Публикации Система упражнений, как средство развития ловкости в процессе обучения игре баскетбол школьников подросткового возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система упражнений, как средство развития ловкости в процессе обучения игре баскетбол школьников подросткового возраста
Автор: Андреев Николай Игнатьевич

Система упражнений, как средство развития ловкости в процессе обучения игре баскетбол школьников подросткового возраста Андреев Николай Игнатьевичучитель физической культурыМБОУ «Кюкяйская СОШ»Аннотация: в данной статье изучена методика развития ловкости школьников подросткового возраста. Разработаны специальная система упражнений.Ключевые слова: ловкость, баскетбол, упражнения, процесс, подростковый возраст. Актуальность работы: В настоящее время, в ФГОС школьного образования выделены ведущие линии, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование общей культуры; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей. «Физическое развитие» представлено как одно из ведущих направлений формирования у детей школьного возраста заинтересованности и ценностного отношения к физической культуре, гармоничного развития психофизических качеств детей накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); необходимости в двигательной активности и физическом совершенствовании. Данное направление реализовывается в игре и двигательной деятельности. Объект исследования: Процесс развития физического качества ловкость у учащихся подросткового возраста.  Предмет исследования: процесс развития ловкости посредством игры баскетбол. Цель исследования: выявление влияния баскетбола на развитие ловкости у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: заключается в том, что развитие ловкости будет более эффективным, если использовать специально разработанный комплекс упражнений для баскетбола подросткового возраста. Задачи работы:
  • Анализ научно – методической литературы.
  • Разработать эффективный комплекс упражнений для развития ловкости у учащихся подросткового возраста в игре баскетбол.
  • Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса физических упражнений, направленных на развитие ловкости у учащихся подросткового возраста.
  • Методологической основой исследования явились фундаментальные работы отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В.К. Пельменев «Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов»; М. Л. Берговина «Баскетбол: средства и методы обучения»; В.А. Гомельский «Как играть в баскетбол»; В.Г. Луничкин «Экспериментальное обоснование методики совершенствования приемов техники игры у высококвалифицированных 5 баскетболистов»; Д.И. Нестеровский «Баскетбол: теория и методика обучения»; М.М. Степанова «Баскетбол. Методика обучения и спортивной тренировки в баскетболе»; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков «Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения»). Методы исследования:1.Анализ литературных источников.2.Педагогическое наблюдение.3.Тестирование.4. Метод математической  статистики. Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы в деятельности тренеров, учителей физической культуры. База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Кюкяйская СОШ имени А.К. Акимова» село Кюкей, Сунтарский улус. Ловкость – ведущее качество баскетболиста, комплексная способность спортсмена к проявлению высокого уровня силы, скорости в сочетании с координацией движений и точностью. Ловкость проявляется в способности овладевать новыми движениями и быстро перестраивать их в соответствии с изменениями игровых ситуаций. Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, в которых требуемая точность, скорость и координация движений. Подростковый возраст - один из основных этапов в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и характера. Этот период длится в среднем с 12 до 16 лет. Современный баскетбол - это спортивная игра, которая характеризуется высокой физической активностью и высокой интенсивностью игровых действий и требует от игрока максимальной мобилизации функциональных и скоростных качеств. Играть в баскетбол - значит быть физически развитым, думать об игровой ситуации и принимать решения, быть психически устойчивым и сильным. Самым важным средством ловкости являются спортивные упражнения с элементами атаки, которые блокируют бросок защитного снаряжения, ловят рыбу и стреляют мячом. Ловкость также развивает действия, направленные на эффективное использование упражнений в сложных условиях: разные стартовые позиции, игра на меньших поверхностях, с разным количеством игроков, сложность игры с дополнительными движениями. В таких упражнениях важна координация движений, чувство равновесия и пространственная ориентация. Координация, трудности, неожиданные ситуации, экстремальные условия формируют основу для эффективного развития и улучшения ловкости. Последовательное и систематическое проведение игр по баскетболу благоприятно сказывается на развитие у детей умения управлять своими действиями. У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения. Баскетбол учат детей действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Для определения уровня развития ловкости учащихся среднего школьного возраста были подобраны следующие тесты: Тестирование общефизической подготовки.Тест 1. Челночный бег 3 х 10 м в исходном положении лицом вперёд (сек.) Оборудование: секундомеры; ровная дорожка 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см; два набивных мяча массой 2 кг. Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты; когда он приготовился следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Необходимо следить, чтобы испытуемый не снижал темпа бега. Испытуемый имеет две попытки. В протокол заносится лучший результат. В забеге могут участвовать двое испытуемых.Тест 2. Прыжки в длину с места. 1.     Подготовка перед отталкиванием. Принятие исходного положения – важный этап, так как оно позволяет сконцентрироваться и собрать все силы. Начальной фазой здесь является линии старта.
