Публикации Рабочая программа Здоровый малыш

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа Здоровый малыш
Автор: Панова Татьяна Николаевна


Содержание
№ п/п
Раздел программы
№ страницы
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель программы
4
3.
Концепция программы
5
4.
Основные принципы программы
5
5.
Основные направления программы
5
6.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из
направлений программы
5-6
Материально-техническое оснащение оздоровительного
процесса в ДОУ
5-6
Воспитательно -образовательное направление
6-12
Лечебно- профилактическое направление
12-16
7.
Закаливающие мероприятия
16-18
8.
Ожидаемые результаты
18
9.
Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники
18
10.
Функциональные обязанности работников учреждения в рамках реализации программы Здоровый малыш
18-20
11.
Приложение 1 Игровой массаж
21-27
12.
Приложение 2 Кинезиологические упражнения
28-31
13.
Приложение 3 Комплекс упражнений для профилактики близорукости В.Ф. Базарного
32-33
14.
Приложение 4 Релаксационные упражнения В.Ф.Базарного
34-44
15.
Приложение 5 Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
45
Пояснительная записка
Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Законом Об образовании здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Создание оздоровительной программы обусловлено всевозрастающими требованиями к дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста, с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей воспитанников, а также природно-климатических условий.
Программа Здоровый малыш предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель программы:
Программа Здоровый малыш направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей. Педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
Медицинский кабинет, изолятор и процедурный кабинет, которые оснащены медицинским оборудованием.
Опытные медицинские специалисты: старшая медицинская сестра, медсестра.
Физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: - гимнастическими скамьями, спортивными матами;
- гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием.
Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий
библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений.
В учреждении работают специалисты: педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Оснащены кабинеты педагога – психолога, для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы учреждения: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Объекты программы:
Дети дошкольного образовательного учреждения
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение
Педагогический коллектив образовательного учреждения
Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Основными направлениями программы “ Здоровый малыш” являются:
Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Воспитательно-образовательное направление.
Лечебно-профилактическое направление.
Мониторинг реализации программы.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в учреждении.
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Пути реализации:
а) обновление материально-технической базы:
приобретение столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей
замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец
пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, массажными мячами, гантелями, массажными ковриками.
б) преобразование предметной среды:
произвести благоустройство физкультурной площадки;
оборудовать спортивную площадку: полосой препятствий для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе.
2. Воспитательно-образовательное направление
1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:
повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
повышению физической работоспособности;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
физические занятия в зале и на спортивной площадке;
утренняя гимнастика;
физкультминутки;
оздоровительный бег;
физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”.
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
выполнение режима двигательной активности всеми педагогами учркждения;
преобладание циклических упражнений на физкультурных анятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества
использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.
2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
режимные моменты;
тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
физкультурные занятия;
закаливающие процедуры после дневного сна;
организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)
Такие формы работы с родителями, как:
ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников;
тематические родительские собрания;
совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.);
консультации специалистов - психолога, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ).
3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.
Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:
фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;
создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
организацию игровой деятельности детей;
индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога.
Статистика ежегодных исследований показывает, что около 70% детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшие затруднения, называют письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет, таковых – 87,5%.
Минусы традиционной системы:
На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность неведущей, что является не совсем правильным.
Длительное выполнение упражнений в прописях (особенно с детьми младше 5 лет) приводит к быстрому утомлению ребенка, отказу от деятельности и другим негативным реакциям вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, а также мелких мышц кисти (писчий спазм).
В настоящее время получили распространение типографические методы развития детей, то есть педагогами часто используются книги, наборы сюжетных картинок для стимуляции развития речи, мышления,
- но еще в 60-х годах прошлого столетия было научно доказано, что дети полноценнее воспринимают объемные предметы, чем их изображение на картинке.
