Публикации Статья "Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления на уроках географии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления на уроках географии"
Автор: Калиновская Марина Александровна

Статья «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления на уроках географии»Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребёнке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала. Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология». Использование данной методики в работе позволяет: - за определенное время обобщить и систематизировать материал;- устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;- активизировать деятельность учащихся на уроке;- управлять процессом обучения в ходе групповой работы.Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях. Особенности шестиугольного обученияВ основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.Эта форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Способность выбирать, определять приоритеты, классифицировать и связывать доказательства — ценные навыки для человека. Использование шестиугольников является особенно простым и эффективным способом развития этих навыков. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся.Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводыИспользование технологии шестиугольного обученияЕсть несколько вариантов использования данной технологи:Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото). Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.Это тот случай, когда можно дать ученикам время для углубленного изучения материала, для погружения в учебную проблему. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей. Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.Ученики должны соединить шестиугольники. Здесь может возникнуть много различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений. Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Целесообразно собирать шестиугольники на клейкой бумаге.Модель технологии шестиугольного обученияУчебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ → ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ → ОСМЫСЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ СВЯЗЕЙ → РЕФЛЕКСИЯПервая стадия – актуализация имеющихся знаний. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
  • актуализировать знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
  • Вторая стадия – получение новой информации на основе имеющихся знаний. Эта стадия позволяет ученику:
  • получить новую информацию;
  • соотнести её с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
  • Третья стадияосмысление, установление понятийных связей. На этой стадии происходит:
  • осмысление материала;
  • систематизация полученных знаний;
  • установление логических и понятийных связей.
  • Четвертая стадия – рефлексия. Здесь основным является:
  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу;
  • - обобщение информации.Плюсы и минусы шестиугольного обученияКаждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. При использовании технологии шестиугольного обучения учебный материал усваивается учениками, они оперируют прошлыми знаниями, применяют их в новых условиях, свободно выполняют операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.Плюсы шестиугольного обучения:- возможность организации работы в парах, группах, индивидуально;- систематизация нового материала с опорой на предыдущие знания;- возможность выбора учащимися приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств;- возможность обсуждения со сверстниками;- интерактивность, наглядность, новизна, доступность;- реализация деятельностного и дифференцированного подхода к обучению;- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке; - адаптивность к разным возрастным группам; - эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока. Минусы:- уходит много времени на подготовку;- на начальной стадии применения технологии не все учащиеся активно включаются в работу;- на начальной стадии в процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации.Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.