих просьбу, благодарностьоказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросысоблюдение правил культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате) 2. Личная гигиена уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазамисамостоятельное мытье лица и рук, правильное пользование мыломсоблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.3. Уход за одеждой и обувью различать и называть предметы одежды и обувинавыки одевания и обувания под контролем педагогаследить за своим внешним видом:заправлять рубашку в брюки, застегивать все пуговицы, натягивать носки и колготкиразличать обувь для правой и левой ноги * шнуровать ботинки и развязывать шнурки.4. Улица и жилище знание крупных объектов, расположенных вблизи школыэлементарные правила дорожного движения и поведения пешеходасветофор, пешеходный переходадреспомещения квартиры, умение называть их.назначение основных помещений в квартиредидактические игры8.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Социально-бытовая ориентировка» является создание развивающей предметно-пространственной среды:Направления коррекционно-развивающей работы развивающая предметно-пространственная средаКоммуникация Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. ЖелезновойМыслительные операции Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии МонтессориСлуховое и зрительное восприятие, внимание и память Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструментыПространственные представления Схемы, модели, предметные и сюжетные картиныВременные представления Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникацииКонструктивный праксис Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригамиРазвитие общей и ручной моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.