Публикации ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Автор: Ерзикова Надежда Андреевна

УДК 37.018.326© Ерзикова Н.А., 2022г.ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗВ статье поднимается вопрос о важности индивидуального подхода к организации жизнедеятельности воспитанника в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. Рассматриваются виды досуговой деятельности, способы организации досуга воспитанников и их влияние на формирование личности ребенка.Ключевые слова: организация досуговой деятельности, индивидуальный режим дня, школаинтернат для детей с ОВЗ.В настоящее время в образовательной области происходит множество преобразований, в первую очередь касающихся сферы воспитания. За прошедшие несколько лет роль воспитания в государственной образовательной политике значительно выросла, что видно на законодательном уровне, так в 2020 году Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» было внесено изменение, согласно которому обязательным составляющим образовательной программы должна стать программа воспитания, помимо этого, в 2020 году принята Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, по заказу Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО» разработана Примерная программа воспитания.Изменения, происходящие в российском обществе, отразились на все области организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, в том числе на формы и методы организации досуговой деятельности учащихся.Значимость организации свободного времени ребенка в отечественной педагогике стали отмечать в 60-х годах, именно в это время появились первые труды Н.А. Ахметовой, Н.А. Запорожец., С.А. Шмакова. Позже исследования о значении правильного распределения свободного времени детей проводили В.А. Сухомлинский, Б.А. Титов, Э.В. Соколова, Т.С. Комарова. В своих научных трудах они подчеркивали то, что грамотная организация досуговой деятельности ребенка формирует его личностные качества, способствует развитию навыков. Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России, говорил: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце, и нравственность». [5, с. 7]Отечественные исследователи Е.И. Добринская, Э.В. Соколов в своей работе «Свободное время и развитие личности» обращают внимание на проблему недостаточного внимания развивающему потенциалу досуга в педагогической практике. Они отмечают: «... досуг, часто не поднимается выше развлечения и пассивного отдыха, хотя пассивное времяпровождение не создает достаточных условий даже для восстановления сил, не говоря уже о гармоничном развитии». [1, с. 23]Характеризуя современный период развития теории досуга, Л.А. Затуливетер отмечает необходимость дальнейшей ее разработки, обеспечения научного подхода к организации свободного времени индивидов и групп. Автор связывает это с возможностью непредвзятой переоценки имеющегося научного опыта в области досуга взрослых и детей на базе фундаментальных наук (философия, социология, педагогика, психология), а также разработки развивающего направления в досуговой деятельности. [3, с. 16]Задача грамотной организации досуговой деятельности детей особенно актуальна в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием, в частности, в этой статье будут рассмотрены проблемы организации досуговой деятельности в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.В учреждениях такого типа образовательная организация оказывает непосредственное влияние на организацию всего времяпровождения ребенка, утверждая режим распорядка дня. Примерный режим дня воспитанников интернатных учреждений был разработан СП 2.4.990-00 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако документ был отменен 27 апреля 2015 году и с этого времени интернаты имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать режим дня воспитанника, с учетом общих норм к организации распорядка дня детей.Согласно режима у воспитанников расписана каждая минута точно по плану: учебные занятия, часы самоподготовки, кружковая работа, воспитательные занятия, прогулки, время приемов пищи, время подготовки ко сну. Следование грамотно спланированному распорядку дня способствует формированию у воспитанников навыков умственного и физического труда, прививает полезные привычки, как в учебе, так и в поведении, трудовой деятельности, способствует привитию дисциплины.