Публикации К вопросу о формировании функциональной грамотности на занятиях в ГПД

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: К вопросу о формировании функциональной грамотности на занятиях в ГПД
Автор: Ненишина Наталья Алексеевна

Тема: «К вопрсу о формировании функциональной грамотности на занятиях в ГПД»Цель:развитие профессиональных  компетенций воспитателей ГПД через внедрение разнообразных приёмов, направленных на формирование функциональной грамотности детейЗадачи:-  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов-  распространение педагогического опыта- выстраивание диалога-показать необходимость использования в работе с учащимися активных стратегий обученияОжидаемый результат:Участники научатся применять разнообразные приёмы по формированию функциональной грамотности.Целевая аудитория:Воспитатели ГПДМетоды и приемы:Групповая работа, стратегии критического мышленияХОД МАСТЕР-КЛАССА1.Организационный этап.Приветствие. Деление на группы.Участники на входе в класс получают разноцветные бумажные листы (красные, жёлтые, синие, зелёные) и делятся на 4 группы. На столе стоит необычной формы и вида предмет одного из четырёх цветов.2.Основная часть мастер-класса-Здравствуйте, уважаемые коллеги. На сегодняшний день понятие ФГ стало более глубоким и широким понятием. ФГ необходима ребёнку не только на всех уроках в школе и во внеурочной деятельности, но и для комфортности, уверенности и успешности в жизни. Все знания, которые дети открывают самостоятельно, и умения, которые ученики приобретают на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, необходимо использовать в комплексе.-Работу по формированию ФГ я начинаю с 1 класса, использую разнообразные приёмы, которые помогают раскрыть потенциал детей, поддержать их творческий порыв, помогают получить детям удовлетворение от своей работы, учат детей задавать вопросы и искать на них самостоятельно ответы. Приёмы по формированию ФГ можно использовать как детали конструктора, где можно добавлять новую деталь, менять детали местами.К чему мы можем прийти с детьми в 4 классе, сегодня я покажу на своём мастер-классе. Желаю нам удачи!-Вы зашли в класс и выбрали один цветной лист из четырёх. Давайте узнаем с каким настроением вы сегодня пришли. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины; синий – душевный подъём; зелёный – тяга к творчеству, миру и пробуждению.-Я предлагаю вам немного полюбоваться репродукциями картин Яна Брейгеля старшего, у которых, как и у вас, была тяга к творчеству, душевный подъём, оптимизм. Возможно, вы удивитесь, но эти картины, которые были написаны в другой стране, имеют отношение к нашей сегодняшней работе.Давайте пофантазируем, предложите, пожалуйста, по одной теме нашего сегодняшнего разговора от группы. Как хорошо у вас получается фантазировать, но факты - упрямая вещь. Давайте проверим: подтвердим или опровергнем наши предположения о теме текста. На партах лежат синие конверты, каждая группа сможет прочитать только один фрагмент всего текста. Пожалуйста, ознакомьтесь с фрагментом текста.Обговорите в группах, какие факты вам стали известны. Заполните нужные графы таблицы.-Давайте поделимся информацией с участниками других групп. Какую графу вы заполнили, какую информацию вы смогли записать в таблицу?Составление Кластера на доске. -Появились ли у вас новые версии о теме текста? Сформулируйте вопрос от группы, который вам поможет определить тему текста. Что бы вы хотели узнать? Какой информации вам недостаёт-О чём мы сегодня говорим? (О ВИРУСАХ) Мы каждый день слышим о них. Что мы сегодня смогли узнать нового о вирусах?-Вирусы бывают разными, но сегодня мы говорим об одной группе.Как называется этот вирус? Предположение от каждой группы, какое слово спряталось на доске?-ЧТО ОЗНАЧАЕТ БАКТЕРИОФАГ?Бактерия - жертва, бактериофаг – хищник, он ест только свою «еду» ! Достоинства бактериофага:-точная диагностика заболеваний-лечение инфекций при ожогах-лечение от 7дней до 15 минут- Давайте прочитаем фрагменты текста, пусть их послушают участники других групп.Прошу вас вместо Х- использовать слово вирус,*- нанометр, в 4 гр вместо местоимения – бактериофаг. У нас есть ещё одна часть текста, которая связана с началом нашего сегодняшнего разговора, чем вы любовались в начале мастер- класса. -Предположите, пожалуйста, как вирусы связаны с репродукциями картин?-Давайте проверим, откройте красный конверт и прочитайте фрагмент текста.Изменение цвета растений связано с нарушением механизмом синтеза пигмента. -Ребёнок уходит с урока, пытается сформулировать вопрос, на который пробует найти ответ. Рассказывает об этом всему классу.3.Рефлексия.Маленький вирус способен влиять на эволюцию всего живого на планете!Учёные пришли к выводу, что бактериофаги могут заменить антибиотикиНа каждую бактерию найдётся свой бактериофаг!Учёные только начинают использовать некоторые виды вирусов для лечения неизлечимых болезней человека.На каждом уроке, благодаря ФГ, мы развиваем у ребёнка не только внимание к фактам, но и интерес к новому, интерес к открытию!Ребёнок уходит с урока с вопросами и пытается найти ответ самостоятельно, он открывает мир!!! Приложение 11.Сегодня нам известно около 6 тысяч видов х. Они окружают нас повсюду в живойприроде и оказывают на неё своё воздействие. Х имеют много способов распространения.---------------------------------------------------------- 2 .Они демонстрируют огромное разнообразие форм и размеров. Могут бытьшарообразными, нитевидными, прямоугольными и многогранными. На некоторых из них есть шипы. 3.Их называют маленькими, если размер достигает 30 * , средними — 125 *, большими — 1200 *.4.В нашей стране зарегистрировано на их основе 13 лекарственных средств. Самоедорогое лекарство в мире «Золгенсма» - одна инъекция которого может вылечить ребёнка со спинальной мышечной атрофией.Учёные считают, что если бы они в один миг исчезли с нашей планеты, человечество,равно как и другие виды живых существ, было бы близко к вымиранию.Приложение 2В далёкие времена необычная расцветка тюльпанов в виде штрихов и пятен считалась ценностью сорта. И лишь в начале ХХ века было установлено, что подобные симптомы являются проявлением заболеваний, вызванных мельчайшими организмами. Приложение 3