Целенаправленная работа по подготовке ребенка к школе ведется, в основном, на специально организованных занятиях, близких по своей структуре и содержанию (а иногда и продолжительности) к школьному уроку. Но ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ИГРА, а источник возникновения игры – предметное действие (Д.Б. Эльконин, 1999г.). Именно поэтому в дошкольный период развития ребенка подготовка к обучению в школе должна осуществляться косвенно, прежде всего посредством игровых видов деятельности.
Таким образом, использование традиционных приемов при подготовке дошкольников к овладению графикой письма недостаточно эффективно.
Новизна подхода:
Современные исследования показывают, что для успешного овладения ребенком графикой письма необходимо развивать у него:
координацию движений рук;
пространственные представления;
чувство ритма;
мышечно-связочный аппарат кистей рук.
Для этого необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Важное значение здесь имеет сформированность взаимодействия полушарий головного мозга. Поэтому, наряду с традиционными методами формирования графомоторных навыков, педагогам необходимо использовать кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия
(см. Приложение № 2).
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем Учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей;
создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки Моя семья, введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение ритуалов подготовки ко сну);
организация уголков психологической разгрузки (зон уединения детей) в группах;
создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
формирование культуры общения детей;
проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
рациональное применение музыкотерапии (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:
обучение детей приемам релаксации;
разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях.
Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.
Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. (См. Приложение 4)
3. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в нашем Учреждении должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:
осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений;
своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.
2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
плановые оздоровительные мероприятия;
закаливающие мероприятия;
нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
№ п/п
Мероприятия
Группа
Периодичность выполнения
Ответственные
Время
1.
Дыхательная гимнастика в игровой форме
1-10 гр.
3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна
Воспитатель, контроль медработника
в течение года
2.
Адаптогены вновь поступающим (адаптационный период)
Младшие группы
по 30 дней
медработник
воспитатель
в период поступления
3.
Выявление и профилактика нарушения осанки и плоскостопия:
- подбор мебели по росту;
- корригирующая гимнастика;
- хождение босиком
- массаж стопы с применением
массажных ковриков;
- физкультминутки.
1-10 гр.
2 раза в год
медработник
воспитатель
в течение года
4.
Рациональное питание
1-10 гр.
постоянно
Контроль медработника
в течение года
5.
Профилактика кариеса:
-консультация стоматолога 1-2 раза в год
-обучение правильной чистке зубов
1-10 гр.
По назначению врача 2 раза в год
Медработник. Врач, воспитатели
в течение года
7.
Профилактика глистных инвазий
-обследование детей на я/глист и остриц
-обучение детей правилам личной гигиены
С 2-7 лет
1 раз в год
Воспитатели
В течение года
8.
Неспецифическая профилактика гриппа и простудных заболеваний
-создание режима температурного комфорта
-режим проветривания
-кварцевание групп
-влажная уборка с дез. растворами
-утренний фильтр с 2-х кратной термометрией
С 2-7 лет
По назначению врача
По сезону
Медработник
В течение года
9.
Специфическая профилактика гриппа (вакцинация)
С 2-7 лет
По назначению врача
Медработник
В течение года
ИНТЕНСИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ ГРИППА И ОРЗ
№ п/п
мероприятия
сроки
Возраст
детей
1.
2.
Фитонцидотерапия (лук, чеснок порционно)
Фитонцидное облачко
- медальоны
- раскладывание резаного чеснока, лука на тарелочках
Ежедневно
Ежедневно
Все дети
Все дети
ПРОФИЛАКТИКА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Мероприятия
Группа
Периодичность выполнения
Ответственные
Время
Благоприятный эмоционально-психологический микроклимат
ЧБД (часто болеющие дети)
Медработник, воспитатель
В течение года
Увеличение продолжительности дневного сна
Максимальное пребывание на воздухе
ежедневное
В течение года
Рациональное питание
Дыхательная гимнастика
ежедневное
Медработник воспитатель
В течение года
Закаливающие мероприятия
Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.
Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем Учреждении являются:
контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей
По данным Э.С. Аветисова (Э.С.Аветисов– основоположник отечественной системы охраны зрения детей. Профессор Эдуард СергеевичАветисов(1921-2001) – выдающийся отечественный офтальмолог, внесший огромный вклад в создание и развитие отечественной школы профилактики и лечения заболеваний глаз у детей)., близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.