  • Встать у стартовой точки, расставить ноги на ширину плеч;
  • Немного отвести руки за спину, согнуть в локтях и опустить вниз;
  • Согнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах, расположить первые по уровню носков;
  • Не отрывать стопы от земли, зафиксировать положение.
  • 2.     Отталкивание. Производится сразу после подготовки. Задерживаться нельзя, потому что прыгнуть дальше не получится. Это связано с тем, что на первом этапе тело начинает инерционное движение.
  • Сделать резкий выпад руками вперед;
  • Подтянуть тазобедренные суставы;
  • Разогнуть колени;
  • Резко оторваться от земли.
  • 3.     Полет и приземление.
  • Вытянуть тело по прямой линии, плавно разогнуть колени;
  • Перед приземлением опустить руки, стопы вынести вперед;
  • Аккуратно приземлиться на землю, согнув немного колени для поддержания равновесия;
  • Выпрямиться при посадке.
  • Тест 3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежаСгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняются таким образом: Примите упор лежа на полу, поставьте прямые руки на ширине плеч, кисти выведите вперед, локти разведите не более чем на 45 градусов. Плечи, туловище и ноги должны составлять прямую линию. Пальцами стоп упритесь в пол без опоры. Делая вдох, опустите тело вниз, коснувшись грудью пола. Делая выдох, вернитесь в исходное положение. Зафиксируйте свое положение в верхней точке на 0,5 секунды, а затем повторите движение необходимое количество раз. На этом этапе была поставлена цель: разработать ускоренную программу повышения технического мастерства обучающихся экспериментальной группы с одновременным развитием ловкости у обучающихся среднего школьного возраста. Данная цель предопределила постановки следующих задач:
  • Составить план учебно-тренировочных занятий по баскетболу.
  • Провести педагогический эксперимент с детьми экспериментальной группы и анализировать, сделать вывод.
  • Изучив научно-методическую литературу разработать комплекс упражнений на развитие ловкости.
  • Для проведения опытно-экспериментальной работы мы взяли обучающихся 9 класса и разделили их на две части. В педагогическом эксперименте перед контрольной и экспериментальными группами стояли задачи улучшения общей физической подготовленности занимающихся обучение технике выполнения двигательных действий, которые имеют особо важное значение для дальнейшего овладения техникой баскетбола. В экспериментальной группе, помимо материала, содержащего в программе, было использовано большое количество упражнений. Система упражнений для развития ловкости у обучающихся подросткового возраста
  • Прыжки через скакалку
  • Балансирование в стойке на одной ноге
  • Кувырки с мячом
  • Различные упражнения с мячами
  • Из полученных данных тестирования мы видим, что прирост технической подготовки наблюдается в обеих группах, так как развитие ловкости шло и в той, и в другой группе, но если сравнить прирост показателей экспериментальной группе с приростом показателей контрольной группе, то мы увидим, что экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная группа. В этом мы убедились на основе анализов результата тестирования. По результатам нашего тестирования можно сделать такие выводы:1.Данная программа обучения развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста способствует одновременному повышению технической и физической подготовленности баскетболистов.2.При условии соблюдения рекомендации по использованию данной методики на этапах обучения техническим приемам удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности обучающихся.3.Для повышения эффективности обучения по баскетболу следует широко внедрять разработанные нами специальные упражнения для развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста.Заключение. Техника игры - это комплекс специальных приёмов, необходимых баскетболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях баскетболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Ловкость приобретает ведущее значение, поскольку требует особого внимания, и тем самым непосредственно влияет на результат. Техника баскетбола —— это средство ведения спортивной борьбы решением конкретных тактических задач и быстрой реакции если ученик овладел и развил ловкость. Спортивная техника — это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменов движений и действий, направленных на достижение определенного эффекта в соревновательной деятельности. Методическая задача — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доведя его до автоматизма, достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного) не поддающегося влиянию помех (шум, свет и т.д.) путем многократного повторения упражнений. На всех стадиях обучение технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения, чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Из полученных данных тестирования мы видим, что прирост развитияловкости у обучающихся среднего школьного возраста наблюдается в обеих группах, так как развитие ловкости шло и в той, и в другой группе, но если сравнить прирост показателей экспериментальной группе с приростом показателей в контрольной группе, то мы увидим, что экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная группа. В этом мы удивились на основе анализа результатов тестирования.Литература:
  • Айропетянц, Л. Р. Спортивные игры. / Л. Р. Айропетянц, М. А. – Ташкент : Годик. - 2005. – 46 с.
  • Баскетбол : учебник для вузов физической культуры. / под.ред. Ю.М. Портнова. — М.: Физкультура и Спорт, 2004. – 26 с. -
  • Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с..
  • Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – Москва : Физкультура и спорт, 2004. – 112 с.
  • Мальчиков, А. В. Социально психологические основы управления спортивной командой / А. В. Мальчиков. – Смоленск : СГИФК, 2000. – 214 с.