Публикации
Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения досуговых мероприятий.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения досуговых мероприятий.
Автор: Мальцева Елена Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения досуговых мероприятий.
Автор: Мальцева Елена Евгеньевна
Мальцева Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования (по театрализованной деятельности) Глазовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровьяв процессе организации и проведения досуговых мероприятий.Формы и методы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ оченьмногообразны. Методами социокультурной реабилитации могут служить: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, иппотерапия, танцетерапия и другие.Одним из направлений социокультурной реабилитации является - досуговое.Разнообразные культурно-досуговые мероприятия могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации, на структуру общения, формы и способы организации образа жизни, быта и досуга детей с ограниченными возможностями.Именно приобщение к искусству, занятия творчеством играют здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции детей-инвалидов в общество.Из опыта работы можно отметить, что любое мероприятие (праздник) – явление очень сложное, где нередко соседствуют весёлое и грустное, минуты шумного оживления и каких-то внутренних переживаний, а у некоторых детей - молчаливой душевной сосредоточенности. (ПРИМЕР)В своей работе мы используем такие формы социокультурных мероприятий, как игровые, конкурсные, развлекательно-познавательные программы, театрализованные представления; участвуем в фестивалях, в творческих мастерских.Любое мероприятие или праздник помогает время от времени реализовывать накопленный багаж не только умственных, но и физических возможностей. Игры, викторины, соревнования с равными себе позволяют оценить себя, участие в команде даёт возможность ребёнку с ограниченными возможностями испытать чувство локтя и ответственности друг за друга. Кроме того, это ещё и открытие, узнавание нового. Его назначение – вызвать определённый ассоциативный ряд, развить воображение, фантазию, эмоциональный отклик, раскованность и свободу. Непременные театрализованные, вокальные, танцевальные номера в процессе подготовки к мероприятиям – это встреча с искусством, творчеством, а иногда ещё – новые знакомства. Например, на фестивалях людей с ограниченными возможностями здоровья. А участие в них детей – это чудесное переживание, прекрасное воспоминание, которое остаётся если не на всю жизнь, то надолго.Кроме того, праздник или какое-то тематическое мероприятие – это важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, оформление помещения, костюмы способствуют развитию у детей чувства прекрасного.Подготовка к очередному мероприятию начинается задолго до даты его проведения. Сначала составляется план мероприятия. Цели такого планирования: чётко сформулировать главные задачи задуманного мероприятия, продумать последовательность его проведения, отдельные моменты, предусмотреть всё необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку. Затем необходимо подобрать разнообразные варианты номеров для выступления, продумать и изготовить костюмы персонажам, декорации и атрибуты к играм. На подготовительном этапе идёт совместная или параллельная работа педагога и воспитанников. Всегда учитываются интересы, пожелания и возможности детей, предлагаются различные варианты их участия в празднике. Это может быть сольный или групповой номер художественной самодеятельности: пение, танец, чтение стихов, игра на простейших музыкальных инструментах (или имитация игры) и т. д. Широко применяются задания творческого характера: разыгрывание отрывка из сказки, музыкальный клип, сочинение рекламы, представление костюма. И дети становятся полноправными участниками творческой мастерской по подготовке праздника. Необходимо так построить работу по подготовке к празднику, чтобы она объединяла детей, наполняла их жизнь радостью общения и творчества. А само мероприятие (праздник) следует рассматривать и как форму социокультурной реабилитации и как результат работы в данном направлении.От мероприятия к мероприятию прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, повышении самооценки, уверенности в себе, развитии творческих способностей детей с ОВЗ.При подготовке социокультурного мероприятия следует помнить, что успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Организация детского праздника требует продуманных слов и поступков: они показатели педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений между организаторами праздника и детьми. Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у ребёнка ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, различные шумовые эффекты.В работе педагога (организатора мероприятия) большую помощь оказывает техническое оснащение при подготовке в праздничном мероприятии: музыкальный центр, телевизор, проектор с экраном на штативе, подставка под проектор.Полноправным слагаемым праздника также является игра. Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Любая игра может быть адаптирована к возможностям ребёнка-инвалида с учётом степени и вида его ограничений. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и ребёнок получает новые стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций. Участие детей с ограниченными возможностями в играх вселяет в них уверенность в своих силах, поднимает самооценку, способствует активизации личности, обогащает опыт межличностного общения и взаимодействия.Оформление зала имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты: соблюдать меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга, проявлять фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.В нашем интернате любое мероприятие – это всегда яркое событие, которого дети очень ждут. Часто оно проходит с вручением подарков. Почти всегда в мероприятиях принимают участие все дети, независимо от физических и интеллектуальных возможностей. Подготовка к празднику (мероприятию) и участие в нем детей является важнейшим методом социокультурной реабилитации, который позволяет объединить ребят и наполнить их жизнь радостными минутами общения и творчества.