Комплекс упражнений для профилактики близорукости В.Ф. Базарного
(см. в Приложении № 3).
Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.
Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. (см. в Приложении № 5).
Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники.
Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия.
Ожидаемые результаты программы Здоровый малыш:
снижение уровня заболеваемости;
закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
Функциональные обязанности работников Учреждения в рамках реализации программы Здоровый малыш
Заведующая ДОУ:
общее руководство по внедрению программы;
анализ реализации программы - 2 раза в год;
контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по воспитательной работе:
проведение мониторинга (совместно с педперсоналом);
контроль за реализацией программы.
Инструктор по физкультуре:
определение показателей двигательной подготовленности детей;
внедрение здоровьесберегающих технологий;
коррекция отклонений физического развития;
включение в физкультурные занятия:
упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия;
упражнений на релаксацию;
дыхательных упражнений;
закаливающие мероприятия:
сниженная температура воздуха;
облегченная одежда детей;
проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья;
пропаганда здорового образа жизни.
Педагоги:
внедрение здоровьесберегающих технологий ( В.Ф.Базарного);
пропаганда здорового образа жизни;
Проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
закаливания;
дыхательной гимнастики;
релаксационных, кинезиологических упражнений;
самомассажа;
упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
пропаганда методов оздоровления в коллективе детей.
Педагог-психолог:
внедрение здоровьесберегающих технологий;
охранительный режим;
коррекция отклонений в психическом развитии;
методы психологической разгрузки.
Старшая медсестра:
пропаганда здорового образа жизни;
организация рационального питания детей;
иммунопрофилактика;
лечебные мероприятия;
реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану.
Заместитель заведующего по хозяйственной части:
создание материально-технических условий;
контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы;
создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
обеспечение ОБЖ.
Шеф-повар:
организация рационального питания детей;
контроль за соблюдением технологий приготовления блюд;
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке.
Младший обслуживающий персонал:
соблюдение санитарно-охранительного режима;
помощь педагогам в организации образовательного процесса;
физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Приложение 1
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводиться 2-3 раза в день.
Поиграем с носиком
1. Организационный момент.
а) Найди и покажи носик
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
б) Помоги носику собраться на прогулку.
Каждый ребенок берет свой носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) Носик гуляет
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) Носик балуется
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) Носик нюхает приятный запах
Ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) Носик поет песенку
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: Ба-бо-бу.
ж) Погреем носик
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
з) Носик возвращается домой
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок
И садись скорее в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ___________покажи.
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик – баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: Ба-бо-бу.
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Поиграем с ручками
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательными пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап.
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение может сопровождаться стихами:
Эй, ребята все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки помочалю,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологических активных точек, расположенных на ушной раковине и связянных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2 – 3 раза в день.
Поиграем с ушками
Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) Найдем и покажем ушки
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) Похлопаем ушками
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) Потянем ушки
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) Покрутим козелком
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20 – 30 секунд.
д) Погреем ушки
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет всю раковину.
3. Заключительная часть
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди и скорей их покажи.
- Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались!
- А потом, а потом, покрутили козелком.
- Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
Поиграем с ножками
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабится.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя вилку из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
- Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
-На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
- Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
- Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
- По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
- Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
- Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
- Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселей ты катай
Да за нею поспевай.
- В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
- Скажем все: Спасибо!
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
Умывайка
Раз - обмывает правой рукой левую кисть.
Два - обмывает левой рукой правую кисть.
Три - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
Четыре - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
Пять - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперд.
Шесть - мокрой правой ладонью делает круговой движение по груди.
Семь - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
Восемь - ополаскивает руки.
Девять - отжимает их, слегка стряхивая.
Десять - вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три - до локтя намочили,
Четыре – с другою повторили.
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди.
Семь - лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость мы смоем.
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай
Приложение 2
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения,
выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
подключение движений глаз и языка к движениям рук,
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
1.Уши.Цель:энергетизациямозга.Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.
