Публикации "Особенности работы педагога дополнительного образования в детско-юношеском разновозрастном объединении"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы педагога дополнительного образования в детско-юношеском разновозрастном объединении"
Автор: Ящук Андрей Андреевич

Не совсем традиционное занятие педагога дополнительного образования.Известный педагог и новатор Виктор Федорович Шаталов «Учительдолженсоздатьтакуюатмосферуваудитории,прикоторойневозможнонеусвоитьполученныйматериал».Сегодня я предлагаю вам вместе со мной расширить представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей и попытаться разработать новые современные инновационные конструкции занятий, которая обязательно вызовут интерес у ваших подопечных.Именно от выбранной методики во многом зависит конечный результат. Ежегодно появляются новые техники преподавания. Меняемся мы и дети, которые приходят к нам на занятия. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свои методы преподавания, изучать и включать в образовательный процесс новые техники. Только в этом случае обучение в вашем детском объединении будет детям интересно, а значит и востребовано.Формы проведения занятий в учреждении дополнительного образования в отличие от школы не имеют рамок. И сегодня я хотела бы рассказать вам именно о таких нетрадиционных формах проведения занятий.Какие существуют формы занятий.Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы–традиционные привычные и нетрадиционные.Среди традиционных форм можно отметить:
  • Лекции–изложениепреподавателемпредметнойинформации;
  • Семинарыиколлоквиумы–заранееподготовленныесообщенияивыступлениявгруппеиихобсуждение;
  • Дискуссии–постановкаспорныхвопросов,отработкауменияотстаиватьиаргументироватьсвоюточкузрения;
  • Конференции–совещаниядляобсужденияразличныхтемивыработкирешений;
  • Экскурсии,научныеэкспедиции–поездкисознакомительнымииинформационнымизадачами;
  • Туристическиепоходы–выработкаспортивныхипознавательныхнавыков,атакжеоздоровление;
  • Обучающиеигры–моделированиеразличныхжизненныхобстоятельствсобучающейцелью.
  • Кнетрадиционнымформамучебныхзанятийможноотнеститакие:
  • Презентация–публичноепредставлениеопределеннойтемыилипредмета;
  • Защитапроекта–обоснованиеипредставлениепроделаннойработы;
  • Круглыйстол–неформальноеобсуждениевыбраннойтематики;
  • Мозговаяатака–решениенестандартныхзадачвколлективе;
  • Ролевыеигры–предложениеребенкустатьнаместоперсонажаидействоватьотегоименивмоделируемойситуации.
  • Нестандартныеформыпредполагаютмножествоинтересныхвариантовзанятий–всезависитотфантазиииталантапреподавателя.МожноорганизоватьДеньдобрыхдел,интеллектуальнуюигру«Что?Где?Когда?»ит.д.Передпедагогомстоитнепростаязадачавыборасамойуместнойиэффективнойформыпроведенияучебногозанятиявзависимостиотсложностипреподносимогоматериала,возрастадетскойаудиториииуровняееподготовки.Мастер-класс–этооднаизнаиболееэффективныхформинтерактивногозанятия,вовремякотороговесьновыйматериалосваиваетсянапрактике.Вовремяегопроведенияпедагогобмениваетсяопытомсослушателями,аученикиактивноучаствуютвобсуждениях,предлагаютсвоитемыдляанализаирешенияпроблем.Этужеформуможнонемноготрансформироватьивкачестве«мастера»пригласитьвыступитьученика,выполняющегототилиинойэлементлучшедругихирасширившегопредставлениеотемесамостоятельно.