Публикации
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ
Автор: Елена Геннадьевна Кислицына
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ
Автор: Елена Геннадьевна Кислицына
Патриотическое воспитание студентов на занятиях
истории
Е.Г. Кислицына,
преподаватель ОГБПОУ Северский промышленный колледж
Статья посвящена обобщению опыта прививания студентам патриотизма на занятиях истории.
Ключевые слова: патриотизм, подвиг, пример, опыт, события
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности у молодежи. События последнего времени подтвердили, что потеря духовных ценностей у современной молодежи, оказало негативное влияние на общественное сознание большинства из них, не зря с 2022г в учебных заведениях Министерство образования рекомендовало ввести классные часы – Разговоры о важном, которые на мой взгляд влияют эффективно и положительно на становление мировоззрение современной молодежи.
Стала более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического воспитания. Это заметно по беседам со студентами по поводу внутренней и международной обстановки: забывают значение праздников посвященных Дню Победы- 9 мая, все чаще встречается незнание праздника День независимости России- 12 июня, День примирения- 4 ноября, День космонавтики-12 апреля, мало кто наблюдал за победой российских спортсменов на олимпиаде в Пхёнчан, Токио, Сочи…
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание рассматривается в стратегии как многоплановая, системная, целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и образовательных учреждений. Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, тем более в нашей сегодняшней обстановке, связанной с боевыми действиями на Украине.
Умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека.
У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Гражданственность и патриотизм, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно гражданственность и патриотизм россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России, тем более с сегодняшними событиями на Украине.
Патриотическое воспитание на занятиях истории – это процесс воздействия на студентов с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом мы развиваем свое умение, ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Так я на своих занятиях истории провожу постоянную параллель между прошлыми событиями и сегодняшними, делаем вместе выводы. Студенты часто высказывают свое мнение по поводу изучаемой темы: как видят они со своей стороны. Мы часто на занятиях беседуем о малой родине, Отчизне, любви к Родине.
Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания. И в этом значительную роль играют образовательные учреждения. История, это та наука, на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
На своих занятиях, я применяю все возможные методы, средства и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помогая студенту выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от занятия к занятию, мы вместе со студентами идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность.
Наше образовательное учреждение встало на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. Знать – значит уметь действовать, – утверждал Г. Спенсер. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих занятиях истории показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает.
В истории России есть множество славных и героических страниц, которые способны пробудить в любом человеке чувство любви и уважения к своей Родине. В 2023 году наша страна отметила 80-летие со дня Победы под Сталинградом. Студенты нашего колледжа с большим удовольствием создали представление, провели классные часы и выступления старших курсов на занятиях истории у 1 курсов, разработали и провели олимпиаду, посвященную Сталинградской битве, работают на семинарских занятиях, заранее готовятся, обрабатывают большой информационный материал. В нашем колледже я веду проект, посвященный истории семьи. Студенты встречаются с родственниками проекта, работают с семейными архивами, архивными документами в ГАТО г. Томск, учиться делать запросы в архивы и писать статьи.
Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь ,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя.А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. Умираю, но не сдаюсь! - эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны ХХ века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Изучая эту тему на занятиях, я уделяю особое внимание, знакомлю учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество: Г.К.Жуков; К.К.Рокоссовский , Конев, Буденный и т.д. Изучая первый период Великой Отечественной, длившийся с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом) акцентирую внимание на мужестве защитников блокадного Ленинграда, когда 1 мая 1942 г. изможденные от голода ленинградцы сыграли футбольный матч назло фашистам и показали, что наш народ не сломлен. При обороне Москвы, обязательно обращаю внимание, на подвиг героев - панфиловцев, как пример любви к Родине и готовность защитить ее ценой своей жизни. Мои студенты не только с удовольствием на протяжении всего учебного процесса поглощаются в проект, но и постоянно принимают участие в круглых столах: Урок мужества, беседы ветеранами в/ч 3478 Преемственность поколений, ходят на экскурсии в воинскую часть 3481, где студентам много рассказывают о героях Локальных войн, показывают выступления бойцов, на данном этапе несколько бесед провели в кругу воинов – героев, участвующих в боях на Украине.