2.Колечко.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

3.Кулак-ребро-ладонь.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (кулак-ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5.Лягушка.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
6.Замок.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

7.Ухо-нос.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
8.Зеркальное рисование.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
9.Дыхательные упражнения.Цель: активизация работы стволовых отделов мозга,ритмированиеправого полушария,энергетизациямозга.
1-ый вариант.Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление (визуализация), т. е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося исдувающегосяв ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом пьют воздух.
2-ой вариант.Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
З-ийвариант.Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки:пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе:мо-ме-мэ-му.
10.Глазодвигательные упражнения.Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.
1-ый вариант.Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
2-ой вариант.Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или плотно сжатыми челюстями.
11.Постукивание.Цель:энергетизациямозга, активизация нейрогуморальной регуляции.Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.
12.Дыхательное упражнение.Цель: активизация работы стволовых отделов мозга,ритмированиеправого полушария,энергетизациямозга.Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение так же помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
13.Методика стирания стрессовой информации из памяти (Для педагогов) (визуализация).Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши,стирательнуюрезинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмитестирательнуюрезинку и начинайте последовательно стирать с листа бумаги созданную негативную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмитестирательнуюрезинку и стирайте до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Приложение 3
В.Ф. Базарный
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный,
внутренний – синий,
крест коричнево-золотистый,
восьмерка – зеленым цветом.
Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
Методика работы с офтальмотренажёром
Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.
Важное замечание:упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
Обход взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
только глазами при неподвижной голове и туловище;
с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию
Приложение №4
Релаксационные упражнения В.Ф.Базарного
Релаксация – это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц.
Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.
Эту реакцию можно вызвать разными способами, но мы предлагаем использовать метод мышечной релаксации и метод расслабления по представлению (игры – этюды).
При использовании метода мышечной релаксации (напряжение и расслабление мышц тела) ребенок должен чувствовать и осознавать этапы релаксации: напряжение мышц должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
Мышечная релаксация.
1. Сядь в удобное кресло (данное упражнение может выполняться лежа на ковре). Спина опирается на спинку кресла (или прижата к полу). Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их.
2. Начнем с рук: сожми руки в кулаки, как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.
3. Переходим к ногам: напряги их, включая пальцы в тугую тетиву. Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
(Следующий абзац маленькие дети могут пропустить и перейти к упражнению с лицом).
4. Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот, затем – грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники кресла. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пройдет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.
5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
1.Глубокое дыхание.
Цель: регуляция вегетативной нервной системы, расслабление, сосредоточение,осознание своих ощущений.
1. Сядь в кресло. Спина прямая и расслабленная.
2. Положи руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.
3. Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
4. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.
2.Воздушный шарик.
Цель:показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить вдыхать и выдыхать.
1. Представь, что в твоей груди находитсявоздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни свой легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
2. Не торопись, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сделай паузу и досчитай до пяти.
5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3-х, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух.
8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
3.Лифт.
Цель: расслабление и регулирование нервной системы.
1. Дети учатся выделять 3 участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6-8 или 12 секунд в каждом из них.
2. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
3. Снова вдохни – воздух поднимается на 1 этаж выше (желудок). Выдохни.
4. Вдохни еще раз и подними лифт еще на этаж выше (грудь). Выдохни.
5. А сейчас можно отправиться на чердак (вверх по горлу к щекам и лбу). Почувствуй, как воздух наполняет голову.
6. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из дверцы лифта.
4.Мгновенная релаксация.
Цель: быстрое расслабление.
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: Расслабься..
3. Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать и напрягаться, еще раз глубоко вдохни и выдохни.
4. Если в голове вертятся тревожные мысли – не обращай на них внимания. Они исчезнут, как улетает воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.
Полезно знать:научись определять свою обычную реакцию на трудности. Где ты испытываешь напряжение? В спине, плечах, шее, голове? Напрягается ли горло? Может быть, ты потеешь, и твои руки становятся холодными ивлажными?
5.Десятиминутный перерыв на растягивание.
