Публикации Памятка для родителей - гиперактивный ребенок

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Памятка для родителей - гиперактивный ребенок
Автор: Катасонова Анна Александровна

Разработано педагогом-психологом МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №182» Катасоновой А.АПамятка для родителей - гиперактивный ребенокЕсли ваш ребенок гиперактивен, необходимо проводить домашнюю коррекционную программу. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменения поведения взрослого и его отношения к ребёнку:- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; - помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; - контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил; - не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; - стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку; - реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного); - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами несколько раз; - не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принес извинение за проступок; - выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок; - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье:- уделяйте ребёнку достаточно внимания; - проводите досуг всей семьёй; - не допускайте ссор в присутствии ребёнка. 3. Организация режима дня и места для занятий:- установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи; - чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания; - оградите ребёнка от длительного просмотра телевизионных программ; - избегайте по возможности больших скоплений людей; - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; 4. Специальная поведенческая программа:- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; - чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; - составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ; - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией. Работу с гневом можно осуществлять используя «Лестницу гнева», перенос чувств на неопасные предметы. В арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, подушки, «стаканчик для крика»; - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка; - постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком; - не разрешайте откладывать выполнения задание на другое время; - не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; - помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; - объясните гиперактивному ребёнку о его проблемах и научите с ними справляться. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются не результативными, так как гиперактивный ребёнок еще не готов к такой форме работы. Для него наиболее действенны будут средства убеждения «через тело»: - лишение удовольствия, лакомства, привилегий; - запрет на приятную деятельность; - приём «выключенного времени» (изоляция ребенка, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в пастель); - чернильная точка на запястье ребёнка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-ти минутное сидение на «скамье штрафников»; - холдинг, или простое удерживание в «железных объятиях»; - внеочередное дежурство малыша по кухне.