Публикации Основные факторы, влияющие на возникновение и развитие агрессивного поведения в подростковом возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные факторы, влияющие на возникновение и развитие агрессивного поведения в подростковом возрасте
Автор: Роскошная Алла Николаевна

Основные факторы, влияющие на возникновение и развитие агрессивного поведения в подростковом возрастеНасилие в молодежной среде, и в частности в школе, является важной социальной проблемой. Школа - это важный институт социализации, в котором дети и подростки усваивают нормы и правила поведения. Современное российское общество, по мнению ряда исследователей, характеризуется разобщенностью, низким доверием людей друг к другу и к социальным институтам, упадком общественных норм (Рубан Л.С., Симонова О.А., Юревич А.В). Школа как часть общества с неизбежностью воспроизводит и отражает происходящие в нем процессы. Понимание повседневной жизни подростков и процессов, происходящих в ней, невозможно без изучения социальной агрессии, наблюдаемой в подростковой среде. Подростковый возраст, как одна из стадий развития человека тесно связан с многочисленными стрессами в связи с трудностями становления личности, своего самоосознания, а также в связи с гормональной перестройкой организма, эти проблемы могут спровоцировать возбудимость, раздражительность, обидчивость, упрямство и враждебность к окружающим. Несформированность учебной мотивации и сложности социализации зачастую являются причиной нежелательного поведения, а незрелость эмоционально-волевой сферы не позволяет в должной мере контролировать возникающие реактивные реакции, к числу которых принято относить агрессию. Если ситуация образовательной дезадаптации продолжается из-за закрепления нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения и становится барьером на пути успешной социализации ребёнка, то это состояние стимулирует фрустрацию и как следствие этого усиливает агрессивные тенденции личности. Зачастую у таких подростков агрессивное поведение становится привычкой, так как складывается из многих факторов, и подкрепляется в первую очередь семейными отношениями и социальным окружением. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев — это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку». Значит агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.Существуют факторы, влияющие на проявления агрессивности школьников в подростковом возрасте. Среди них есть индивидуальный, психолого - педагогический, личностный, социальный, социально-психологический. Последний фактор включает в себя внутрисемейные отношения, среду сверстников, СМИ и интернет-среду, наличие посылов агрессии во внешней обстановке и физические факторы. Большинство подростков, входящих в «группу риска» по социально-психологическому фактору имеют слабо развитый навык контроля собственных эмоций, рефлексии; при повышенной возбудимости ЦНС наблюдается агрессивность и раздражительность; плохо сформированы нравственные установки; из-за нарушений в познавательной сфере не всегда могут предсказать причинно-следственные связи своих поступков. Все эти психофизические особенности осложняют процесс контроля агрессивного поведения.Благодаря современным тенденциям в кинопроизводстве и процессу внедрения массовой культуры в семейный досуг, мы наблюдаем процессы эмоциональной невосприимчивости чужой боли и подавление инстинкта самосохранения, при формирующейся привычке к агрессивному поведению как к социально-коммуникативной норме. Длительное времяпрепровождение в интернет-пространстве в сочетании с предпочтениями кино (сцены насилия наиболее выражены в фильмах жанра «ужасы» и «боевик») и игр агрессивного характера так же способствует развитию и поддержанию агрессивных форм поведения личности. Просмотр фильмов – это не просто развлечение, он также влияет на ценностные установки ребенка. Подростки запоминают модели поведения персонажей, хотят быть похожими на них и воспроизводят увиденное в жизни. При этом прослеживается взаимосвязь любимого «персонажа» и особенностей личности ребенка. У большинства детей с высоким уровнем агрессии любимые персонажи также обладают склонностью к разным видам насилия. Обсуждение любимых героев детей может быть эффективным методом анализа личности, эмоционального состояния ребенка.Подростковый период – время, когда процесс самосознания становится ведущим, поэтому так важно понимать механизмы возникновения агрессивного поведения и искать способы его снятия именно в этот период. Влияя на процесс формирования личности, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаём условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения, в том числе и в сети интернет.Библиографический список
  • Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПБ: ПраймЕврознак, 2001. – 512 с.
  • Иванюшина В.А., Титкова В.В., Александров Д.А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. – 2016. – Т. 22. – №1. – С. 54-71.
  • Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М.: Компенс-центр, 2008. – 235 с.
  • Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов: «Феникс», 2004. – 160 с.