Цель; релаксация и растяжка.
1. Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, как стебель вместе с распустившимся на ним цветком, открывающим свои лепестки солнцу.
2. Глубоко вдохни. Если твое внимание рассеяно, сосредоточься на точке или объекте прямо перед собой.
3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини и вытяни руки к потолку. Сосредоточься на дыхании.
4. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.
5. Плавно опусти руки.
6. Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если ты не можешь этого сделать без напряжения, наклоняйся не так низко.
7. Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Левая рука в это время – в сторону и за голову. Проделай то же самое правой рукой. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.
8. Сядь на пол, вытянув ноги перед собой. Дотянись до пальцев ног 3 раза
6.Жираф.
1. Закрой глаза.
2. Сделай вдох и расслабься.
3. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем – налево. Повтори это 3 раза. Теперь повращай шеей.
4. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори это 3 раза, затем подними каждое плечо несколько раз.
5. Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа шеей.
6.Радуга.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование воображения.
1.Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу – цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свое настроение и чувства. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь ты сам.
2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом?
3. Следующий цвет – красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?
4.Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает нас, как солнце и мы улыбаемся, глядя на него. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?
7. Зеленый – цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый помогает себя чувствовать лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?
Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуй также увидеть другие цвета.
8.Скала.
Цель: соединение со своей внутренней силой, сосредоточение.
1. Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на расстоянии 10 см. друг от друга.
2. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.
3. Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.
4. Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.
5. Постой несколько секунд, напрягая мышцы живота, ног и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.
6. Пусть партнер легко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.
7. Оставайся в этой позе столько, сколько захочешь, можешь использовать скалу в лифте, автобусе или очереди.
8. Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуешь возросшую уверенность в своих силах, большую удачливость.
9. Лошадка.
Цель: растягивание и расслабление всех мышц, особенно живота и бедер.
1. Ляг лицом вниз на одеяло или коврик. Выдохни и подтяни пятки к ягодицам. Ухватись за лодыжки. Если это сложно, воспользуйся поясом или полотенцем.
2. Сделай вдох, напрягая ягодицы и прижимая живот к полу. Выдохни, приподняв грудь и бедра от пола. Замри на 30 секунд на вдохе, затем вернись в исходное положение на выдохе.
3. Отдыхая, попробуй покачаться, как лодка на реке.
9.Морщинки.
Цель: избавление от напряжения в забавной форме.
1. Несколько раз вдохни и выдохни.
2. Широко улыбнись своему отражению в зеркале.
3. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки.
4. Подними и опусти плечи.
5. Расслабь мышцы лица.
6. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: Спокойно, - и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.
11. Марионетка.
Цель: контролирование своего тела, а затем – мыслей.
1. Ты никогда не ощущал себя марионеткой, которую дергают за веревочки? А сейчас ты сможешь быть одновременно марионеткой и тем, кто ею управляет.
2. Встань прямо и замри в позе куклы. Ты стал твердым, как Буратино. Напряги руки, плечи, пальцы, представь, что они деревянные.
3. Напряги ноги и колени и пройдись так. Твое тело – деревянное. Напряги лицо и шею, наморщи лоб, сожми челюсти.
4. А теперь голосом кукольника скажи себе: Расслабься и размякни. Расслабь мускулы. Можешь помассировать одной рукой другую, а затем кончиками пальцев помассируй лицо.
5. В эту игру можно играть с друзьями и со взрослыми. Играйте по очереди. Один из вас пусть изображает неподвижную куклу, а другой – кукольника, массирующего напряженные части тела марионетки.
Игры-этюды
Самолет.
Цель: преодоление страха перед ограничениями и самоограничением, развитие уверенности и установление равновесия между свободой и самоконтролем.
1. Займи позицию готовности, как самолет при взлете: стоя прямо и разведя руки в стороны. Может у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой самолет разгоняется и при взлете набирает высоту.
2. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи?
3. Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься. В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками.
Тропический остров.
Цель: ощутить прелесть места, где можно побыть наедине со своим Я.
