Публикации " О совершенствовании профессиональной компетентности педагогических кадров по теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " О совершенствовании профессиональной компетентности педагогических кадров по теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Автор: Туголукова Ирина Владимировна

«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Всему, что необходимо знать, научить нельзя. Педагог может сделать только одно – указать дорогу». (Ричард Одилгтон).Одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые нормативные требования к структуре, условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к планируемым результатам ее освоения дошкольниками, направлены непосредственно на работу педагогов дошкольной образовательной организации, призванными реализовывать образовательный процесс в изменяющихся, новых условиях.ГОС ДО, требует от педагогов определенный уровень профессиональной компетентности.Понятие «компетентность» выступает в качестве тематического ядра современного образования, так как обладает интегративными качествами, то есть объединяет знания, навыки и иные составляющие образования.Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде .Хотя профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования - это процесс постоянной профессиональной деятельности, реализации образовательного процесса, создание условий для развития детей дошкольного возраста, добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, четкое осознание своих компетенций и целей их реализации. Итогом, которого выступает профессионализм и дальнейшее развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:Работа в методических объединениях, творческих группах;Исследовательская деятельность;Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;Различные формы педагогической поддержки;Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;Трансляция собственного педагогического опыта;Использование ИКТ и др.Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:самоанализ и осознание необходимости;планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);самопроявление, анализ, самокорректировка.Совершенствование качества обучения и воспитания в детском саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование педагога:1.Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;2.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;3.Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;4.Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;5.Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ и ИКТ;6.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.Необходимы изменения взаимоотношений «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к педагогу. Чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, педагог должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с детьми, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть: инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области формирования элементарных математических представлений следует рассматривать важнейшим направлением современной профессиональной и методической подготовки в ДОО. Организованная и целенаправленная деятельность педагогов  может обеспечить эффективное развитие математических представлений у дошкольников в ходе, которой педагог продуманно ставит перед детьми задачи, помогает найти правильные способы и пути их решения. Вопросами содержания и методов математического развития детей дошкольного возраста еще в XIII—XIX вв. занимались Я. А. Коменский, М. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дошкольный период. Развитие у детей представлений о числе и форме нашли свое место и дальнейших работах по системе сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852, итальянского педагога Марии Монтессори (1870—1952) и др. [1, с. 96]Русские и зарубежные педагоги прошлого, признали роль и необходимость первичных математических знаний в воспитании и развитии детей до школы, выделив при этом счет как средство умственного развития, и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет.Особенностью современной педагогики является стремление к новому. В современное время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является огромным фактором развития ребенкаформированием его познавательных и творческих способностей. Изучение основ математического развития способствует формированию волевых качеств, творческого потенциала личности, развитию памяти, речи, воображения, эмоций.Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.В познавательной деятельности реализуются практически все программные требования образовательных, развивающих и воспитательных задач; в определенной системе формируются и развиваются математические представления, соблюдается комплексность. Деятельность у детей по освоению элементарных математических представлений строится с учетом дидактических принципов: системности и последовательности; научности, доступности, наглядности, интеграции; индивидуального подхода к детям. Педагог, создавая познавательную задачу, ситуацию предоставляет детям возможность найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности .Математика — это формирование исследовательских, познавательных и творческих способностей дошкольника, интеллектуальное развитие ребенка. Для умственного развития дошкольников существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей для познания окружающего мира.Согласно Концепции развития математического образования ДНР, (далее – Концепция, утвержденная приказом Министерства образования и науки ДНР от 10.04.2018. №315, приоритетом является качественное образование для успешной жизни в современном обществе.Учитывая цель, задачи по формированию элементарных математических представлений, согласно Концепции развития математического образования в Донецкой Народной Республике, основным направлением реализации на уровне дошкольного образования, является создание условий (прежде всего профессиональная компетентность педагогов ДОО, средства педагогической поддержки ребенка, образовательные ситуации, предметно-пространственная и информационная среды) для освоения детьми форм деятельности, первичных математических представлений, используемых в жизни.