Публикации Комфортная образовательная среда - важное условие эффективности обучения и воспитания в образовательном учреждении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комфортная образовательная среда - важное условие эффективности обучения и воспитания в образовательном учреждении
Автор: Хурматуллина Альбина Автаховна

Хурматуллина А.А., Зам. директора по УВР МАУДО «Дом детства и юношества» Г. Златоуст, Челябинская область Комфортная образовательная среда - важное условие эффективности обучения и воспитания в образовательном учреждении» «Нет предела совершенству, и нет совершенства, если есть предел» А.Маслоу В последние годы термин «образовательная среда» начинает встречаться столь же часто, как и «обучение», «развитие», «воспитание», «инновации в образовании» и т.п. В связи с изменившимися условиями жизни, в связи с новыми требованиями к содержанию и качеству современного образования, выбором ориентира на стратегическую цель образовательной политики государства - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», а также, учитывая меняющиеся потребности детей и родителей, актуальной стала проблема создания комфортной образовательной среды, целью реализации которой, как мы предполагаем, и будет получение каждым обучающимся доступного качественного современного образования. Традициями нашего учреждения являются:  открытость образовательного процесса;  уважение к личности ученика и педагога;  стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;  создание условий для развития каждого обучающегося с учётом его индивидуальных образовательных возможностей;  сохранение и передача педагогического опыта;  ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения Успешность создания комфортной образовательной среды в нашем учреждении предполагает реализацию следующих психолого-педагогических и организационных условий: • опору на передовой педагогический и управленческий опыт; • формирование вариативной системы видов деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка; • создание внутренней системы повышения профессионализма педагога; • перевод массового образовательного процесса на личностно-ориентированный; • приведение структуры управления в состояние, адекватное изменениям, происходящим в образовательной среде. Какими же должны быть результаты работы по созданию комфортной образовательной среды? 1. Должен быть создан привлекательный в глазах всех субъектов образовательного процесса имидж учреждения, обеспечивающий повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. 2. Должны быть удовлетворены жизнедеятельностью учреждения все участники образовательного процесса. 3. Потребители получат доступное качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. 4. Должно быть достигнуто новое качество образования на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы. 5. Произойдет развитие и совершенствование креативности обучающихся и педагогического коллектив нашего учреждения. Будет наблюдаться рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (активное участие в конкурсах, фестивалях, презентациях и т.д.). 6. Активно включатся в образовательный процесс родители и представители общественности. Любые содержательные изменения невозможны без изменения управленческого и кадрового компонентов. Для нашего учреждения наиболее результативным нововведением стало использование в образовательном процессе разнообразных технологий. Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Педагогическим коллективом было принято решение активизировать применение технологий развивающего обучения, исследовательских и проектных методов, информационных здоровье сберегающих образовательных технологий, инновационной оценки «портфолио», творческих мастерских, педагогических игр, обучения в сотрудничестве и прочее. Активно внедряются также технологии развития критического мышления и дистанционного обучения. Это дает возможность более эффективно решать задачи, поставленные перед учреждением. Основным механизмом обновления образовательной среды в ОУ является также создание единой информационной среды в учреждении. А это и управление качеством образования, и создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса, и повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов, и расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. Сейчас у нас совершенствуется работа в программе «Сетевой город», активно используются ресурсы Интернета. Анализ занятий, размышления, изучение психолого-педагогической литературы свидетельствуют и ещё об одной составляющей обновления образовательной среды – психологический комфорт, педагогическое общение со своими учениками. По данным анализа ребят порой угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и товарищами. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. Вот почему каждый педагог должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Основные слагаемые комфортного психологического климата: Все обучающиеся на протяжении всего занятия должны быть заняты ин-тересным делом. Это важнейшее условие комфортного психологического климата! Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности нашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу. Как бы мы ни улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента — комфортный психологический климат занятия резко снижается. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Здоровье детей катастрофически падает и мы, педагоги, задумываемся: « Что для нас важнее – физическое состояние ученика или его успеваемость?» Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность обучающихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая деятельность нашего учреждения включает систематическое проведение следующих мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья детей: - Дни Здоровья. - Беседы о здоровье с обучающимися. - Беседы о здоровье с родителями, в том числе выступления специалистов. -Прогулки, подвижные игры. -Уроки культуры здоровья. Что же должен делать педагог, чтобы сохранить здоровье детей? 1. Не допускать учебные нагрузки, приводящие к состоянию переутомления. 2. Не допускать «учебные стрессы». 3. Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей. 4. Не допускать ошибок в организации физической активности, профилактике гиподинамии. 5. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся. 6. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. 7. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровье сберегающих технологий. В заключение важно отметить, что комфортная образовательная среда важнейшее условие эффективности обучения и воспитания в образовательном учреждении. Образование высокого качества невозможно «дать», изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся. Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных обучающихся, знающих и преданных своему делу педагогов, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни. Использованная литература: 1. Кумарин В.В. Престижное воспитание? Проще простого! Если слушать голос Природы... М.: Издание журнала «Престижное воспитание», 2001. 2. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. № 9-10.