Для достижения образовательных результатов досуговая деятельность должна стать одной из форм воспитания и учитываться педагогом школы-интерната при воздействии на мировоззрение учащихся. Так как воспитание – целенаправленный процесс, который своей конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу, дети должны быть подготовлены к самостоятельной жизни и труду таким образом, чтобы они могли успешно адаптироваться в социуме, не отличались от других членов общества. Поэтому очень важно правильно организовать образовательный процесс, обеспечивая воспитанникам оптимальные условия для их содержания, развития и воспитания.Однако, один и тот же режим дня может по-разному влиять на воспитанника, для кого-то способствовать личностному развитию, а для кого-то наоборот вызвать переутомление, раздражительность, снижение учебной мотивации, вплоть до полного отторжения порядков школы-интерната. Поэтому при организации жизнедеятельности воспитанников важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, а значит, учреждениям при организация свободной деятельности воспитанников стоит учитывать его психофизические особенности. В основу воспитательной системы школы-интерната должен закладываться индивидуальный режим дня воспитанника, который позволяет правильно организовать его жизнь, в соответствие с общим режимом и с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.В настоящее время уже существует методика, предусматривающая учет индивидуальных особенностей ребенка при организации массовых культурно-досуговых мероприятий. Она предполагает выполнение технологической цепочки создания индивидуального режима дня, которая строится на основе изучения интересов, потребностей, способностей детей, их психофизических особенностей, которые и позволяют составлять график занятости, предусматривающий все виды деятельности. С целью изучения индивидуальных психофизических возможностей ребенка и возможностей его вовлечения в досуговую деятельность учреждения, анализируются виды досуга, представленные в воспитательном процессе образовательной организации и особенности ребенка на основе рекомендаций психолого-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума школы-интерната.Досуговую деятельность принято классифицировать по следующим группам: а) Отдых – это самый простой вид досуга. Его предназначение -  восстановление затраченных во время работы сил. Подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он задает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в учебном труде.б) Развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют от ребенка эмоциональной или физической активности. Необходимо уточнить, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и выражается в систематическом чтении серьезной литературы, посещении музеев, выставок. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.г) Творчество. В познавательной деятельности это самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.д) Особый вид досуга – организованный массовый отдых. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. [2, с. 115]Коррекционная школа-интернат – это учреждение закрытого типа, предназначенное для организации «особенных» детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Тем не менее, досуговая деятельность организации представлена всеми классификационными группами. Досуговая деятельность воспитанников реализуется через социальные программы и проекты, в том числе посредством организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, направленного на приобретение воспитанниками общественно-значимых навыков, проведения организационно-массовых мероприятий. Сторонами досуговой деятельности выступают воспитанники интерната и воспитатели, учителя, администрация учреждения. Традиционными в интернате стали такие мероприятия как: «День Знаний», «Моя будущая профессия», «День здоровья», спартакиады, «День Учителя», «Осенины», «День защитника Отечества», «Восьмое марта», «День Победы», «Встречи с ветеранами», «Последний звонок» и др. Все мероприятия несут свою смысловую нагрузку, преследуют свои воспитательные цели: воспитание эстетического вкуса, нравственности, пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора, развитие духа соревнования, развитие чувства юмора, познавательной активности. Указанные массовые мероприятия, как правило, легко «вписываются» в индивидуальный режим дня воспитанника, не вызывая каких-либо затруднений в посещении и участии в них у большинства детей. А личностные психофизические особенности и возможности ребенка легко интегрируются в общий сценарий мероприятия, где в зависимости от указанных возможностей определяется роль и место воспитанника, как-то: пассивный участник, активный участник (ведомый, ведущий и т.д.). При таком подходе досуговая деятельность дает воспитанникам возможность чувствовать себя уютно в коллективе и получать удовольствие от пребывания в стенах интерната и, как следствие, способствует лучшему усвоению учебного процесса.