Публикации
Занятие по театральной деятельности "Сочиняем сказки на разные темы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по театральной деятельности "Сочиняем сказки на разные темы"
Автор: Белянкина Лидия Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по театральной деятельности "Сочиняем сказки на разные темы"
Автор: Белянкина Лидия Михайловна
Тема: Сочиняем сказки на разные темы Цель: развивать творческие способности учащихся средствами театрального искусства. Задачи: Образовательная: –повторить знания о театральных профессиях, видах театров; – познакомить со способами сочинения сказок;Развивающая: – развивать психические процессы: воображение, мышление, память: – формировать способности к импровизации; – развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами; – развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок и чистоговорок; развивать монологическую речь у обучающихся; – развивать физические возможности тела через тренинг мышечного расслабления;Воспитательная: – сформировать навыки КТД; – прививать навыки взаимодействия с партнером; – научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.- воспитывать доброту, отзывчивость к другим людям.Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности обучающихся к перевоплощению через работу над этюдами и сказкой для дальнейшего использования в работе над ролью.Тип занятия: творческая мастерская.Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод игры, ТРИЗ-технологии, ИКТ.Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наборы кукольных театров «Дюймовочка» и «Красная шапочка», ширма, декорации для кукольного спектакля (домик Красной шапочки, домик бабушки, деревья, кусты), стол, скатерть, самовар, чашки, камин, цветы.Продолжительность занятия: 45 мин. План занятия:Приветствие. Организационный момент 1 мин. Мотивационно-проблематизирующий момент-5 мин. Разминка 15 мин Практическая часть 20 мин. Заключение 5 мин. Ход занятия.1. Организационный моментДорогие мои друзья, я рада видеть вас на занятии нашего детского объединения «Этюд». У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдет в хорошем настроении.2.Мотивационно –проблематизирующий момент.Педагог. Какое у нас сейчас занятие? (занятие театрального кружка)- Что мы делаем на этих занятиях? (учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы) - Как вы думаете, для чего это надо уметь делать?1)Актуализация знаний о театральной деятельности.- Что такое театр? (это изображение на сцене какого-то произведения) - Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы, оперный, балет)- Люди каких профессий работают в театре?(режиссер, актер, костюмер, гример, декоратор, осветитель, звукорежиссер, сценарист)2)Сообщение целей и задач занятияПедагог. Друзья мои, а вы любите сказки? Где я могу встретиться со сказкой? ( в книге, в мультфильме, кино, театре). А я хочу сказку. Все показывайте? Почему не получилось? Что нужно знать? (кто играет, способ сочинения сказки). А вы умеете сочинять сказки? Кто в театре сочиняет сказки? Хотите научиться? Зачем нам нужно уметь сочинять сказки? Сегодня я приглашаю отправиться в путешествие в сказку. На чем отправимся в дорогу? (автомобиле, самолете, вертолете, ковре-самолете…). Нужно подготовиться к полету и подготовим наш язычок рассказывать сказки.3.Разминка.1) Артикуляционная гимнастикаЦель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела обучающихся для дальнейшей работы.1.Артикуляционная сказочная гимнастика (видео). Давайте посмотрим на экран и выполним гимнастику для нашего языка.Упражнения:«Ковер-самолет», «Летучий корабль», «Метла Бабы Яги», «Плот», Конек- горбунок», «Колобок», «Слон на еже». А может отправимся в путешествие на воздушном шаре? Давайте его надуем. 2.Упражнение на снятие мышечного напряжения «Насос и шар»Педагог: Разбиваемся на пары. Один из вас «насос», другой – « шар». Дети, которые изображают «шары», садятся на корточки с опущенной головой, вяло висящими руками. Те, кто изображают «насос» кладут руку на голову «шару и изображают как будто они накачивают его. Одновременно меняется выражение лица шара (от грустного до веселого). Насосы не отрывайте руки. Полетели высоко-высоко. Насосы изобразите выдергивание шланга. Шары изобразите, как вы сдулись. Закройте глаза, ох, как страшно падать.Педагог: Откройте глаза. Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на полянке, где много цветов. Ой, а в одном из них героиня сказки, которую вы хорошо знаете. В чашечке цветка.И была та девочка Чуть больше ноготка.В ореховой скорлупкеДевочка спала.Вот какая девочка, Как она мила!Правильно, это Дюймовочка!Опишите Дюймовочку. Какая она? (красивая, добрая, ласковая, милая) Когда цветок, в котором появилась Дюймовочка, раскрыл свой бутон, она увидела много интересного вокруг. За ней наблюдало множество глаз. Давайте изобразим насекомых, которых мы встретили.3.Упражнения на 2 вида выдыхания.Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.Однажды ночью безобразная жаба унесла Дюймовочку в болото.Давайте изобразим голосом как квакает лягушка.КВА-ква-ква! Ква-ква-ква-ква! Ква-ква-ква-ква-ква!Как шумели листочки на деревьях, когда жаба уносила Дюймовочку - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!-Зачем жаба унесла Дюймовочку?-Изобразите, как говорит сынок жабы? Какой он? 4.Упражнение на развитие воображения «Шкатулка»Я даю вам вот этот карандаш, передайте его, как будто в руках у вас оказалась жаба, роза, котенок, гиря.5.