Публикации Информационное обеспечение виртуализации для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационное обеспечение виртуализации для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.
Автор: Тарасова Татьяна Александровна

Информационное обеспечение виртуализации для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.
Услуги образовательных учреждений работающих с детьми с ОВЗ являются неотъемлемым компонентом социального заказа общества. Использование интерактивной системы виртуальной реальности, а также коррекционных программ, разработанных на ее основе, позволяет решать множество актуальных реабилитационных задач. Внедрение в систему работы данных учреждений виртуального компонента обеспечивает доступными инструментами всех участников образовательного процесса и дополняет обучающие программы интерактивным визуальным контентом, что повышает качество предоставляемых услуг.
Ключевые слова: виртуальная среда, образование, технические средства, образовательное учреждение, программное обеспечение.
Процесс модернизации современного образования неразделимо связан с широким использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Разработка технических средств реабилитации и адаптации детей с проблемами в развитии, а так же с особенностями психофизического состояния является неотъемлемой частью технического прогресса. Применение таких средств позволяет говорить о том, что технический аспект процесса становится важной частью решения многих проблем.
Искусственно созданная виртуальная среда позволяет расширять пространственные границы образовательного учреждения, работающего с различными категориями детей, что в свою очередь расширяет возможности процесса коррекции и развития, а так же их качественный показатель.
Многообразие образовательных услуг современного российского рынка на данный период представлен по самым разнообразным направлениям с использованием разных типов ИКТ, виртуальных сред, игровых образовательных программ. Это дает обучающимся огромный спектр возможностей виртуального, очно - заочного и самообразования.
Программное обеспечение, предназначенное для использования в образовательных учреждениях, работающих с детьми с ОВЗ разрабатывается при участии высококвалифицированных практикующих педагогов. А также соответствует методикам и целям, описанным в ФГОСе для системыобразования.
Применение информационных технологий является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.
За счет развития и внедрения технологий в систему коррекционного образования, происходит качественное совершенствование учебного процесса, связанное с появлением новых средств управления данными и обеспечивающее свободный доступ к значительно большему объему информации, которая представлена в структурированном виде и подкреплена наглядным материалом. Кроме того, искусственно созданная (виртуальная) обучающая среда позволяет глобальным образом расширять пространственные границы учебного заведения, то есть виртуальные технологии позволяют отменить обязательное физическое присутствие конкретного человека в заданном месте. Что особенного актуально для групп обучающихся, совмещающих образовательный процесс с лечением.
В процессе реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, восстановления после инсульта, борьба с фобиями и высокоточной диагностики глазных заболеваний большую роль могут играть технологии виртуальной и дополненной реальности.
Использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.
Применение программно-аппаратных комплексов, направленных на социализацию и адаптацию, развивает социально-коммуникативные, познавательные и речевые навыки у детей различного возраста. Благодаря яркой графике и интересным заданиям, которые приходится решать в нестандартной для ребенка форме. Таким образом, повышается интерес к образовательному процессу и укрепляется уверенность в себе. Кроме умственных способностей, программно - аппаратные комплексы улучшает общее физическое состояние ребенка и его навыки ориентироваться в пространстве. Благодаря тому, что дети играют телом, а не проводят время у монитора, они сохраняют зрение и правильную форму позвоночного столба.
Таким образом, специалист, работающий с особой группой детей, сможет разнообразить привычную образовательную программу новым инструментом, который позволит повысить вовлеченность детей в учебный процесс, увеличить период внимания у учеников, стимулировать заинтересованность, применить новые интерактивные техники для развития речи, творческих способностей и физической подготовки.
Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании применяется при разработке программно-аппаратным комплексам логотерапевтической направленности. Данные технологии сочетают в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.
Подобные системы могут включать в себя программно-аппаратный комплекс, компьютерный комплексспрограммным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации. Данные технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения. Относительными противопоказаниями использования данной технологии являются возраст пациентов младше 4-5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые инфекционные заболевания.
С помощью специализированных компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентация, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без традиционных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво. Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием.
Специализированные компьютерные технологии адресованы, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но могут использоваться и для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью таких комплексов встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.
Можно сказать, что разработка информационного обеспечения технологий виртуальной реальности востребовано, активно начинает использоваться в различных сферах услуг. Показатели применения данных технологий довольно высоки, что является предпосылкой для их дальнейших усовершенствованных разработок и распространению. Использование программно-аппартных комплексов дает множество преимуществ, как для нуждающихся в реабилитации, коррекции и прочих подобных мероприятиях, так и для специалистов данных областей.
Литература:
Бокачев И.А. Виртуализация современной системы образования: За и Против // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1.
Иванько А. Ф., Иванько М. А., Бурцева М. Б. Дополненная и виртуальная реальность в образовании // Молодой ученый. 2018. №37. С. 11-17.
Немыкина, О. И. Проблемы глобализации виртуальной реальности и инновационное развитие общества / О. И. Немыкина // Studium. – 2014. – № 1-2 (30-31). – С. 1.
Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки.МатериалыVIIМеждународнойнаучно-практическойинтернет-конференции Виртуальная реальность современного образования. VRME2017: сборникстатейитезисов;г.Москва,2–6 октября 2017г./ под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой; Московский ПГУ Институт физики, технологии и информационных систем [Электронное издание]. –Москва: МПГУ, 2017. –165с