Развивающая деятельность детей обязательно должна включать в себя элементы игры, коллективного и индивидуального труда, в сочетании с игрой, выполнением индивидуальных получений. Наилучшее развитие воспитанников происходит при наличии достаточного свободного и индивидуального времени для чтения книг, индивидуальных и коллективных игр, творческой деятельности, совместного проведения времени с друзьями, обеспечение полноценного досуга детей. Это праздники, дискотеки, клубы выходного дня, ежедневные встречи группы за чашкой чая, где ведутся разговоры на различные темы, обсуждаются итоги и перспективы жизнедеятельности.В индивидуальном режиме должно быть определено время для всех основных видов деятельности воспитанников, воспитательных дел, коррекционных занятий, самоподготовки, трудовых и досуговых дел.     Наиболее полно значение индивидуального подхода к организации досуговой деятельности проявляется в тех классификационных группах досуга, где воспитаннику необходимо применить все имеющиеся в его распоряжении возможности для достижения конечного результата. Это прежде всего творческая деятельность, реализуемая через занятия кружковой работой и дополнительное образование. На протяжении всего учебного года каждый воспитанник может продемонстрировать свои достижения и таланты, принимая участие в выставках, конкурсах, творческих выступлениях школы-интерната, а также в организации классных мероприятий. При этом, принцип определения ребенка в ту или иную творческую группу имеет как сходство с массовой школой -  по индивидуальным способностям, так и значительное различие. Если для массовой школы следующим определяющим фактором является возраст ребенка, то для коррекционной школы следующий, и даже определяющий, показатель отнесения ребенка с ОВЗ в ту или иную творческую группу – состояние здоровья, уровень умственного и физического развития. В связи с этим, на один уровень образовательного и воспитательного процесса могут быть объединены разновозрастные воспитанники, что несомненно имеет отражение при составлении режима дня.Жизнеопределяющей задачей дополнительного образования детей с ОВЗ является обучение повседневным бытовым умениям: шить, мастерить, готовить, ремонтировать. Для овладения ими в школе создана система дополнительного образования, где каждый воспитанник может выбрать занятие по душе и возможностям: изо деятельность, хореография, пение, прикладное творчество, ОППТ (общественно-полезный производительный труд). Во время проведения ежедневных воспитательных дел по основным направлениям: нравственному, физическому, эстетическому, трудовому воспитанию ребята получают знания и практические умения. Предусматриваются и ежедневные коррекционные занятия по 15-20 минут, направленные на коррекцию и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Организация этих занятий требует от педагога изучения индивидуальных особенностей не только познавательной деятельности, но и черт характера, умение видеть потенциальные возможности и ближайшие перспективы, а также знания реального уровня сформированности качества личности ребенка. Ежедневно, кроме выходного дня, отводится время и на подготовку домашних занятий. Самоподготовка является исключительно важным режимным моментом, требующим специальной организации. Для этого в спальных комнатах имеются хорошо оборудованные места, мебель подобрана в соответствие с ростом детей, рядом лежат необходимые принадлежности. Воспитанникам ничего не мешает самостоятельно трудиться и в тоже время, в любую минуту получить необходимую помощь.Дефицит общения восполняется благодаря предусмотренному в режиме дня времени индивидуальной работы педагога с ребенком.Режим дня с учетом психофизических возможностей ребенка позволяет индивидуализировать и дифференцировать воспитательный процесс, так как происходит учет всех возможностей воспитанников с опорой на заключения исследования психолого-педагогического консилиума школы. Безусловно, индивидуальный режим составляется и с учетом возрастных характеристик детей. Поэтому в группе организован дневной сон для учащихся начальных классов. Для остальных ребят в это время предусмотрены занятия другими видами деятельности, чтобы не мешать отдыхать младшим. Отбой происходит также в различные часы. В то время, когда малыши уже засыпают, старшие дети имеют возможность посмотреть телевизор, почитать книги или заняться любимым делом, а воспитатель осуществить индивидуальную воспитательную работу.