Публикации Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с задержкой психического развития

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с задержкой психического развития
Автор: Басанская Надежда Андреевна

Тема: Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с задержкой психического развития
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Состояние здоровья явно неблагополучно. Растёт число детей с различными формами хронических заболеваний. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья, резко сужаются, а такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух и физическая зарядка, занимают всё меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузов.
Физическое воспитание в школах для детей с задержкой психического развития является составной частью воспитания и важным средством всестороннего развития и подготовки учащихся к жизни и общественно полезному труду.
В классах для детей с ЗПР решаются задачи по коррекции вторичных отклонений в физическом развитии учащихся: при формировании умений и навыков, ориентировки в пространстве с помощью зрения, слуха, мышечного чувства.
Физическое воспитание в начальных классах, содействуя естественному развитию организма детей, должно обеспечить гармоничное его формирование, повышение сопротивляемости неблагоприятным воздействиям и расширение функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и пр.).
Особое внимание следует обращать на преодоление боязни движения у детей, обучение ориентировке в пространстве, ознакомление с гигиеническими требованиями на занятиях физической культурой.
Важное значение в решении задач физического воспитания придаётся подвижным играм. Игры подобраны с учетом коррекции двигательных нарушений и направлены на развитие слуховой, зрительно-двигательной ориентировки и координации движений.
Необходимо осуществлять в процессе физического воспитания дифференцированный подход к учащимся. Для этого надо тщательно изучать их возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
Следует осуществлять последовательность в занятиях физической культуры, в подборе упражнений, в продолжительности занятий, в нарастании числа повторений упражнений, в постепенном увеличении нагрузки на уроке и от урока к уроку; тщательный, индивидуальный подход к каждому ученику с учётом состояния здоровья, клинической формы заболевания и диагноза врача.
При работе с учащимися коррекционных классов серьёзное внимание уделяют индивидуальному подходу. Учащиеся получают задание с учетом их заболевания. При занятиях в этих классах большое место отводится упражнениям на расслабление для снятия излишнего напряжения. Постепенно увеличивается нагрузка, подбираются посильные упражнения, систематически контролируется дыхание, чтобы не было одышки, болевых ощущений в области сердца, печени, головокружения, не появилось чувство вялости и усталости. Учитель во время занятий проявляет чуткость, внимание к таким детям, вселяет в них уверенность в пользе занятий и возможности улучшения здоровья.
Также дифференцированно строятся занятия для детей, страдающих сколиозами в сочетании с заболеваниями сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Главным в методике занятий с этой группой детей является выработка правильного глубокого дыхания, укрепление мышечного корсета с акцентом на дыхательной мышцы, усиление ослабленной сердечной мышцы. Наблюдение показали, что для более эффективного лечения боковых искривлений позвоночника необходимо комплексное лечение. Решая коррекционную задачу – в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений занятиях используется дифференцированная двигательная деятельность, которая укрепляет, развивает системы и функции организма, физические качества личности, раскрывает специальные двигательные способности.
Использование имитационных упражнений помогает: Привить интерес к физическим упражнениям; Научить правильно выполнять простейшие упражнения; Развивать воображение; Создавать высокий эмоциональный фон.
ОРУ без предметов – это специально разработанные по анатомическому принципу упражнения, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Они помогают: Формированию правильной осанки; Обеспечению подвижности суставов; Созданию двигательного опыта; Воспитанию двигательных качеств и способностей; Укреплению сердечно-сосудистой системы; Развитию органов дыхания(укреплению диафрагмы, межрёберных мышц, мышц брюшного пресса, формирование навыков рационального дыхания); Психическому развитию(развитию быстроты реакции, координации движений, осознанное овладение движениями).
ОРУ с предметами помогают: Повысить интерес к упражнениям; Содействовать в познании цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов, т.е. развитие сенсорики; Формировать большую отчетливость двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях; Совершенствовать координацию движений пальцев рук.
Включение в учебную деятельность заданий на ориентировку в пространстве и строевых упражнений – даёт возможность выявить имеющийся у учеников опыт пространственных ориентировок, определить на каком этапе развития они находятся, и в соответствии с этим строить процесс педагогического воздействия.
Строевые упражнения следует вводить, когда обучающиеся в достаточной степени овладевают пространственными ориентировками.
Профилактические и коррекционные упражнения – обязательный компонент каждого урока физической культуры. Упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнении на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы позволяют решать задачи:
Профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания; Формирование тонких движений пальцев рук; Развитие умения согласовывать движения различных частей тела; Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Сведения о спорте дают возможность вызвать интерес и желание к овладению элементам того или иного вида спорта, расширить кругозор обучающихся.
Подводящие и имитационные упражнения, игровые задания с элементами спортивных игр создают базу для овладения элементами баскетбола, волейбола, футбола. Введение элементов спортивной деятельности позволяет выявить и развить волевую сферу, специальные двигательные способности обучающихся, физические качества.
Технике упражнений лёгкой атлетики (бега, прыжков, метания, игры ), необходимо обучать на фоне положительного
В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Результатом теста является расстояние пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метр от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о степени координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах также помогают судить о степени координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц, ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполнены в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Дифференцировка воспитанников на физкультурные группы
В обучении движениям при развитии двигательных способностей особенно важен дифференцированный и индивидуальный подход к детям с различными медицинскими показаниями. Их распределение для физкультурных занятий ведется в соответствии с функциональным состояниям, физическим развитием и физической подготовленностью.
Мы применяем другой подход в дифференцировании школьников на группы в связи с организацией занятий физической культурой. Предлагаемая методика формирования дифференцированных по состоянию здоровья групп учащихся для занятий физкультурой учитывает все официальные критерии и вместе с тем вносит большую определенность в ситуацию.
На первом этапе дифференцирования определяющим критерием является наличие (или отсутствие) у ребёнка хронических заболеваний, что не позволит в дальнейшем в различных функциональных показателей потерять патологию. На втором этапе учитывается физическая подготовленность и функциональное состояние учащихся. Методика тестирования физической подготовленности хорошо отработана и весьма объективна. Кроме того, осознаётся необходимость активного участия преподавателя физкультуры при формировании групп. Третьим критерием служит показатель физического развития ребёнка, в котором отражен путь индивидуального развития человека. Немало важно, что и уровень физического развития оценивается достаточно объективно по единой методике.
Таким образом, формируются восемь групп учащихся, что не противоречит официально принятой дифференциации, а дополняет и детализирует её на основе формализованных объективных критериев. Появляется реальная возможность отследить результаты физкультурно-оздоровительных мероприятий по переходу детей из одной группы в другую.
Более дифференцированное распределение воспитанников на физкультурные группы(8 групп) даёт возможность специалистам осуществлять реальный личностно-ориентированный подход в определении содержания и форм физического воспитания, нормировании нагрузки и требований к воспитанникам
Заключение
В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
Результатом влияния дифференцированного подхода на развитие двигательных качеств является повышение целенаправленности познавательной и практической деятельности, формирование осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, нацеленность на здоровый образ жизни и физическое совершенство. Дифференцированный подход существенно активизирует, делает осмысленной и целенаправленной, а поэтому более эффективной всю систему физкультурно-спортивной деятельности личности.
Оценка успеваемости осуществляется на принципах индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности учащихся; учитывается не столько уровень выполнения учебных нормативов, сколько сдвиги по итогам всестороннего тестирования. Не остаётся без внимания и умение самостоятельно заниматься, полнота знаний.
Всё это положительно отражается на состояние здоровья учащихся, способствует их активному вовлечению в жизнь учебного коллектива, психологической и социальной реабилитации.
Список использованной литературы.
1. Плаксина Л.И., Сермеев Б.В. Учебное издание Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-ого вида (для слабовидящих детей).
2. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы (автор составитель А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева – Волгоград: Учитель,2009
3. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении: под руководством В.Т Чичикина –Н-Новгород, Нижегородский гуманитарный центр,2007
4. Врачебно-педагогическое обеспечение физического воспитания детей с отклонениями в состояние здоровья – Е.Е. Конюхов, Н-Новгород,2003
5. Физическое воспитание учащейся молодёжи. (Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции): Н-Новгород, Нижегородский гуманитарный центр,2005
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: 1996
7. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. –М.:АПКиПРО,2002
8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт,1995
9. Физическая культура в начальных классах.И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева и др. -М,: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2001