Публикации
Профессиональное образование
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное образование
Автор: Резепкина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное образование
Автор: Резепкина Наталья Владимировна
Резепкина Наталья Владимировна, преподаватель, ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. ОренбургПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕАннотация: Стратегия развития страны в настоящее время предусматривает ведущую роль науки и образования. Стремительно растет популярность профессионального образования благодаря программно-целевому подходу Министерства просвещения Российской Федерации. В области науки развивается сфера инноваций, включающая эффективный научный поиск, новые креативные решения, развитие технологий образования. Система профессионального образования призвана обеспечить экономику страны высококвалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить и в каком объеме. В статье рассматриваются формы и способы мотивации студентов к обучению и повышения уровня их профессионального мастерства.Ключевые слова: профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии, цифровая образовательная среда, информационные ресурсы, формирование ИКТ-компетентности, конкурсы профессионального мастерства.Один из влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Друкер утверждал: «Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это научить людей учиться». Постоянное реформирование образования указывает педагогу на необходимость его постоянного профессионального совершенствования, что обусловлено необходимостью удовлетворения требованиям динамичности среды. Именно поэтому образовательный процесс должен идти в ногу не только с требованиями современного общества, но и с интересами молодого поколения. Что должен знать и уметь педагог, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к обучению? Одним из приоритетных направлений профессионального самосовершенствования является формирование ИКТ-компетентности – это не только знание о различных информационных ресурсах, но и эффективное применение их в образовательной деятельности.Пандемия COVID-19 обострила проблемы доступности профессионального образования. Это обусловило необходимость формирования цифровой образовательной среды, повышающей эффективность обучения.Рассмотрим возможности использования информационных ресурсов в образовательной деятельности.Google Формы — это бесплатный инструмент для создания опросов, голосований и тестов. Сервис позволяет создавать, проводить и оценивать интерактивные опросы практически любой сложности. Он представляет возможность не только использовать его как инструмент для осуществления контроля знаний, но и проводить социологические опросы для сбора эмпирических сведений при написании исследовательских работ преподавателями и студентами.Mentimeter — простой и доступный в освоении инструмент голосования, обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени, поскольку он доступен и на мобильных устройствах.В очном и дистанционном обучении удобно использовать интерактивные задания, чтобы мотивировать обучающихся к изучению материала и проверить их знания. Для разработки заданий есть специальные сервисы-конструкторы, и один из самых популярных— LearningApps. Он содержит множество форматов бесплатных упражнений, с поддержкой видео и аудио. Можно создавать свои материалы, а можно использовать готовые. Сайт помогает в составлении дидактического материала к занятиям, в нем содержится бесплатный многофункциональный онлайн конструктор кроссвордов, представлена возможность составлять опросы и играть в логические игры. Для проверки знаний можно провести тестирование, сервис сразу выдает результат. Конструктор дидактических игр QuizWhizzer предлагает имитацию настольной игры, где участники продвигаются к цели, отвечая на вопросы. После создания аккаунта нужно загрузить подходящее фоновое изображение и добавить пробелы для перемещения игроков, чтобы создать уникальную игровую карту. По мере того, как студенты отвечают на вопросы, их аватары будут перемещаться по карте в реальном времени. Сервис Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь с обучающимися, проводить мобильные голосования и фронтальные опросы. Получение результатов опроса происходит без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется. В настоящее время очень популярна концепция компетентностного подхода в образовании. Остроактуальной становится проблема разработки и внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта преподавателя, как средства интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса или использования возможностей социальных сетей по накоплению и передаче информации. Основные причины, по которым педагогу важно иметь и активно развивать собственный Интернет-ресурс:это визитная карточка педагога, где можно рассказать о себе, своём образовании, профессиональных достижениях и педагогическом опыте; это эффективный образовательный инструмент – позволяет идти в ногу со временем, активно применять в своей работе новые технологии, использовать возможности дистанционного обучения; это удобная площадка для размещения и хранения материалов для студентов (хранить данные можно в любых форматах – текстовые, фото, видео, презентации); это актуальный ресурс для коммуникации с обучающимися и их родителями – можно публиковать образовательные материалы, расписание занятий, домашние задания, важную информацию для родителей и студентов; это отличный способ общения с коллегами – обмен опытом, обсуждение важных вопросов, повышение статуса в профессиональном сообществе, поддержание имиджа современного педагога; это способ организовать индивидуальную работу со студентами. Необходимость создания персонального сайта преподавателя обусловлена глобальной информатизацией общества и тем, что большое значение приобретает явление массовой коммуникации. В настоящее время, без сомнения, можно отметить, что это дает возможность развития информационно-коммуникационных компетенций не только обучающихся, но и самих педагогов. Таким образом, использование различных информационно-коммуникационных технологий позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и позволяют сформировать все ключевые компетенции. Важно помнить, что материал, излагаемый с использованием интерактивных технологий, должен быть строго дозирован. Использование цифровых образовательных ресурсов, является необходимым условием работы на занятиях и для студентов, обучающихся дистанционно и позволяет индивидуализировать и дифференцировать работу с обучающимися, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут. Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству образования. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования системы образования, без его перехода на новый уровень. Внедрение инновационных технологий в подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма.Одна из главных проблем в получении профессионального образования – это недостаточная личностная готовность студентов, которая проявляется в мотивационно-потребностной незрелости как потенциальных субъектов образования. Основная масса студентов обладает неопределенностью профессионального выбора, а мотивация к обучению не является в должной мере действенной. Одним из направлений, способствующим позитивному развитию профессионального образования, является участие в различных профессиональных конкурсах, которое дает возможность проявить себя, показать свои способности, получить опыт профессиональной деятельности, повысить уровень профессионального мастерства.Для начала можно привлекать студентов 1 и 2 курсов к различным конкурсам в пределах образовательной организации. Это способствует:1) формированию интереса к специальности (профессии); 2) активизации инициативности и самостоятельности;3) развитию познавательной, коммуникационной, творческой компетенции.В дальнейшем можно необходимо мотивировать студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Например, конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». За время проведения движение «Абилимпикс» показало себя эффективной моделью комплексной профессиональной реабилитации, а также стало важнейшим инструментом формирования единого инклюзивного образовательного пространства.Движение DeafSkills – это не просто система чемпионатов, а многоступенчатая работа экспертного сообщества по созданию системы ранней профориентации, новых технологий обучения, эффективной системы трудоустройства глухих.WorldSkills — это международная некоммерческая организация, работа которой направлена на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки по всему миру, а также на популяризацию рабочих профессий. Весной 2022 года руководством Международной организации WorldSkills International приостановлено членство Российской Федерации в движении «Ворлдскиллс». В связи с этим Минпросвещения России приняло решение, что дальнейшее функционирование автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в рамках движения «Ворлдскиллс» не представляется возможным.Из-за текущей геополитической ситуации в Министерстве просвещения Российской Федерации появилась идея запустить новое национальное чемпионатное движение по профессиональному мастерству среди обучающихся колледжей: «С 2023 года предлагаем новую концепцию развития Национального чемпионатного движения по профессиональному мастерству для обучающихся по программам среднего профессионального образования, включая систему чемпионатов различных уровней на базе уже накопленного опыта в системе среднего профессионального образования», - говорится в пояснительной записке к проекту.Совместный проект платформы «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта «Профстажировки» - новый механизм взаимодействия студента, образовательной организации и будущего работодателя, задействующий студенческие работы и стажировки в качестве социального лифта для молодежи. В рамках конкурса оцениваются курсовые и выпускные квалификационные работы, самостоятельно выполненные студентами образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования по кейсам (практико-ориентированным заданиям) партнеров конкурса (компаний, организаций, органов власти) с целью выявления реальных деловых качеств и компетенций, поддержки профессионального развития активной целеустремленной молодежи.Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» - первая в Российской Федерации организация, осуществляющая на постоянной основе комплекс всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи. Основными целями организации являются:- содействие в создании необходимых организационных и экономических условий для сохранения и восполнения интеллектуального потенциала России, развитие творческих способностей молодежи, улучшение на этой основе качества подготовки специалистов;- поиск, поддержка и социальная защита талантливой и одаренной молодежи;- участие в разработке и реализации программы всеобщей технологической грамотности молодежи, на основе наукоемких технологических дисциплин и курсов, новейшей экспериментальной и лабораторной базы, средств и методов обучения;- развитие новых форм инновационной деятельности, способствующих социально-экономическому и технологическому развитию России;- деловое сотрудничество с отечественными и зарубежными научными и другими организациями в сфере инновационной деятельности.В настоящее время важнейшая задача развития профессионального образования — это создание цифровой образовательной среды, повышающей эффективность обучения. В соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации», в ближайшие годы значительная часть выпускников профессиональных образовательных организаций должна обладать ключевыми цифровыми компетенциями.Получить студентам дополнительное профессиональное образование в сфере IT стало возможно благодаря проекту «Цифровые профессии» национального проекта «Цифровая экономика».Проект «Цифровые профессии» реализует Министерство общественного развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Он входит в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Одна из задач программы — обеспечить качественное дополнительное образование в сфере IT, чтобы подготовить специалистов с востребованными цифровыми компетенциями для российского рынка труда. Программа будет действовать до 2024 года.Получить IT-профессию в рамках проекта «Цифровые профессии» могут все граждане РФ старше 16 лет, имеющие как минимум среднее профессиональное образование, а также студенты колледжей и университетов. Государственная поддержка позволяет получить образование со скидкой от 50% в зависимости от льготной категории. Факторами, порождающими потребность в построении цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения, выступают три тенденции, характеризующие становление цифрового общества:– цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам;– новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;– цифровое поколение (новое поколения обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики).Следовательно, активное участие студентов в различных видах профессиональной и творческой деятельности позволяет подготовить конкурентоспособных на рынке труда специалистов, компетентных в области полученной специальности или профессии, способных к эффективной работе в реальном секторе экономики, готовых к непрерывному профессиональному развитию.В настоящее время колледжи и техникумы находятся в центре внимания государства — как кузница специалистов, необходимых экономике. Очевидно, что в системе профессионального образования идёт перезагрузка — растёт его престиж и востребованность. Образовательные организации модернизируются и теснее интегрируются с экономикой. Следовательно, с развитием науки и переходом профессионального образования к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования к преподавателю растут, но вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества и государства.Список использованных источников и литературы: Белоусова И.В. К проблемам современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. URL : Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с. URL : Самбиева Л.И., Ярычев Н.У. Совершенствование ИКТ-компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-6. URL :