Публикации Проект "Наше богатство-лес"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Наше богатство-лес"
Автор: Фахрадова Инна Борисовна

Проект «Наше богатство-лес» в средне - младшей группе (3-5 лет) Воспитатель: Фахрадова И.Б. 2023г. Лопатино -2023г.Название проекта: «Наше богатство-лес». Возраст детей: средне младшей группа (3-5 лет) Тип проекта: Краткосрочный Вид проекта: Исследовательско–игровой Ответственный: Воспитатель: Фахрадова Инна Борисовна Первый этап – выбор темы Каждое время года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы… Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине. Во время экскурсий и на прогулках, наблюдая с детьми за красотой нашей природы, заметила, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки. Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство». Цель проекта: Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу. Для того, чтобы заинтересовать детей этой проблемой, я однажды предложила для рассмотрения шишки сосны, кедра, ели. Обратила внимание, что название у них общее, но все шишки разные. Дети с увлечением стали находить сходства и различия во внешнем виде, семенах и пришли к выводу, что все шишки с разных деревьев. Стали интересоваться, для чего нужны семена, есть ли они у других деревьев. Увидев заинтересованность детей, я пришла к реализации проекта. Задачи: 1. Расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях, развить любознательность, культуру поведения в природе. 2. Научить детей устанавливать и понимать причинно - следственные связи природных явлений. 3. Дать знания детям по экокультуре нашего края. Второй этап: разработка проекта. 1. Подобрать художественную и методическую литературу;2. Приготовить иллюстрации с изображениями, флоры и фауны наших лесов; 3. Подобрать загадки о насекомых, стихи о деревьях. (Приложение №1) 4. Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь. Третий этап: выполнение проекта. 1. Работа с родителями. Консультации для родителей: • «В лес вместе с ребенком» • «В союзе с природой» (Приложение №2) 2. Дидактические и подвижные игры (Приложение №3) 3. Консультация для родителей и педагогов: «Значение словесных экологических игр в детском саду» (Приложение № 4) Приложение №1 Стихотворения о деревьях: Сергей Есенин Береза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. Татьяна Шорыгина Шумят сосновые леса Шумят сосновые леса, И сосны стройные, литые, Как будто стрелы золотые. Уходят смело в небеса. Шумят сосновые леса, Как будто шепчут, что когда-то Скользили по морям фрегаты, Бриз надувал их паруса. Их нес с собою бег волны, А строили их из сосны! Роман Сеф Осина В саду осеннем, У дорожки, Осина хлопает В ладошки. Вот почему На той неделе Ее ладошки Покраснели. Светлана Рагулина Клён Хлопает в ладоши клён, Осень так встречает он. Рыжий листик парашютом Ярким солнечным салютом К детям радужно слетает, Двери в сказку открывает. И не скучно во дворе. Шелестят листы в траве. Вихрем кружатся, дождём Осыпают всё кругом. Клёно-дождик, клёно-снег, Мы довольны, дворник - нет! Ирина Токмакова Берёза Если б дали березке расческу, Изменила б березка причёску: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала бы кудрявые пряди, И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. Вера Аношина Тополь изумрудный Тополь изумрудный, Липкие листочки, Распушит в июне Ватные комочки. Полетят по небу Белые снежинки, Хороши в июне Зимние картинки... Белым покрывалом Мягким и пушистым Пух лежит повсюду, Хоть кати на лыжах. Стоит только дунуть Ветру озорному, Радостно пушинки Кружат возле дома. Лезут в нос - чихаем, Но не от простуды... Так июнь напишет Зимние этюды. Пословицы и поговорки о лесе: Хорошо в лесу, береги его красу. Кто лес любит и знает, тому он помогает. Рощи да леса — всему краю краса. Зелёный наряд радует взгляд. Берёзоньки — как девоньки в сарафанчиках беленьких. На опушке держи ушки на макушке У леса есть уши, у поля — глаза. Лес и вода — брат и сестра. Где сосна взросла, там она и красна. Далеко сосна стоит, а своему лесу веет да шумит. Ель — не сосна, шумит неспроста. Степь лесу не лучше. Ау, подай голосок через тёмный лесок. Заблудиться в трёх соснах. Дальше в лес — больше дров. Лес по дереву не плачет. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Возле леса жить – голодному не быть. Что в лесу родится – дома пригодится. Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века. Лес богат, не как наш брат. В лесу живём, по-лесному и поём. Каково в лесу кликнется, таково и аукнется. Из-за леса стоячего не видно леса лежачего. Загадки о лесе: И летом весело, И осенью сытно, И зимой тепло. (Лес) Жаль озябшего бедняжку – Всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку Раздарил по лоскуткам. (Лес) Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку — малинкой, Васю — хворостинкой. (Лес) Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его … (Лес) У каждого зверя в нём, Есть свой чудесный дом, Кто в дупле, кто в норе, Но живут все в тишине! (Лес) Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! (Лес) Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом В нём найдут приют и птицы Зайки, волки, кабаны. (Лес) Он зелёный и густой, Он высокий и большой: То-еловый, то-дубовый, То-осиново-сосновый. У него полно плодов, Ягод, шишек и грибов, И протоптанной тропинкой, По нему идут с корзинкой… (Лес) Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – Скинет с плеч ее долой? (Лес) Приложение № 2 Консультация для родителей «В лес вместе с ребенком» Во время прогулок нужно учить малышей любоваться красотой и многообразием природы, наблюдать, находить сходства с живыми или сказочными существами, поддерживать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Встретив ручеёк, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте с малышом песенку воды. Бросьте в ручей лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению. Удивитесь сочетанию, восхититесь красотой и неповторимостью цветов вокруг. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение должен почувствовать и ребёнок, чтобы он унёс с прогулки не только радость и восторг от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других. На прогулке, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вместе с сыном или дочкой наклониться к земле, можно увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Придумайте вместе сказку о Муравьином царстве, и для ребёнка эта прогулка будет очень интересной, она сблизит вас совместными переживаниями. Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите его за гостеприимство, радость, испытанную при общении с природой. Объясните ребёнку, что лес даёт чистый воздух, спасает летом от зноя, дарит людям и лесным обитателям грибы, ягоды и орехи. Дома предложите ребёнку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить комнату. Очень важно перекинуть мостик доверия между вами и вашими детьми, быть единомышленниками и союзниками во всех творческих начинаниях. Консультация для родителей «В союзе с природой» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему? » И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! », а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво! », «Какой сегодня белый, пушистый снег! », «Как тебе кажется, на что похоже облако! » и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо. Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Приложение № 3 Дидактические игры: «Что было бы, если из леса исчезли… » Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. Дидактическая игра «Узнаю деревце» Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает. Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка) Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена) Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб) С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы) Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна) Дидактическая игра «Сравни» Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты. Например: Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко) Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни) Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна) В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинонька) Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках. Дидактическая игра «Какой лист? » Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память. Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист. Дидактическая игра «С какого дерева лист? » Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение. Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев. Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево. Подвижные игры: Подвижная игра «Листопад» Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание, закреплять знания о приметах осени. Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад. *** Дует, дует ветер, Дует, задувает, Жёлтые листочки С дерева срывает. *** Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелел И по ветру полетели. *** Падают, падают листья, В нашем саду листопад… Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Подвижная игра «Осенний букет» Задачи: совершенствовать умение узнавать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание. Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново Подвижная игра «Найди пару» Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие. Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета» Приложение № 4 Консультация для педагогов и родителей «Значение словесных экологических игр в детском саду» В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции. Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре. Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек) ; если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др. Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.