Упражнение «Фантастические гипотезы»- Вы хотите, чтобы жаба-сын женился на Дюймовочке? Что же делать? А вы знаете, что жабы ничего не знают о зиме. Почему? Откуда он может о зиме узнать? (купить теплую одежду, увидеть сон о зиме, прочитать в интернете, книге, поселиться в террариуме)Изображите, как мама-жаба и жаба-сын узнают о зиме. Давайте его куда-нибудь отправим? ( В Антарктиду)Изобразите разговор мамы-жабы и жабы-сынка.Дюймовочка немного успокоилась, что о жабы отправились в Антарктиду. Она дальше плыла по пруду, ее увидел майский жук и решил показать своим друзьям. Майский жук унес Дюймовочку на высокое-высокое дерево. Давайте посчитаем, какова высота этого дерева.6.Упражнение на развитие диапазона голоса «Этажи»Педагог выбирает мальчика, который задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И так до десятого этажа. Какова высота дерева?7.Упражнение «Скажи с разной интонацией»Посмотреть на Дюймовочку прилетело много жуков , и они все говорили по-разному: « У нее только две ножки!» (тихо, громко, быстро, медленно, весело, грустно, зло, удивленно).А ведь жуки они другие. Давайте быстро расскажем, какие они.8.Упражнение «Скороговорка» (индивидуальное домашнее задание)Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.- Что сделал Жук после того, как его друзья неодобрили Дюймовочку?-Что он сказал? Как говорит жук? Каким вы представили себе жука по характеру? Почему он так поступил?-Что произошло дальше с Дюймовочкой?Все лето Дюймовочка в лесу, и ей помогали бабочки и муравьи. Посмотрите, что они делали. 8.Этюд «Дружная семья»Обучающиеся сидят на стульях. Каждый из вас занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьёт или вяжет, режет овощи, моет посуду, полет огород, пилит и т.п. Вы должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные. Вот какие дружная семейка в лесу.Осенью Дюймовочку приютила полевая мышь. Однажды мышь попросила Дюймовочку рассказать ей и ее соседу-кроту сказку. Как говорит мышь? Изобразите ее голосом. К каким героям вы можете отнести мышь и крота: положительным или отрицательным. Почему? Давайте поможем Дюймовочке рассказать сказку.5. Практическая часть1.Упражнение «Сказка-наизнанку»У меня куклы-перчатки из сказки « Красная шапочка».Я предлагаю вам следующие обстоятельства: вы должны поменять положительный характер Красной шапочки на отрицательный.Кого из героев мы сделаем отрицательным? Куда отправится Красная шапочка? Кого она встретит? О чем они будут разговаривать? Каким вы сделаете конец сказки? - Дюймовочка была очень доброй девочкой, и она помогла ласточке перезимовать, а та взяла ее в теплые края. Пока они летели, Дюймовочка вспоминала сказку.2.Коллаж из сказокВолк и семеро козлят, баба ЯгаЯ предлагаю вам вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».( Драматизация до момента, когда волк поменял голос)Уважаемые актеры остановитесь. И вовсе не такую сказку рассказывала Дюймовочка Серой мыши. Волка в ее сказке не было, а была … Кто это? (Баба-Яга) Как говорит Баба-Яга? Как она двигается? Зачем Баба-Яга пришла к козлятам? Что она им говорит? Продолжаем. Стоп актеры. Мне так страшно, что Баба-Яга съест всех козлят. А вам, уважаемые зрители? Как сделать, чтобы у сказки был счастливый конец? Давайте Бабу-Ягу сделаем доброй. Что изменится, что герои друг другу скажут, что сделают? Присаживайтесь на свои местаА сейчас я вам расскажу, как чувствовали себя эльфы, когда впервые увидели Дюймовочку, а вы покажите мимикой и жестами.3.Упражнение «Пантомима»Сначала они испугались, Очень заволновались, потом они удивились, И с нею подружились, ей они улыбалисьИ весело с нею смеялись.Король предложил Дюймовочке остаться жить в их стране. Почему он предложил выйти за него замуж? (трудолюбивая, смелая, добрая, красивая, никогда не унывающая). Покажите, как он это сказал. А нам пора возвращаться в наш Дом детского творчества.Вокруг себя мы повернулись, И в Дом детского творчества вернулись.6.Заключительная часть.-Чем мы занимались сегодня на занятии? Чему научила вас сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка? (не лениться, учиться, нести ответственность за тех, с кем подружился, не быть жадным, вредным)Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным? Какие предлагаемые обстоятельства вы выполняли, когда сочиняли сказку. От кого они исходили? А вы, благодаря своему воображению и фантазии, придумывали ли вы какие-то обстоятельства?( Предлагаемые обстоятельства- обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера)Какие способы мы использовали, чтобы сочинить сказки? (фантастические гипотезы, коллаж из сказок, сказка-наизнанку) А знаете, кто предложил эти способы? ( Дж. Родари, писатель сказочник, рассказавший нам о приключениях мальчика-луковички Чипполино и его друзей)Хотели бы вы продолжить изучать эту тему? На следующем занятии мы с вами приступим к репетиции кукольного спектакля «Дюймовочка». Ритуал.Дорогие актеры, сценаристы, режиссеры, зрители давайте поблагодарим аплодисментами друг друга за работу на занятии.Рефлексия.Что получают актеры после спектакля? (гонорар). Получите, ваш гонорар, уважаемые артисты за работу на занятии в нашей театральной кассе. В роли кассира сегодня… Всем спасибо за внимание.Список используемой литературы:1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деяятельности дошкольников и младших школьников. – М: Владос, 2001.2.video/preview/