Публикации Консультация для воспитателей - "Знакомство с народной глиняной игрушкой".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей - "Знакомство с народной глиняной игрушкой".
Автор: Дегтярева Людмила Васильевна

Консультация для воспитателей Знакомство с народной глиняной игрушкой.Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.История народной глиняной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразиеСамой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Образцы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов женской фигуры на устойчивом конусе-юбке, обтекаемая форма птички-свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя. Дымковские игрушки самые «богатые», веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.Филимоновская игрушка совсем другая. Свое название получила от деревни Филимоново. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины- «синьки». При просушке пластичная, благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п. Изображение людей-монолитные, скупые на детали-близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершает конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры-малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета-игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. В основном филимоновские игрушки- свистульки.Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращали на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировании изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны-они крепки, выразительны, темпераментны. Среди образов скопинской керамики-Полкан-богатырь с дубинкой в руке. Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыбалова, скотовода-качевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки Очень необычная глиняная игрушка -каргопольская. Она производиться в городе Каргополье.Мастера каргопольской игрушки сохраняют традиционные сюжеты, Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков.Конь — главный символ солнца и оберег.Медведь — символ могущества, пробуждение природы.Баран, корова — могущество, плодородие.Козел — добрая сила.Олень — символ изобилия.Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.Игрушки из глины - народные игрушки, согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.ЛитератураЛыкова И.А. Дымковская игрушка,- Изд. Карапуз-Дидактика, 2005Величкина Г. А. Дымковская игрушка. - Мозаика-Синтез, 2004Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. - Л., 1975.Соломенникова О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования.- М.: Мозаика-Синтез, 2006