На занятиях истории мы рассматриваем не только героев войн, но и героев мирного времени. 2021 год стал юбилейным для мировой космонавтики, 60 лет назад первый человек на Земле полетел в космос. Для России – эта дата, как никакая другая, связана с чувством национальной гордости. Студенты с удовольствием просматривают фильмы о космонавтике, готовя рефераты, сообщения о Юрии Гагарине, Германе Титове, Валентине Терешковой. Ребята с большим удовольствием интересуются историей нашего города Северск (Атомград). Так совместно с работниками музеев Сибирского химического комбината изучают историю становления атомной отрасли в России: талантливых ученых, работников, специалистов данной отрасли.
Таким образом, учащиеся понимают, что у нашей страны очень большое героическое прошлое, что мы гордимся своей великой страной. Стали чаще заинтересовываются просмотром фильмов о Великой Отечественной войне, Афганской войне, Чеченской войне, чаще слушают и просматривают новости сегодняшнего дня, потом совместно обсуждаем на занятиях и переменах.
Нельзя студента уговорить любить свое учебное заведение. Мы постарались создать условия, в которых студент, сможет учится, раскрывать свои способности и талант, защищать честь колледжа на олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях и спортивных площадках. Большинство студентов полюбили свое учебное заведение, и с удовольствием посещают занятия. Многие ребята гордятся, и чувствуют себя патриотами. Это чувство будет распространятся далеко за пределы колледжа, став гражданским и государственным.
Литература:
1.Воспякова, А.А. О роли архивов в патриотическом воспитании российской молодежи / А.А. Воспякова // Культура и образование, – 2019.- №2. С.45-55.
2. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2018.- №5. С.5-11.
3. Федорова Л.В. Проблемное обучение на уроках истории: Практическое пособие / Л.В. Федорова. – Москва : ИНФРА. – 2019.—342 с.
истории
Е.Г. Кислицына,
преподаватель ОГБПОУ Северский промышленный колледж
Статья посвящена обобщению опыта прививания студентам патриотизма на занятиях истории.
Ключевые слова: патриотизм, подвиг, пример, опыт, события
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности у молодежи. События последнего времени подтвердили, что потеря духовных ценностей у современной молодежи, оказало негативное влияние на общественное сознание большинства из них, не зря с 2022г в учебных заведениях Министерство образования рекомендовало ввести классные часы – Разговоры о важном, которые на мой взгляд влияют эффективно и положительно на становление мировоззрение современной молодежи.
Стала более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического воспитания. Это заметно по беседам со студентами по поводу внутренней и международной обстановки: забывают значение праздников посвященных Дню Победы- 9 мая, все чаще встречается незнание праздника День независимости России- 12 июня, День примирения- 4 ноября, День космонавтики-12 апреля, мало кто наблюдал за победой российских спортсменов на олимпиаде в Пхёнчан, Токио, Сочи…
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание рассматривается в стратегии как многоплановая, системная, целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и образовательных учреждений. Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, тем более в нашей сегодняшней обстановке, связанной с боевыми действиями на Украине.
Умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека.
У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На них выросли сотни поколений. Гражданственность и патриотизм, ярко выраженные в нашей истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно гражданственность и патриотизм россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России, тем более с сегодняшними событиями на Украине.
Патриотическое воспитание на занятиях истории – это процесс воздействия на студентов с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом мы развиваем свое умение, ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Так я на своих занятиях истории провожу постоянную параллель между прошлыми событиями и сегодняшними, делаем вместе выводы. Студенты часто высказывают свое мнение по поводу изучаемой темы: как видят они со своей стороны. Мы часто на занятиях беседуем о малой родине, Отчизне, любви к Родине.
Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания. И в этом значительную роль играют образовательные учреждения. История, это та наука, на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
На своих занятиях, я применяю все возможные методы, средства и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помогая студенту выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от занятия к занятию, мы вместе со студентами идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность.
Наше образовательное учреждение встало на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. Знать – значит уметь действовать, – утверждал Г. Спенсер. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих занятиях истории показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает.
В истории России есть множество славных и героических страниц, которые способны пробудить в любом человеке чувство любви и уважения к своей Родине. В 2023 году наша страна отметила 80-летие со дня Победы под Сталинградом. Студенты нашего колледжа с большим удовольствием создали представление, провели классные часы и выступления старших курсов на занятиях истории у 1 курсов, разработали и провели олимпиаду, посвященную Сталинградской битве, работают на семинарских занятиях, заранее готовятся, обрабатывают большой информационный материал. В нашем колледже я веду проект, посвященный истории семьи. Студенты встречаются с родственниками проекта, работают с семейными архивами, архивными документами в ГАТО г. Томск, учиться делать запросы в архивы и писать статьи.
Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь ,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя.А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. Умираю, но не сдаюсь! - эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны ХХ века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Изучая эту тему на занятиях, я уделяю особое внимание, знакомлю учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество: Г.К.Жуков; К.К.Рокоссовский , Конев, Буденный и т.д. Изучая первый период Великой Отечественной, длившийся с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом) акцентирую внимание на мужестве защитников блокадного Ленинграда, когда 1 мая 1942 г. изможденные от голода ленинградцы сыграли футбольный матч назло фашистам и показали, что наш народ не сломлен. При обороне Москвы, обязательно обращаю внимание, на подвиг героев - панфиловцев, как пример любви к Родине и готовность защитить ее ценой своей жизни. Мои студенты не только с удовольствием на протяжении всего учебного процесса поглощаются в проект, но и постоянно принимают участие в круглых столах: Урок мужества, беседы ветеранами в/ч 3478 Преемственность поколений, ходят на экскурсии в воинскую часть 3481, где студентам много рассказывают о героях Локальных войн, показывают выступления бойцов, на данном этапе несколько бесед провели в кругу воинов – героев, участвующих в боях на Украине.
На занятиях истории мы рассматриваем не только героев войн, но и героев мирного времени. 2021 год стал юбилейным для мировой космонавтики, 60 лет назад первый человек на Земле полетел в космос. Для России – эта дата, как никакая другая, связана с чувством национальной гордости. Студенты с удовольствием просматривают фильмы о космонавтике, готовя рефераты, сообщения о Юрии Гагарине, Германе Титове, Валентине Терешковой. Ребята с большим удовольствием интересуются историей нашего города Северск (Атомград). Так совместно с работниками музеев Сибирского химического комбината изучают историю становления атомной отрасли в России: талантливых ученых, работников, специалистов данной отрасли.
Таким образом, учащиеся понимают, что у нашей страны очень большое героическое прошлое, что мы гордимся своей великой страной. Стали чаще заинтересовываются просмотром фильмов о Великой Отечественной войне, Афганской войне, Чеченской войне, чаще слушают и просматривают новости сегодняшнего дня, потом совместно обсуждаем на занятиях и переменах.
Нельзя студента уговорить любить свое учебное заведение. Мы постарались создать условия, в которых студент, сможет учится, раскрывать свои способности и талант, защищать честь колледжа на олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях и спортивных площадках. Большинство студентов полюбили свое учебное заведение, и с удовольствием посещают занятия. Многие ребята гордятся, и чувствуют себя патриотами. Это чувство будет распространятся далеко за пределы колледжа, став гражданским и государственным.
Литература:
1.Воспякова, А.А. О роли архивов в патриотическом воспитании российской молодежи / А.А. Воспякова // Культура и образование, – 2019.- №2. С.45-55.
2. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2018.- №5. С.5-11.
3. Федорова Л.В. Проблемное обучение на уроках истории: Практическое пособие / Л.В. Федорова. – Москва : ИНФРА. – 2019.—342 с.