Публикации Программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Возраждение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Возраждение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников""
Автор: Панова Татьяна Николаевна

1. Актуальность программы для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Псковской области: заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль культуры как источника развития детей. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально – регионального компонента в систему образования разного уровня. В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, области. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. Патриотизм любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родной области. Но есть еще и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь стоит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств,следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.1.2. Нормативно – правовое обеспечение программы
  • Закон «Об образовании», ФЗ №304 от 31.07.2020
  • ФГОС ДО
  • Устав МБДОУ Детский сад № 19
  • Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад №19, разработанная в соответствии с ФГОС ДОО на основе инновационной общеобразовательной программы «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы
  • 1.3. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быта, культуре края, области. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.      Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. Учитывая, что современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, становится необходимым знакомить детей с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды – историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. С данным утверждением согласились 90% родителей от числа опрошенных, они признают роль культуры как источника развития детей и считают необходимым знакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, так как без формирования привязанности к своим этническим корням невозможно приобщить детей к богатствам национальной и мировой культуры. Наш регион – это золотой запас духовности, совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда, обычаи и традиции, богатства недр, полей, лесов, достижения народа. Это ресурс для культурных практик детей, для реализации собственных замыслов и саморазвития. На основе выше изложенного педагогическим коллективом учреждения было разработана программа «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».2. Цели Программы:формирование нравственно – патриотических чувств, духовности у детей дошкольного возраста, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой и большой Родине.2.1. Объект инновационной деятельности:1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».2.2. Предмет инновационной деятельности:1. Разработка и реализация детско- взрослых проектов по изучению родного города, области.2. Экскурсионная работа.3. Музейная педагогика.4. Акции.2.3. Гипотеза инновационной деятельности: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации программы дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям жизни города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи программы выполнены.3. Задачи:
  • организовать образовательный процесс на познание ребенком мира культуры, реализацию себя в мире культуры,
  • воспитывать у дошкольников такие качества, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям, чувство принадлежности к определенной культуре,
  • дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к своей семье, к городу, в котором они живут, помочь им осознать значение Псковской области в развитии страны.
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символами государства, области, района, города (герб, флаг, гимн).
  • 3.1. Теоретические и методологические основания программы (научно – педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции положенные в основу программы):Концептуальным подходом в разработке программы является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники, будущее Родины зависит от созидательной роли каждого. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.Особенности работы по краеведению
  • Введение личности ребенка в поле родной культуры. 
  • Формирование целостного представления об окружающем мире, установление соотношения между информацией и деятельностью.
  • Отбор материала с учетом возрастных возможностей дошкольников.
  • Работа проводится системно в различных видах детской и совместной со взрослыми деятельности.
  • Деление материала по темам.
  • 4. Обоснование идеи, сущности инновации и механизма реализации инновационной программы:Каковы же источники краеведческих сведений?     Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.    Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.     Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки – художественные и фотографические. Они могут быть видовыми – запечатлевшими виды города, природы и предметов быта. Открытки – репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственным источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел.     Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения изобразительного искусства. В этом плане интересны картины Псковских художников. Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.     Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и культуре, природе, экономике и хозяйству города является краеведческий музей. Дети в учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного города, области, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город     Знакомя детей с родным городом и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. 5.Обоснование новизны инновационной деятельности:Система работы по краеведению1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».2. Разработка и реализация детско- взрослых проектов по изучению родного города, области.3. Экскурсионная работа.4. Музейная педагогика.5. Акции. В системе формирования эколого-краеведческих представлений используются различные культурно-смысловые контексты:
  • игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Домовенка Кузи, детские игры и упражнения, компьютерные игры, квест игры и др.),
  • наблюдения,
  • экспериментирование,
  • моделирование,
  • художественно-творческая деятельность,
  • работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами,
  • детские досуги,
  • акции.
  • Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.  Деятельность с дошкольниками базируется на использовании педагогических технологий:
  • игровой,
  • музейной педагогики,
  • метода проектов,
  • домашнего кинотеатра,
  • коллективное творческое дело,
  • информационных компьютерных технологий.
  •  Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе (микросреде), но и в макросреде: в парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке и т.п. Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города, области и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является познавательно-исследовательская деятельность, результатом которой является создание коллекций в группах ДОУ. 6. Содержание программы, изложенное относительно принципиальных особенностей программы: категории участников, сроков реализации и др. события традиции праздникиКомплексно-тематическое планирование работы с детьми 1,5–7 лет1 младшая группа (1,5 – 3 года)2 Младшая группа (3 - 4 года)Средняя группа (4 - 5 лет) Старшая группа (5-6 лет)Подготовительная к школе группа (6-7 лет)Детско-взрослые проекты по краеведению Особенности предметно-пространственной развивающей среды Центры активности в группах пополняются материалами краеведческого содержания с учетом возраста детей. Макросреда учреждения оформляется с учетом центральной темы и дополняется этнокультурным компонентом. Деятельность организуется в кубанской избе и групповых помещениях через создание игровых ситуаций с помощью «куклы - Домовенка Кузи», которая вместе с детьми путешествует по малой и большой Родине. В кубанской избе собран и систематизирован материал о Краснодарском крае, промыслах, ремеслах, истории, архитектуре, укладе жизни жителей края и поселка Мирской.Вся работа выстроена по блокам:1. История Псковской области.Цель – пополнение знаний о прошлом края.2. Природа моей малой Родины.Цель – углубление и систематизация знаний о природных объектах, ознакомление дошкольников с животным и растительным миром Краснодарского края, с заповедными местами.3. Интересно мы живем в краю родном. Цель – ознакомление с достопримечательностями родного края (библиотеками, музеями, производственными предприятиями). 4. Народные промыслы Псковской области. Цель – воспитание чувства гордости за богатую ремеслами Псковскую землю. 5. Моя Псковская область. Цель – ознакомление с творческим наследием родного края. 6. Великие Луки – город Псковской области. Цель – пополнение знаний о родном городе. Проведение методической работы на краеведческом материале предполагает поэтапную организацию различных форм деятельности с педагогами через работу методических объединений учреждения:– изучение теоретических вопросов и ознакомление с особенностями творчества художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства исторического прошлого;– отбор материала для ознакомления дошкольников с наиболее близким для них окружением, систематизация отобранного материала и перспективное планирование;– подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной деятельности;– определение последовательности проведения работы по ознакомлению с местным материалом;– оптимальный выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков в разных видах и формах детской деятельности. 6. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность программы Предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие критерии и показатели:
  • Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной богатым материалом краеведческого содержания
  • Обязательное использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода
  • Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого выдвинуты следующие задачи:Актуализировать краеведческие знанияПовысить профессиональное мастерство, в вопросах краеведческого образования дошкольников, научиться максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона. Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие. Целевые ориентиры - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. - Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край, страну, их достижения, имеет представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу, ощущает принадлежность к определенной культуре.- Обладает способностями, позволяющими адаптироваться в социально-культурной среде. Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, поселка, страны. Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение. ЗаключениеТаким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.IV. Перечень литературы
  • Перечень литературы:
  • Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. и др. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты» методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 – 192с.
  • «Моя страна»практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт.состатарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205с.
  • Сборник по дошкольному образованию (духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста)
  • Абрамова А. «Введение в традицию» . пособие в помощь родителям и педагогам. М.: Никея, 2014 – 208 сл.
  • Крутикова О.А. Краеведение - основа патриотического воспитания
  • М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат. дом "Карапуз", 2000. - 272
  • Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993
  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Приложение к журналу «Управление в ДОУ»: Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», А.А.Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками»