Публикации
Актуальные проблемы высшего образования в России
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы высшего образования в России
Автор: Щербаков Кирилл Андреевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные проблемы высшего образования в России
Автор: Щербаков Кирилл Андреевич
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ«СИНЕРГИЯ»ДОКЛАДНа тему: «Актуальные проблемы высшего образования в России» Аспирант: Щербаков Кирилл Андреевич Москва 2023 годАктуальные проблемы высшего образования в РоссииРоссийское высшее образование в последние годы находится в процессе перманентного реформирования. Глобализация и рыночный фундаментализм, составляющие основу проводимых реформ, порождают проблемы в системе отечественного образования. Главными ценностями общества, с точки зрения рыночного фундаментализма, являются ценности экономические. Общественное благо, нравственные и моральные ценности, уровень образования и культуры таковыми не являются. В настоящее время педагогическое сообщество, учёные, широкая общественность серьёзно озабочены судьбой находящегося в критическом состоянии отечественного образования. На всех уровнях широко обсуждаются проблемы образования, подводятся итоги реформирования, анализируются ошибки и предлагаются пути выхода из кризиса. На наш взгляд, главной проблемой высшего образования являются коммерциализация и снижение его доступности. Недостаточность финансирования вузов, снижение доли участия государства в финансировании сферы высшего образования можно выделить в качестве второй по значимости проблемы. В качестве других проблем в сфере высшего образования назовем: формализм, бюрократизм, коррумпированность процесса образования; качественные проблемы кадрового состава; система оплаты труда и оценки профессиональной компетентности работников; снижение уровня качества образования; невостребованность выпускников; фундаментальность образования, отсутствие профильности образования.Проанализируем главные проблемы высшего образования, а именно: коммерциализацию, снижение доступности и недостаточное финансирование.На наш взгляд, корень данных проблем лежит в закреплении концепции рыночного фундаментализма в законодательных документах, регулирующих систему образования. Так, принятый в 2010 году Федеральный закон № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в качестве своей основной задачи поставил оптимизацию государственных учреждений ради экономии бюджетных средств. Внедрение этого закона в жизнь привело к закрытию и укрупнению организаций высшего профессионального образования.Включение в Федеральный закон «Об образовании в РФ» возрастных ограничений при расчёте контрольных цифр приёма в вузы не согласуется с Конституцией РФ, которая гарантирует каждому гражданину право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе (п. 3. Ст. 43).Наблюдается систематическое сокращение доли государственных расходов РФ на образование.В новом законе «Об образовании в РФ» отсутствует статья о государственных гарантиях приоритетности образования. Это делает возможным не только произвольное сокращение государственного финансирования образования, но и превращение статьи «образование» из приоритетной в составную часть других статей расходов федерального бюджета. Сокращение государственных расходов на образование не согласуется со стратегической целью РФ в сфере образования – «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и весомыми перспективами для дальнейшего развития. Однако, несмотря на это важное достоинство, в образовательной сфере государства существует ряд серьёзных проблем, решение которых требует «нового взгляда» на модернизацию российского образования.1.Вопросы финансовой поддержки деятельности университетов. В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, Россия (4,1 %) занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных. 2.Низкий уровень практической ценности научной деятельности российских педагогов. Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира, Россия (0.806) по данному показателю находится на тридцать втором месте из ста восьмидесяти восьми возможных. Это стало причиной низкого рейтинга российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности. 3.Отсутствие программы подготовки на английском языке. Трансакадемичность — главная цель Болонского процесса, в России данное направление совершенно не развито. Уровень преподавания иностранного языка также остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов. 4.Отсутствие гибкости, статичность программ обучения. Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело; специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах: причиной этому является низкий уровень заработной платы. 5.Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое. Высшее образование в России — скорее, признак «статусности», успешности, престижности (не так редко — способ избежания службы в армии), чем ступень образования и квалификации. 6.Образование превратилось в «платную услугу». Бывший Министр образования А. Фурсенко по этому поводу сказал следующее: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом». То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен: распространились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Таким образом, в данной работе выделим следующие тенденции и перспективы развития высшего образовании в России:1.Внедрение независимой (!) двухступенчатой системы контроля знаний студентов: 1 ступень — после второго курса, 2 — перед получением диплома. 2.Интернационализация высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов (возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок). 3.Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Ведущими методами обучения должны стать онлайн-курсы, дискуссии, дидактические игры, тренинги и др. 4.Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. 5.Корректировка форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения. Эта тенденция имеет системную связь с обновлением кадрового состава инновационного вуза. Необходимо модифицировать привычную модель лекционно-семинарского обучения, что способствует росту свободы студентов в выборе путей освоения учебного материала в соответствии с образовательными программами; преподаватель будет переориентирован с передачи информации по содержанию учебной дисциплины на активное взаимодействие со студентами, создание условий для их мотивации к самостоятельному поиску и овладению необходимой информацией. 6.Обновление материально-технической базы высших учебных заведений. Современная ситуация, характеризующаяся наличием острой конкуренции на международной арене, стремительной модернизацией технологий, экономической нестабильностью, приводит к необходимости организации подготовки стрессоустойчивых и готовых к работе в постоянно меняющихся условиях профессионалов, способных к креативному мышлению и решению сложных задач. При этом особую роль играет и сохранение эффективных традиций классической модели образования, так как их применение, несомненно, окажет положительное влияние на становление мощной, конкурентоспособной системы российского образования. Такой вектор усилий позволит России вернуться в число мировых держав, претендующих на роль лидера в глобальном образовательном пространстве в ближайшие десятилетия.