Публикации "Дистант в ДОО. Опыт организации"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дистант в ДОО. Опыт организации"
Автор: Хорошевская Светлана Юрьевна

«Дистант в ДОО. Опыт организации»"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. ДьюиМожет ли современный педагог в своей педагогической практике сегодня обойтись без Интернет-технологий? Ответ на этот вопрос очевиден – нет. Жизнь в эпоху информационного взрыва, когда одним из приоритетных направлений является всеобщая информатизация образования подразумевает наличие у всех участников образовательного процесса информационных компетенций. Умение работать с электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала как педагогов, так и родителей воспитанников. В современных условиях растет необходимость формирования гибкой системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ родителей и воспитанников к образовательному контенту в независимости от того, посещает ли ребенок в настоящий момент детский сад или нет. Таким образом, использование Интернет-технологий для организации совместной деятельности детей и родителей является актуальной проблемой в образовательном процессе ДОО. Практически все современные родители являются активными пользователями сети Интернет как источника досуга, но при этом не многие из них владеют навыками использования Интернет-ресурсов для решения воспитательно-образовательных задач. Отсутствие опыта организации совместной деятельности с ребенком в сети Интернет ограничивает возможности родителей использовать сеть как воспитательно-образовательный ресурс.Наша задача, как педагогов научить родителей как организовать образовательный процесс у себя дома с использованием Интернет-технологий. Им нужны конкретные примеры и рекомендации: какую искать информацию, где ее искать и как применять. В своей педагогической практике для решения этой проблемы мы применяем такую форму взаимодействия с родителя воспитанников как разработка образовательных маршрутов. Образовательный маршрут (Web - навигатор) – это инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера; организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ. Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.Проектируя образовательный маршрут, педагог должен учитывать что:
  • язык изложения информации должен быть понятен родителям, он не должен изобиловать педагогическими терминами (родители не обязаны их знать), к тому же не владея педагогическими компетенциями, родители могут допустить искажение научных фактов;
  • образовательный маршрут – это не набор ссылок на Интернет-ресурсы, это «ступеньки», заботливо выстроенные воспитателем, поднимаясь по которым воспитанник в совместной деятельности с родителями расширяет свой кругозор и познает новое.
  • Как разработать педагогический образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет? Процесс проектирования образовательного маршрута можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной. Первое, что необходимо сделать на подготовительном этапе – выбрать тему маршрута. Самый простой вариант - в выборе темы отталкиваться от календарно-тематического планирования образовательного процесса. Такой способ выбора темы будет актуален при организации непрерывного образовательного процесса для часто болеющих детей или в период карантина и дистанционного обучения. Реализуемая в группе проектно-исследовательская деятельность так же может послужить источником темы для образовательного маршрута. При выборе темы важно учитывать запросы и пожелания родителей, возможно, в процессе дискуссии или анкетирования будут выявлены такие вопросы, которые родители бы захотели самостоятельно изучить с детьми дома. Далее, в соответствии с выбранной темой педагог подбирает наглядный или текстовый материал, сохраняет и подписывает ссылки на необходимые Интернет – ресурсы, проектирует этапы маршрута, подготавливает краткую аннотацию к ним. На основном этапе практически составляется маршрут. Для оформления образовательного маршрута рекомендуется использовать следующие программы: Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint. В выбранной программе создается шаблон будущего маршрута, в который вносится подробная «поступенчатая» схема изучения рассматриваемого вопроса, необходимые фото и видеоматериалы, аудиофайлы, иллюстрации и ссылки. При оформлении маршрута важно не перегружать визуальный ряд, уделить внимание эстетике оформления, и обеспечить доступность информации для восприятия (четкие шрифты, размытые, полупрозрачные или белые фоны и т.д.). В качестве примера предлагаю рассмотреть разработанный мной образовательный маршрут - презентацию «Моя Хакасия», предназначенный для родителей и детей подготовительной к школе группы. Цель маршрута: оказание методической помощи родителям в процессе ознакомления детей подготовительной к школе группы с темой «Моя Хакасия». В процессе прохождения маршрута дети, при помощи родителей, не только знакомятся с теоретическими аспектами («Достопримечательности Хакасии», «Коренные жители и их национальные костюмы», «Национальное жилище и хакасская кухня», «Хакасский язык и литература», «Хакасские праздники и традиции»), но и имеют возможность вместе с родителями выполнить практические задания: украсить пого, приготовить блюдо хакасской кухни, смастерить из картона юрту, поучаствовать в настоящем хакасском ритуале «Хай Пазын». Для образовательного маршрута «Моя Хакасия» подобраны ссылки на Интернет-ресурсы, даны рекомендации для родителей (для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность и как осуществить рефлексию). Таким образом, образовательный маршрут (Web-навигатор) является актуальной, современной формой взаимодействия с родителями дошкольников, которая может разрабатываться и применяться в каждом образовательном учреждении. Это новое направление в развитии семейной педагогики – организации семейного досуга (воспитания и развития) с использованием Интернет-ресурсов, способ развития социального партнерства детей, родителей и педагогов в процессе сетевого взаимодействия.Список литературы:
  • Брыксина О.Ф. «О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организации взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет» [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. – 2013.
  • Корнилова М.В. «Образовательный маршрут как средство взаимодействия родителей, детей и ДОО»// «Наука и образование: новое время» No 4, 2017.