Публикации ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Автор: Остапенко Галина Георгиевна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖАОстапенко Г.Г. преподавательпрофессионального модуляГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Ухудшение демографической ситуации и показателей здоровья населения России связано как с социально-экономическими переменами, так и с накопившимися проблемами в здравоохранении. Существенными недостатками системы здравоохранения являются ослабление профилактической направленности и пропаганды здорового образа жизни. Для исправления сложившейся ситуации и были разработаны основные направления приоритетного национального проекта «Здоровье». Важнейшим направлением этого проекта является медико-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни. Для улучшения здоровья жителей России нужны не только усилия системы здравоохранения, но и активное участие самих граждан, что делает проблему самовоспитания молодежи и особенно будущих работников среднего медицинского звена, исключительно актуальной. Обеспечение формирования современного мировоззрения с применением здоровьесберегающих методик и технологий, на базе чего у студентов развиваются заботливое и бережное отношение к своему собственному здоровью и здоровью своих пациентов. Формирование культуры здоровья студентов и ее эффективность определяются следующими компонентами:компетентность в сфере здоровьесбережения (наличие знаний о составляющихздоровья, здоровом образе жизни, факторах риска, владение оздоровительнымитехнологиями);принятие студентами культурных норм здоровья (мотивация, поведенческийуровень, опыт самоуправления своим здоровьем). Актуальность и значимость поднятых вопросов, связанных с медико-санитарным просвещением будущих работников среднего медицинского звена и пропагандой здорового образа жизни доказывают, что никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не заботится о своем здоровье, которое во много определяется образом жизни. От образа жизни и эффективности системы здравоохранения здоровье человека зависит на 60%, причем от образа жизни в 4-5 раз больше, чем от функционирования системы здравоохранения. В настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. По данным Всемирной организации здравоохранения главными факторами риска, определяющими заболеваемость и смертность в России, являются:- высокое артериальное давление;- курение;- злоупотребление алкоголем и др. Здоровье – одна из основных ценностей студенческой молодежи. Наличие крепкого здоровья является основой для оптимальной реализации жизненной программы человека, достижения им личного счастья и благополучия. Имея хорошее здоровье, человек будет выполнять свои биологические и социальные функции с большой пользой для себя и общества. Здоровье необходимо рассматривать как качество жизни человека, которое отличается высоким уровнем адаптации к факторам внешней среды на организм и выражается в виде состояния полного физического, психического и социального благополучия в различных формах его деятельности Студенты являются одной из многочисленных социальных групп нашего общества, и будущее нашей страны зависит от их мировоззрения, их убеждений, их взглядов на жизнь и здоровье. Рассматривая здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, отмечаем, что все это необходимо для эффективной профессиональной деятельности и социальной активности, для максимальной продолжительности жизни. Связь здоровья и будущей профессиональной деятельности отмечают многие ученые. Считается, что хорошее физическое состояние показывает хорошую степень психического развития студента, его двигательные навыки, которые помогут полнее осуществлять свои творческие планы. Здоровье проявляется в психофизической готовности будущего специалиста и выражается в профессиональной работоспособности, что проявляется в наличии необходимых функциональных и физических резервов организма для адаптации к быстро изменяющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда, способности организма к быстрому восстановлению. Исследуя физическое состояние учащихся, можно отметить, что значительная часть студентов отличается низкой динамикой восстановления, это указывает на недостаточную степень функционирования адаптационных механизмов сердечнососудистой и дыхательной системы. Так же для них характерны низкие результаты в развитии физических качеств (силы, быстроты, координации, выносливости). Ухудшение здоровья и слабая физическая подготовленность студентов является естественным результатом отсутствия в полной мере двигательной активности на фоне увеличения интеллектуальных нагрузок. Нежелание самостоятельно заниматься физической культурой, принимать участие в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях приводит к низкой физической активности. Это усугубляется малоподвижным образом жизни, так как все свое свободное время студент предпочитает проводить сидя за компьютером, где большая часть времени уделяется социальным сетям. Даже общение у них сводится в основном к переписке sms-сообщениями. В процессе обучения у студентов наблюдается повышение эмоционального и умственного напряжения, так как меняется место проживания, большинство студентов живут в общежитиях, вследствие чего меняется режим сна и питания, увеличивается учебная нагрузка. Профессиональное образование ставит перед собой задачу сформировать у студентов ряд компетенций, связанных с укреплением и сохранением здоровья, которые являются качественной основой для будущей профессиональной деятельности. У студентов необходимо сформировать бережное отношение к своему здоровью, умение гарантировать профилактику вредных привычек, осознанно ориентироваться на здоровый образ жизни. Самостоятельно решить эту проблему студентам сложно. Невозможно самим правильно распределять объем и интенсивность учебной нагрузки, соблюдать периодичность в организации учебной деятельности. В работе учебных заведений чаще всего доминируют ограниченные подходы к проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов. Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов преподавания. Анализируя все выше сказанное, приходим к выводу, что в педагогике отводится главная роль в формировании основ здорового образа жизни будущих специалистов. Во время обучения необходимо сформировать у студентов активную жизненную позицию, основанную на новых образовательных программах, направленных на укрепление и сохранения здоровья, повышение работоспособности и профессионального долголетия. Концепция сохранения и укрепления здоровья должна стать составной частью мировоззрения студента. Наличие у студентов знаний, умений и навыков в области заботы о своем здоровье поддерживается осознанием необходимости прилагать усилия и личной ответственностью за укрепление и сохранение своего здоровья. Для осуществления этих целей у учащихся должна быть собственная мотивация. Мотивация – сложный психологический феномен и с точки зрения разных авторов включает в себя не одно понятие. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагог должен установить и показать причины, которые должны убедить студента сделать выбор в пользу его активной деятельности по укреплению и сохранению своего здоровья, основываясь на его индивидуальные особенности. Рассмотрим основные группы мотивации, которые помогут студентам осознать необходимость в систематичных занятиях физическими упражнениями. Физиологические – это укрепление и сохранения здоровья, желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры. Психологические – желание испытать себя в различных видах деятельности, воспитание характера и силы воли, обрести уверенность в своих силах, улучшить свое эмоциональное состояние. Социальные – достижение успеха и признания со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение. Для поддержания мотивации нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека. Для того чтобы понять, как сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья у студентов учебных заведений, необходимо знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье. Это – сам студент, его семья, его окружение, преподаватели колледжа. Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья – это еще один важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь. Выводы. Сегодня, образовательное учреждение профессионального образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств, имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом. От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека. Литература: 1. Ольховская Е.Б. Физическое воспитание студентов в контексте оптимизации профессиональной подготовки бакалавров / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 51-55. 2. Сапегина Т.А. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов в высших учебных заведениях // Педагогические инновации физической культуры в профильном и профессиональном образовании / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 154-158. 3. Сапегина Т.А. Моделирование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе./ Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 249-255