Публикации Создание благоприятного психологического климата в хореографическом коллективе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание благоприятного психологического климата в хореографическом коллективе
Автор: Фролова Мария Владимировна

Фролова М.В., педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества» Г. Златоуст, Челябинская область Создание благоприятного психологического климата в хореографическом коллективе Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме созданию благоприятного психологического комфорта на занятиях при освоении дополнительной образовательной программы. В данной статье рассматривается способы, формы и приемы работы по поддержанию психологического комфорта. «Комфортный педагог – комфортный ребенок» Психологическая комфортность — это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, когда он испытывает радость, удовольствие, удовлетворение от процесса занятия каким-либо делом; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, у него нет необходимости от чего-либо защищаться. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, в том числе и дополнительного. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В школе дети получают большой объём информации, а также и большой объём домашних заданий, увеличиваются требования к знаниям ученика и т.д. Нервная система детей не справляется с потоком информации, идущей от всех источников, а потому происходит смещение, начинаются ранние возрастные изменения у детей. Поэтому дополнительное образование ни в коем случае не должно усугублять эту ситуацию. А наоборот, должно помогать ребёнку выходить из стрессового состояния и уменьшать уровень тревожности. Это достигается за счет создания образовательной среды с атмосферой доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребенка. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и педагога. Известно, что ход занятия зависит от самочувствия, настроения педагога. Воспитанники очень тонко чувствуют внутреннее состояние педагога. Если у него все ладится, он уверен в себе, знает и понимает, чему и как должен научить детей, тогда и они с радостью идут на занятия, у них горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности, побеждая временные неудачи. Так же как у счастливых родителей – счастливые дети, так же у успешных педагогов – успешные ученики. Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому педагогу для того, чтобы он мог обеспечить такую же комфортную обстановку своим воспитанникам и условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность. Помочь педагогу добиться психологической комфортности на занятиях могут следующие приемы и методы работы с детьми: 1. Необходимо найти «контакт» с группой и с каждым ребёнком, почувствовать его, установить зрительный контакт. Пока не найден зрительный контакт с каждым ребёнком, возможно непонимание с его стороны, работать в этом случае будет сложно. Как только найдены точки соприкосновения, включается механизм индивидуального подхода к ребёнку. 2. Необходимо сформировать у ребенка чувство уважения к труду педагога и его собственному труду на занятии. Для этого сам педагог должен относится к ребенку с уважением. Чтобы дети не опаздывали на занятия и выглядели соответствующим образом – педагог сам должен приходить на занятия вовремя, соблюдать дресс-код. 3. Очень важно сплотить ансамбль. Все дети должны чувствовать себя одной большой семьёй, звеньями единой цепочки. Каждый должен ощущать свою значимость, понимать, что он несет ответственность друг за друга и за то, что они вместе делают. Помочь в этом могут сформированные в коллективе традиции (например, чаепития по случаю дней рождения участников коллектива, совместные походы на концерты и т.д). 4. Важно создать на занятиях для каждого ребёнка ситуацию успеха. Даже маленькие достижения должны быть увидены педагогом и одобрены. 5. Необходимо использовать на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая история, небольшой рассказ из личного опыта и т.д.). 6. Вера в ребёнка - один из главных принципов в работе с детьми. Делая замечания, необходимо дождаться адекватной реакции на него и понимания ребенком его сути. Ребенок должен понять, что педагог делает замечание потому, что ему важно правильное выполнение задания, что он хочет усовершенствовать навыки ребёнка и верит, что тот сможет добиться поставленной цели. 7. Важной составляющей в создании психологической комфортности в коллективе является тесная работа с родителями. Постоянный контакт, общение, взаимопомощь, контроль за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка — всё это должно присутствовать в работе педагога. Педагог должен быть открытым для родителей и испытывать уважение и доверие с их стороны. Это далеко не единственные способы создания психологической комфортности, так как в ежедневной работе каждый педагог находит индивидуальные способы, подходящие к конкретным детям и в конкретное время. Главное помнить, что в центре находится ребёнок с его хрустальной детской психикой и ещё несформировавшимся мировоззрением. Необходимо защитить его, помочь ему раскрыть в себе способности и таланты. Стать ребёнку помощником и другом. Для этого важно быть не только квалифицированным специалистом, но и психологически мыслящим, мудрым педагогом, который может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности. Использованная литература: 1. Аликина, Г. В. Изучение психологического климата классов у младших и старших школьников / Г. В. Аликина. Москва: Просвещение, 2006. Текст: непосредственный. 2. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам / А. Б. Баранов. Текст: непосредственный // Дополнительное образование. 2005. № 10. С. 54–56.