1. Сядь поудобнее. Можешь закрыть глаза. Ты видишь прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где ты однажды побывал, которое ты видел на картинке или любое, нарисованное твоим воображением.
2. Ты – единственный человек на этом острове. Кроме тебя там только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь, какие запахи чувствуешь?
3. Ты видишь чистый берег и воду. Поплавай в море. Какое оно? Какая погода на твоем острове?
4. Как ты себя чувствуешь, совершенно один? Захвати это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.
Передвижные картинки.
Цель: посещение места, по которому скучаешь.
1. Сядь удобно. Сделай несколько вдохов и выдохов.
Закрой глаза. Расслабь лицо, шею, плечи. Представь место, которое тебе понравилось. Представь все детали этого места. Улыбнись, увидев эти детали. А теперь вернись туда, где ты находишься и нарисуй его.Небо.
Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.
1. Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.
Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на себе. Человек, смотрящий на облака – внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями. Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь тишину и радость. Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.
5. Океан.
Цель: полное расслабление. Совершенствование управления мыслями.
1. Сядь в кресло прямо (не напрягая спину), нога касаются пола. Или сядь на пол, скрестив ноги. Закрой глаза.
Представь океан. Ты видишь уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у твоих ног, отползают обратно. Продолжай наблюдать за тем, как волны надвигаются на берег и откатываются назад. Если ты о чем-то думаешь, твои мысли уносятся вместе с волнами. Смотри на океан. Ты смотришь на волны, и чувство покоя переполняет твою душу. Это – твой собственный мир, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент. Открой глаза. Если хочешь, посиди несколько минут. Вставай медленно.
6. Водопад – 1.
Цель: расслабление.
Закрой глаза и представь, что ты находишься подводопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло – голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать твое тело и уносить с собой переживания и негативные эмоции.
Сад чувств.
Цель: тренировка ума и активизация чувств, достижение творческой сосредоточенности.
1. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.
Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад! И становишься его садовником. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые кусты и кустарники, самые разные. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства. Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов, сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день в нем появляются ростки и цветы. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь – можешь нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.
8. Водопад 2.
Цель: расслабление, избавление от чувства дискомфорта.
Представь, что ты находишься в прекрасном прохладном зеленом лесу у подножия водопада. Восхитительно пахнут сосны, а воздух чист и свеж. Брызги воды попадают на твою спину. Ты прекрасно себя чувствуешь. Подходишь ближе к водопаду, подставляя свое тело под его брызги. Руки, шея, плечи, спина, ноги ощущают прохладу. Ты садишься у самой воды, и время замирает. Все вокруг кажется прохладным, чистым и восхитительным, даже когда ты уходишь.
Релаксационная подготовка.
Цель: развитие сосредоточенности; помощь рассеянному ребенку в концентрации на занятии.
1. Ребенок спокойно сидит на стуле или на кушетке. Он должен сидеть неподвижно, замерев, как статуя.
Ребенок вдыхает и выдыхает на четыре счета. Расскажите и покажите ему, как начать релаксацию. Подними правую руку и напряги ее всю. Напряги вторую руку. Затем расслабь их. Встряхни руки и положи правую руку на правую ногу. Проделай то же самое с левой рукой. Подними правую ногу на 10 см от пола. Покачай ее вправо и влево. Напряги ее, вытягивая пальцы, потом расслабь и поставь на пол. Повтори тоже самое с левой ногой. Напряги мышцы шеи и лица, выпятив челюсть и наморщив лоб, щеки, нос. Открой рот буквой О и покачай такое О из стороны в сторону. Расслабь челюсть, закрой рот. Расслабь лицо, сделай его мягким. Если чувствуешь напряжение, избавься от него, мышцы должны быть мягкими, но не слабыми. Посиди некоторое время, расслабившись, послушай музыку или подыши глубоко, затем – отомри.
Вербальные инструкции при психотерапевтическойкоррекции детей с проблемами в развитии.
Сели удобно.
Ноги нам не мешают.
Ноги стоят на полу.
Руки свободно лежат на коленях.