Немаловажным моментом при составлении режима досуговой деятельности и выборе классификационной группы досуга для ребенка является учет социального фактора: его окружение дома, среды, в которой вырос и продолжает периодически пребывать ребенок, межличностные контакты в школе. Исследования воздействия комплекса факторов на детей с ОВЗ (собственно школьного, семейного, средового, социального, соматического, психического), приведенные доктором медицинских наук, психиатром, ведущим научным сотрудником института социальной работы РАО Иовчук И.М. выявили в том числе огромное значение присутствия или отсутствия индивидуального подхода к ребенку, а также прямую закономерность влияния социального окружения на физическое и личностное развитие ребенка. Не останавливаясь на медицинских аспектах, хочется отметить приведенный ей результат исследования социальной среды учащихся с ОВЗ: «Семьи учащихся коррекционной школы в подавляющем большинстве случаев были крайне неблагополучными. В 64% случаев эти семьи были неполными, чаще всего в связи с разводом, реже - со смертью, лишением прав материнства или отцовства, тюремным заключением одного из родителей; 8% детей были полными сиротами. В 28% случаев семьи являлись полными, но среди них в 78% отец, мать или оба родителя страдали алкоголизмом или наркоманией, были безразличны к детям или отличились особой жестокостью; в 5% случаев полные семьи были многодетными или отличались крайней бедностью; в 20% случаев один из родителей страдал душевным заболеванием и фактически был инвалидом». Учет влияния, оказанного социальной средой, позволяет правильно определить режим досуговой деятельности ребенка, предотвратив явления декомпенсации и дизадаптации ребенка в школьном сообществе. [4, c. 67]Важным считается при составлении индивидуального режима и соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Это обусловлено тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкий показатель здоровья с самого рождения, многие страдают хроническими заболеваниями, поэтому при разработке индивидуальных режимных моментов воспитатель применяет чередование различных видов деятельности – игр, занятий творчеством, времени отдыха не только в течение дня, но и недели, разумное распределение нагрузки, использование различных форм воспитательной работы: индивидуальных, групповых, массовых. Дети имеют возможность проводить на воздухе не менее 2-х часов в день. Четкая организация режимных моментов позволяет быстро и качество выполнить все дела, связанные с самообслуживанием.Индивидуальный режим воспитанников в обязательном порядке должен гармонично вписываться в общий режим школы-интерната. При этом он создает в жизнедеятельности ребенка некоторую упорядоченность. Крайне важно при разработке режима дня ребенка с ОВЗ придать ему щадящий характер.Индивидуальный режим составляется совместно с каждым ребенком с учетом его свободного выбора деятельности. В ходе разработки индивидуального режима воспитатель выбирает такие приемы и средства, которые дают возможность максимально учитывать интересы и стремления ребенка, а также показатели его психофизического развития, рекомендации Психолого-педагогической комиссии. Режим, разработанный при активном участии воспитанника принимается и исполняется всеми, так как каждый знает, какую практическую пользу он приносит, формируя жизненные необходимые навыки, тренируя волю, вырабатывая такие качества, как обязательность, ответственность, настойчивость, самостоятельность, уважение и заботливое отношение к старшим и младшим, позитивный настрой на процесс обучения. [6, с. 212]Индивидуальный режим оформляется в виде плана-сетки в тетради, которая находится на рабочем столе. Роль воспитателя в организации индивидуальных режимов воспитанника носит организационный характер. Каждый день воспитатель знакомит детей с общими делами и просит их уточнить, чем каждый из них хотел бы заниматься в течение дня. Дети, привыкнув к определенному распорядку, делают это легко.В ходе проведение анализа влияния индивидуального подхода к досуговой деятельности на степень удовлетворенности воспитанников пребыванием в интернатном учреждении, результаты которой безусловно влияют и на качество усвоения учебных программ, было проведено исследование, в котором приняли участие респонденты воспитанники школы-интерната.  Исследование проводилось в форме анкетирования, в котором дети совместно с родителями отвечали на 10 вопросов, позволяющих выявить отношение ребенка к досуговой деятельности,  оценить субъективную сторону исследования, а также анализировались показатели, представляющие собой объективную сторону исследования: в течение учебного года проводился мониторинг появления неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих; удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий; появление потребности в помощи воспитателей при выполнении домашней работы; антидисциплинарные поступки.  