Публикации ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ
Автор: Кислицына Елена Геннадьевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИЕ.Г. Кислицына, преподаватель ОГБПОУ «Северский промышленный колледж»Статья посвящена обобщению опыта организации проектной деятельности, позволяющей раскрыть творческий потенциал обучающихся. Приведен алгоритм работы над проектом, перечислены виды проектов.Ключевые слова: метод проектов, исследовательская деятельность, патриотизм.Истинный деятель, вступив на путь,сразу видит перед собой столько дела,что не станет жаловаться,что ему не дают делать,а непременно отыщет и успеетхоть чтонибудь сделатьФ. М. ДостоевскийНовый образовательный стандарт (ФГОС СПО, ТОП -50) направлен не только на формирование определённых знаний и умений, но и на развитие личности – воспитание чувства ответственности, умения и желания учиться на протяжении всей жизни и умение работать в команде. Все эти и другие необходимые для успешной профессиональной деятельности качества входят в содержание общих и профессиональных компетенций, которые представляют требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов является проектная деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, тем более проектная деятельность как предмет введен на 1 курсе в нашем колледже, уже как 5 лет. Студенты – первокурсники на протяжении всего года разрабатывают, изучают, планируют, придумывают идею проекта. В конце учебного года защищают свою работу.Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций обучающихся в процессе их включения в практическую и исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. В процессе реализации проекта необходимо следовать определенному алгоритму действий: Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 1-й этап:  Проблема, выбор темы, которая должна содержать проблему; формулировка гипотезы, определение цели и задач. 2-й этап: Проектирование. Определено количество участников, в какой форме будет проект. Запуская проект студенты, составляют календарь работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы. 3-й этап:  Поиск. Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта, анализ информации.4-й этап:  Продукт. Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм и презентаций.5-й этап:  Презентация. Студенты защищают свои проекты.Виды проектов:  - исследовательские, они предполагают деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой работы методами исследования. Среди задач проекта - приобщение студентов к исследовательской деятельности, повышение их социальной активности, развитие самостоятельности, инициативы, творчества. Воспитание чувства любви к Родине и к семье.Темой нашего исследовательского проекта стала «Семья в годы Великой Отечественной войны».Над проектом работали студентки I курса специальности: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), Прокопчук Виктория и Кылосова Анастасия по теме «Мой прадед – герой». Девушки активно работали с архивными материалами: воспоминания членов семьи, сайтами «Подвиг народа, Однополчане», делали запрос в военкомат Томской области, государственный архив Томской области.Исследовательский проект: «История моей семьи в зеркале российской истории» студентки I курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Самуниной Арины произвел большое впечатление на слушателей Государственного архива Томской области. Студентка по крупицам собирала материал о необычной семье Чазовых - переселенцах по реформе Столыпина и их судьбе. Арина задействовала не только архивные данные, но и статьи из газет, воспоминания родственников через встречу с ними.- информационные Настоящим событием стало появление проекта об изобретениях советских учёных времён Второй мировой и Отечественной войны студента I курса специальности: 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Литвинова Дмитрия - «Технические достижения в годы Великой Отечественной войны».Актуальность исследования обусловлена студента не только в обыденном интересе к самой конструкции боевой единицы, но также и в понимании эффективности того или иного оружия, перевернувший весь ход Второй мировой войны. Решение задачи исследования связано с анализом проблем повышения качества боевой единицы и конкурентоспособности его в сравнении с оружием других стран, принимавших участие во Второй мировой войне.- творческие. У данного вида проекта целью является ознакомление с моделью практического результата (продукта), который должен быть достигнут студентом в итоге проведения работы.Творческий проект студентки I курса 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Ивановой Полины - «Человек труда в кино» нацелен на ознакомление с советской кинематографией. Проведено исследование по советским фильмам о профессиях, о людях, которые преданны своему делу. Проект учит студентов, на примере героев кинемотографии преданности и благородству, устойчивости к жизненным невзгодам и ответственности, достигать высот в жизни.Творческий проект студента I курса специальности: 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Клепцова Ивана «Комендант поверженного рейхстага» призван познакомить студентов с судьбой Федора Матвеевича Зинченко, советского военачальника, , а, командира 756-го стрелкового полка, воины которого 30 апреля 1945 года  овладели , а 1 мая водрузили на нём , нашим земляком и троюродным прадедушкой Ивана. Проект играет важную роль в патриотическом воспитании студентов, он способствует воспитанию личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны; - социальный проект. Так студенты I курса специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Янковская Ульяна и студента Карповцева Тимофей обучающегося по специальности:13.02.03 Электрические станции, сети и системы по теме: «Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей». Проект студентов представляет собой описание конкретной ситуации, в которой заключена проблема и внесение предложений по ее решению. Были проведены студентами социологические исследования в школах города через опрос. На основании выводов, сделали сравнительный анализ влияния мультипликационных фильмов российского и иностранного производства на досуг детей младшего школьного возраста.Таким образом, проектная деятельность - это специфическая технология, представляющая собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность и значительно расширяющая пространство профессиональной компетенции студентов.Использование проектной деятельности в образовательном, воспитательном процессе нашего колледжа способствует выращиванию профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, обеспечивает должное и соответствующее духу времени качество образования, дает возможность использования инновационных методов в обучении, что является приоритетными с точки зрения модернизации системы современного образования.Творческий настрой, стремление к получению знаний, практическая деятельность способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления, пробуждают активность и самостоятельность, стремление к проникновению в сущность вещей. Совместное творчество преподавателей и студентов – самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.Литература1 Воспякова, А.А. О роли архивов в патриотическом воспитании российской молодежи / А.А. Воспякова // Культура и образование. - 2018. - № 2. - С. 45-55.2 Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2021. - №5. - С. 5-11.3 Федорова, Л.В. Проектное обучение на уроках истории: Практическое пособие / Л.В. Федорова. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 342 с. 4 Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование, 2019 - 7.-с.151–157.