Для последовательного и правильного обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям педагог сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей в соответствии с возрастом и методику работы.В процессе работы педагог должен придерживаться трех направлений:методологическое, содержательное и методическое.Методологическое направление – владение исследовательским методом как одним из методов познания, т. е. педагог, зная структуру исследовательской деятельности, может грамотно и профессионально построить свою работу.Содержательное направление- работы педагогов к организации исследовательской деятельности дошкольников является приобретение самими педагогами опыта проведения исследовательской деятельности в процессе освоения некоторых математических задач. Задачи служат средством установления содержательных взаимосвязей, т. е. представляют собой обобщение некоторых частных выводов, предполагает применение таких приемов, как систематический перебор вариантов, поиск противоречий, рационализация деятельности и т. п.Методическая подготовка педагогов должна быть непосредственно связана с изучением возможностей использования элементов исследовательской деятельности при работе с детьми в области формирования элементарных математических представлений, подбором соответствующих заданий для дошкольников и определения методов и приемов работы над этими заданиями. Педагог должен использовать в работе различные методы и приемы. При выборе методов воспитатель должен учитывать (цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на определенном этапе, индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, дидактические средства, приоритетное отношение педагога к тем или иным методам, определенные условия, в которых протекает процесс обучения и др.) Наблюдение или наглядный метод (заметил необычное, неожиданное, заметил повторяющиеся события, заметил сходство или различие, удивился). Практический метод или эксперимент (попробовал выполнить задание, увидел особенности, анализ причин затруднений (не смог выполнить задание, заметил, что не всегда можно выполнить задание, определил, что помешало выполнить задание).Широко распространенным методом является показ (наглядно-практически-действенный) – перегибании и разрезании бумаги, раскладывании счетных палочек и других предметов в определенном порядке, натягивании шнуров и т. д.При работе над составлением предположений педагог должен использовать словесные методы: обсудить возможные последствия событий (Что будет, если у квадрата отрезать угол? Углов станет меньше, проговорить причины событий, обсудить способы действий (Как разделить квадрат на две одинаковые фигуры) и др.Особое место в методике обучения уделяется вопросам к детям. Они могут быть репродуктивно – познавательными, репродуктивно – мнемическими, продуктивно – познавательными. При этом вопросы должны быть точными, лаконичными, конкретными. Вопросы должны быть логически последовательны с разнообразием формулировокПедагог в процессе беседы должен следить за правильным использованием и произношением математической терминологии детьми, грамотной речью. Это сопровождается различными пояснениями, уточнениями непосредственного восприятия детей.Воспитатель должен учитывать, что опыт у дошкольников незначителенобучение должно проходить преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью педагога определенные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правил, затем их применение, анализ и конкретизация.Педагог должен помнить, что правильно сформированные первые понятия, упорядоченные представления, своевременно развитые мыслительные способности, служат фундаментом для дальнейшего развития и обучения детей дошкольного возраста.Педагогу важно правильно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (величины, формы и др., целесообразными способами действия (измерения, счета, вычислений и др.).Результатом такой работы должно стать формирование у педагогов умения подбирать или самостоятельно составлять исследовательские задания для детей в области формирования элементарных математических, разрабатывать методику организации совместной деятельности педагога с детьми по выполнению этих заданий.Таким образом, под профессиональной компетентностью педагогов ДОО в области формирования элементарных математических представлений у дошкольников будем понимать совокупность знания содержания программы ДОО в области формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Постановка цели задач по математическому развитию дошкольников. Подбор методов и приемов работы с детьми, а так же средств математического развития для формирования интеллектуально – творческих способностей дошкольников по средствам освоения логико-математических представлений и способов познания. С учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Иначе можно сказать, что профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования в области формирования элементарных математических представлений предполагает высокий уровень знаний и опыта самостоятельной деятельности в области математического развития детей дошкольного возраста.1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.2. Никишина И. В. Методическая работа в ДОУ// организация, управление. - Волгоград, 2010. - С. 65-77.3. Коростелев А. А., Ярыгин О. Н. Компетентностный подход : проблемы терминологии // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С. 212.4. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки ДНР от 19.10.2021128-НПМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 Г.ДОНЕЦКА»ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ТЕОРИИИ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Г. Донецк, 2023