Проведенное авторское исследование  выявило, во-первых,  очевидную связь между наличием индивидуального плана досуговой деятельности и  степенью удовлетворенности воспитанников с ОВЗ досуговой деятельностью. Группа 1 воспитанников круглосуточного пребывания среднего звена школы-интерната (учащиеся 4 - 5 классов), принимающие участие в эксперименте в количестве 12 человек, имеющие индивидуальный режим досуговой деятельности, показали высокий процент удовлетворенности пребыванием в школе-интернате – 74,3%. В то время, как в аналогичной Группе 2 учащихся 4-5 классов из числа приходящих, не проживающих в школе-интернате, воспитанников, процент удовлетворенности составил всего 46%, несмотря на то, что виды досуговой деятельности выбирались учащимися самостоятельно совместно с родителями (законными представителями).Сравнив полученные в ходе исследования результаты объективных оценочных показателей мониторинга выявлена прямая закономерность между степенью удовлетворенности воспитанников с ОВЗ пребыванием в школе-интернате, а, как мы отметили выше, следовательно, и досуговой деятельностью, и положительной динамикой успеваемости: количество неудовлетворительных оценок учащихся Группы 1 на 24% меньше, чем у учащихся Группы 2; время выполнения домашних заданий воспитанников Группы 1 на 14,7% меньше, чем у воспитанников Группы 2  (выполнялись под руководством учителей в группах продленного дня);  антидисциплинарных поступков у воспитанников Группы 1 в течение учебного года не было, в то время, как у учащихся Группы 2 за год было зафиксировано 2 дисциплинарных поступка, требующих вмешательства социального педагога; динамика самостоятельного выполнения домашней работы у воспитанников Группы 1 была выше, чем у воспитанников Группы 2 ( проводилась с использованием критериев : « самостоятельно выполненная работа»; « работа выполнена с помощью  педагога»). Количество полностью самостоятельно выполненных работ у воспитанников Группы 1 на 27% выше, чем у учащихся Группы 2.Таким образом, объективно установлено, что индивидуализация режима позволяет направить воспитательный процесс на создание оптимальных условий для развития отдельной личности в системе единой общности и служит повышению мотивации воспитанников в учебной и досуговой деятельности; становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация, является необходимым условием обогащения пространства социализации и саморазвития личности подрастающего человека. Школа-интернат, несмотря на экономические сложности современности, предоставляет разнообразные формы досуговой деятельности. При этом опыт, приобретенный в школе-интернате, существенным образом обусловливает перспективы жизненной судьбы, так как закладывается базис эмоциональной, физической, интеллектуальной зрелости человека.Список использованных источников1. Добринская, Е. И. Свободное время и развитие личности [Текст] / Е. И. Добринская, Э. В. Соколов. - Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1983. – с. 32. 2. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с. 3. Затуливетер, Л.А. Организованный досуг как фактор воспитания и развития учащихся: диссертация [Электронный ресурс] / Л.А. Затуливетер // 13.00.01. - Липецк, 1998. - 245 с. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 10.09.2022). 4. Иовчук, И.М. Особый ребенок: Исследования и опыт помощи [Электрон. текстовые]/ И.М. Иовчук // Первый выпуск научно-практического издания «Особый ребенок: исследования и опыт». Вып. 1 : науч.-практ. сб. – Эл. изд.– М. : Теревинф, 2016. – с. 128. 5. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы [Текст] / К. Д. Ушинский. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — с. 258 — (Антология мысли). 6. Худенко, Г.С. Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате [Текст] / Г.С. ХуденкоМ: АРКТИ, 2010 г. - с. 312 © Erzikova N.A., 2022THE SIGNIFICANCE OF AN INDIVIDUAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN A BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH HIAThe article raises the question of the importance of an individual approach to organizing the life of a pupil with disabilities in a boarding school. The types of leisure activities, ways of organizing the leisure of pupils and their influence on the formation of the child's personality are considered. Keywords: organization of leisure activities, individual daily routine, boarding school for children with disabilitie.