Публикации Рабочая программа "Введение в мир профессий"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Введение в мир профессий"
Автор: Тимофеева Нелли Павловна

«Введение в мир профессий»Пояснительная запискаОсновными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа разработана для 2 класса и предполагает изучение названий профессий, разнообразие мира профессий. Программа первого года обучения рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования. Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Цель данного курса познакомить учащихся с миром профессий, их социальной значимостью.Задачи :-развивать учебно- познавательную деятельность младших школьников;-развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (автор оставляет за собой возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы): 1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти). 2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
  • что ты знаешь об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
  • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
  • 3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему). Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии. Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов: 1)разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д. Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие. Знать: - названия профессий;- о профессиях своих родителей;- о разнообразии мира профессий;- что должны уметь люди занимающие этой профессией;Уметь:- рассказывать о профессиях своих родителей;-ориентироваться в мире профессий;ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН2классСодержание курсаЗанятие 1.Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.Занятие 2. Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.Занятие 3.Тема: «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии врача, дворника, цветовода. Занятие 4. Тема: «Профессии в моей семье». Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.Занятие 5.Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.Занятие 6.Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.Занятие 7.Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.Занятие 8.Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.Занятие 9. Тема: «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.Занятие 10.Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов.Занятие 11.Тема: «Профессия «Следователь». Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.Занятие 12.Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. Занятие 13. Тема: «Профессия «Биолог». Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Уход за растениями. Занятия 14-15.Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.Занятия 16-17.Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке. Игра «Угадай-ка!».Занятия 18-19.Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя. Занятия 20-21.Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.Занятия 22-23. Тема: «Ты – водитель, я – пешеход». Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.Занятие 24. Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?Занятия 25-26.Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».Занятие 27.Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».Занятия 28-29. Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.Занятия 30-31.Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа). Занятия 32-33.Тема: «Подведение итогов изучения курса». «Участие в традиционном общешкольном Фестивале профессий».Литература для учителя:
  • Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
  • Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
  • Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
  • Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  • Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  • Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  • Литература для учащихся:
  • Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004
  • Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
  • Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.
  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2»Левокумского муниципального районаСтавропольского краяПрограмма дополнительного образованияпо внеурочной деятельностиобщекультурного направления«Введение в мир профессий»Срок реализации 1 годРасчитана на детей 7-8 лет1час внеделю.Автор: В.С.КокареваРуководитель :А.Н.Гигаурис. Левокумское2018 год