Публикации Методы и приёмы для создания психологического комфорта учащихся на занятиях настольным теннисом

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы для создания психологического комфорта учащихся на занятиях настольным теннисом
Автор: Ингисаев Евгений Анатольевич

Ингисаев Е.А, педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества» Г. Златоуст, Челябинская область «Методы и приёмы для создания психологического комфорта учащихся на занятиях настольным теннисом» Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме созданию психологического комфорта на занятиях при освоении дополнительной образовательной программы. В данной статье рассматривается способы, формы и приемы работы по поддержанию психологического комфорта. Важнейшим условием развития личности ребенка является психологический комфорт на занятии, который во многом зависит от психологического здоровья педагога. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Что же такое комфорт? Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологический комфорт – это снятие страха перед занятием, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог должен не забывать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний и умений. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.Педагогу необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, старательность, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Моя задача педагога дополнительного образования, реализующего программу «Настольный теннис» организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятии. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние группы зависит прежде всего от педагога. Принципы психологического комфорта следующие:  Занятия должны приносить детям радость.  Протекать на фоне положительных эмоций.  Исключать психотравмирующие ситуации. Игра-один из лучших способов организации активного общения. Это может быть ситуационно-ролевая игра, игра между двумя соперниками либо группой детей. В игре, задаваемой и организуемой педагогом, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых, осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления. Использование игровых форм обучения в процессе реализации программы делает наш учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:  обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности обучающихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;  игра имеет определенный результат и стимулирует к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;  в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;  обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;  состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для обучающихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях.  в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. В этих условиях задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятиях. Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на занятиях я создаю с помощью таких приемов: 1. Снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься.) 2. Педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»); 3. Авансирование («У тебя получится, так как …»); 4. Персональная исключительность («Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»); 5. Усиление мотива («Нам это так нужно); 6. Высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»). Завершающим этапом занятия является подведение итогов, самоанализ. Учащиеся заканчивают предложения: «Сегодня на занятии я научился …, «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…, «Мне было интересно…, «Я смог…», «Я не смог…», «Мне хотелось бы…», «Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности ребёнка. Таким образом, результатом создания психологического комфорта для обучающихся на занятиях настольным теннисом станет не только и усвоение заданий или приёмов игры в теннис, но и в личностный росте обучающихся, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. Использованная литература: . Байгулов Ю. П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра /. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 117 с. 2. Барчукова Г. В. Способ оценки технико-тактического мастерства спортсменов в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса) /, // Теория и практика физической культуры. – 2008. – №2. – С. 15-17. 3. Войтус Л. В. Управление системой специальной физической подготовки в настольном теннисе / // Научно-теоретический журнал “Ученые записки”. – 2008. – № 1(35). – С. 23-25. 4. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с. 5.Российская педагогическая энциклопедия. М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1999.