Такжевкачестве«эксперта»могутвыступитьиродителиобучающихся.Интереснаформа«мастер-класспообмену»,когдапедагогиодногонаправленияприглашаютксебеназанятияребят,занимающихсядругимвидомдеятельности.Занятие-сказка–интереснаяформадляребятмладшегошкольноговозраста.Ноприразработкетакогозанятиянеобходимоучитыватьновыевеяниямолодежнойкультуры.Занятие-ток-шоу–этозанятиенакоторомлибополностью,либочастичнозаимствуютсяправилапопулярныхтв-шоу-программ:«Танцы»,«Голос»,«квн»,«свояигра»,«гделогика»,«звездныйчас».Ю-тубканал(рукоделие)–занятие-съемкамастер-классаотучеников,публикация–челлендж.Стоитотметить,чтометодикаобучениянапрямуюсвязанасвзаимоотношениемученикаиучителя.Какправило,преподаватели,которыеинтереснопреподносятматериалинестандартнопроводятурок,вызываютуобучающихсяуважение.Онисудовольствиемпосещаютихзанятияислегкостьюусваиваютновуюинформацию.Девизнестандартногозанятия–“Гдедетвора,тамигра!”,аосновнаязадача–возбуждать,поддерживатьживойинтерескобучению,воспитыватьиразвиватьиграя.Игра«Звери летят»(мышечное ощущение высоты звука.)–этошколапознания,творчества,интеллектуальногоразвитияребенка.Толковаяиграявляетсядейственныморудиемвоспитанияиобученияврукаххорошегопедагога.Применениепознавательныхигровыхтехнологийназанятияхдаетвозможностьобучающимсяполучитьдополнительныезнания,заявитьосебе,раскрытьсвоиталанты,позволяетувидетьизучаемыйматериалпо-новому.ПредлагаемыеформыпроведениязанятийвучрежденияхдополнительногообразованияФормыпроведенияучебныхзанятийподбираютсяпедагогомсучетомвозрастныхпсихологическихособенностейдетей,целейизадачобразовательнойпрограммыдополнительногообразования,спецификипредметаидругихфакторов.Наиболееобщимивдополнительномобразованиимогутбытьследующиеформы:1)Дляучащихсядошкольногоимладшегошкольноговозраста:беседасигровымиэлементами;сказка;сюжетно-ролеваяигра;игра-путешествие;игра-имитация;викторины,соревнования,конкурсы,состязанияидр.2)Дляучащихсясреднегошкольноговозраста:лекция;учебнаяигра,ролеваяигра;защитатворческогопроекта;творческиеконкурсы;КВН;заочнаяэкскурсия;коллективноетворческоедело(КТД);тематическиезаданияпоподгруппам.3)Дляучащихсястаршегошкольноговозраста:проблемнаялекция;пресс-конференция; практическиезанятия;семинар;тематическаядискуссия;групповаяконсультация;защитатворческойработы;деловаяигра,ролеваяигра;презентация(видадеятельности,выставки,проектаит.п.).ВидынетрадиционныхзанятийЗанятиявформесоревнованийиигр:конкурс,турнир,эстафета,дуэль,КВН,деловаяигра,ролеваяигра,кроссворд,викторинаит.д.Занятия,основанныенаформах,жанрахиметодахработы,известныхвобщественнойпрактике:исследование,изобретательство,анализпервоисточников,комментарий,мозговаяатака,интервью,репортаж,рецензияит.д.Занятия,основанныенанетрадиционнойорганизацииучебногоматериала:урокмудрости,откровение,занятие–«дублерначинаетдействовать»ит.д.Занятия,напоминающиепубличныеформыобщения:пресс–конференция,брифинг,аукцион,бенефис,телемост,регламентированнаядискуссия,панорама,репортаж,диалог,«живаягазета»,устныйжурналит.д.Занятия,основанныенаимитациидеятельностиучрежденийиорганизаций:следствие,патентноебюро,ученыйсоветит.д.Занятия,основанныенаимитациидеятельностиприпроведенииобщественно-культурныхмероприятий:заочнаяэкскурсия,экскурсиявпрошлое,игра-путешествие,прогулкиит.д.Занятия,опирающиесянафантазиюдетей:занятие–сказка,занятие–сюрпризит.д.