Спина прогнулась вперед.
Плечи опущены.
Голова склонилась на грудь
Дети, успокоились.
Слушаете только меня.
Подчиняетесь моим командам.
Выполняете все, что я вам говорю.
Внимание на своем теле!
Внимание на лице!
Нахмурили брови, поморщились.
Сжали сильно зубы, губы …
Зажмурили глаза…
А теперь, наоборот, сделали доброе, красивое лицо.
Ласково улыбнулись.
Чувствуете приятное тепло на лице.
Кожа разгладилась.
Вы стали красивые.
Напрягаем шею.
Медленно отводим голову назад.
Прогнули спину.
Шея и спина напряжены.
Склоняем голову и спину вперед.
Шея и спина расслабилась.
Напрягаем руки.
Сильно сжимаем кулаки.
Вытягиваем руки вперед.
Удерживаем их.
Разжимаем кулаки.
Опускаем руки на колени.
Руки расслабились.
Напрягаем ноги.
Упираемся пятками в пол, поднимаем стопы.
Упираемся пальцами в пол, поднимаем пятки.
Удерживаем ноги на цыпочках.
Опускаем ноги.
Поднимаем вытянутые ноги вперед.
Ноги напряглись.
Опускаем ноги.
Ноги расслабились.
Ваше тело расслабилось.
Дышится легко и свободно.
Вдох… Выдох…
Глаза закрой, дыши свободно,
Приятной мысли улыбнись…
Вдох… Выдох…
Начинаем согревать свое тело.
Лицо теплеет. Приятно теплеет.
Вдох… Выдох…
Руки теплеют. Приятно теплеют.
Руки тяжелые, теплые.
Вдох… Выдох…
Пальцы рук теплеют. Приятно теплеют.
Пальцы рук тяжелые, теплые.
Вдох… Выдох…
Спина теплеет. Приятно теплеет.
Спина теплая.
Вдох… Выдох…
Ноги теплеют. Приятно теплеют.
Ноги теплые.
Вдох Выдох…
Пальцы ног теплеют.
Приятно теплеют.
Пальцы ног теплые.
Вы стоите на теплом песке.
Течет река,
А мы следим за струями опять.
И чем мы далее глядим,
Тем легче нам дышать.
Вдох… Выдох…
Ваше тело расслаблено.
Расслаблено лицо. Лицо теплое.
Расслаблена шея. Голова свободно склонилась на грудь.
Расслаблена спина. Спина теплая.
Расслаблена грудь.
Дышится легко и свободно.
Вдох… Выдох…
Ваше тело расслаблено. Приятно расслаблено.
Тело теплое.
Мы успокоились.
Мы отдыхаем.
Вдох… Выдох…
В приятной тяжести расслабленное тело,
Мой каждый мускул благости постиг,
Я отдыхаю в расслабленье…
После отдыха вы будете хорошо и дружно работать
Все вместе.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Веселы, бодры мы снова
И к работе все готовы.
Подняли голову,
Открыли глаза.
Сделали глубокий вдох.
Подняли руки, потянулись.
Резко выдохнули.
Опустили руки.
Занятие закончилось.
Тихо сели на свои места и приступили к работе.
Приложение 5
Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2005. - 112 c.
Подольская, Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников / Е.И. Подольская. - М.: Скрипторий 2003, 2009. -363c.
Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. - Москва:Огни, 2016. -470c
Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Методическое пособие. ФГТ / О.Н. Моргунова. - М.: Метода, 2013. -767c
Литвинова, О.М. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. ФГОС ДО / О.М. Литвинова. - М.: Учитель, 2018. -762
Коновалова, Н.Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе / Н.Г. Коновалова. - М.: Учитель, 2017. -588c.
Кириллова, Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников: моногр. / Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 635 c.
Кириллова, Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников / Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 226 c.
Асачева, Л. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л. Асачева. - М.: Детство-Пресс, 2013. -315c
Каримова, Алиса Плоскостопие у детей / Алиса Каримова. - М.: Издательские решения,2010. -754c.
HYPER13PAGE HYPER15
6