Публикации Система психологической поддержки членов семей мобилизованных граждан (родителей, жен, детей) КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Партизанский»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система психологической поддержки членов семей мобилизованных граждан (родителей, жен, детей) КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Партизанский»
Автор: Томилина Светлана Николаевна

С.Н.ТомилинаСистема психологической поддержки членов семей мобилизованных граждан (родителей, жен, детей) КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Партизанский»Специальная военная операция сделала нашу жизнь другой, сделала другими нас, поставив перед выбором. Мотивационная составляющая категории «выбор» явилась прерогативой мобилизованных и добровольцев. Для близких же этот выбор стал не просто ударом – землятрясением – когда теряется точка опоры и приходит понимание того, что от тебя уже ничего не зависит, а возможность действовать, влиять на ситуацию практически отсутствует. В связи с этим возникает проблема принятия выбора близкого человека, уважения этого выбора, и как следствие – осознание данного факта, поэтому поддержка, эмпатия, безоговорочное принятие данного выбора становятся ему опорой, плечом в этой весьма непростой жизненной ситуации. Основываясь на уже имеющемся личном опыте, комплексным центром социального обслуживания населения «Партизанский» была разработана система поддержки семей мобилизованных «Вот мое плечо», цель которой – оказание психологической помощи семьям мобилизованных граждан и членам их семей: родителям, женам, детям.Процесс работы предполагает решение следующих задач:
  • Организация комплексного психологического сопровождения членов семей мобилизованных граждан;
  • Гармонизация семейных отношений вследствие снижения уровня тревожности; снижение рисков дезадаптивного поведения как со стороны детей, так и со стороны взрослых;
  • Улучшение качества жизни данной категории граждан.
  • Поскольку речь идет о семьях мобилизованных, рассмотрим подходы, формы, инструментарий для оказания им психологической помощи.Как было сказано выше, в период проведения СВО психологическая помощь семьям мобилизованных крайне востребована. Если раньше она оказывалась в большей степени участникам локальных войн и конфликтов, то сейчас в связи с новым статусом военнослужащего и нетривиальностью ситуации в психологической помощи нуждаются и его родственники. Абсолютный факт, что в подобных семьях общий объем депрессивных состояний, панических атак, стрессов больше, нежели в обычных семьях. Наша задача в рамках данной системы свести к минимуму негативные проявления последствий психотравмирующей ситуации (мобилизации), такие, как повышенный уровень тревожности, аффективные проявления, приводящие к нервному срыву и депрессии.Говоря о стабилизации всех участников процесса, целесообразно использовать аксиологический (ценностно-ориентационный) подход с опорой на предназначение, миссию мобилизованного; полезным в этом плане будет рассказ детям об их предках, родственниках, защищавших Родину, изучение их биографии, просмотр семейных фотографий, просмотр соответствующих фильмов, чтение литературных произведений, посещение музеев и пр.; а также герменевтический подход, позволяющий совершать осознанные действия в соответствии с функционированием психики в контролируемом режиме несмотря на негативные внешние раздражители.Рассматривая ресурс, круг возможностей семьи, проанализируем схему, отображающую перераспределение социальных ролей в семье в ситуации мобилизации:ЗОНА ВЛИЯНИЯ СЕМЬИНа начальном этапе (известие о мобилизации близкого человека) происходит анализ сложившейся ситуации и принятие данного факта как неизбежного. В этот период необходимо забыть старые обиды, объединиться. Очень важен, как было сказано выше, аксиологический (ценностный) аспект, когда на примере истории семьи, предков, участвующих в Великой Отечественной войне, детям дается представление о таких ценностных парадигмах, как «долг», «честь», «защита Отечества», «ответственность», «любовь», «мир», а у взрослых формируется самоидентификация себя как части единой общности (народа), дается мотивационный стимул к адекватному принятию сложившейся ситуации. Коллективная форма работы (беседы, встречи, совместные походы, экскурсии – не только одной семьи – возможно и приветствуется объединение нескольких семей мобилизованных – что мы и сделали) способствует обогащению эмоционального фона за счет получения новых впечатлений, выработке алгоритма совместных действий взрослыми с целью конструктивной коммуникации как друг с другом, так и с несовершеннолетними. На данном этапе целесообразно использовать когнитивно-поведенческую терапию с целью снятия тревожности всех участников процесса, изменения их эмоционального состояния, когда открываются новые грани тревожной ситуации, что позволяет лучше понять ее, понять себя и свои эмоции, улучшить качество жизни участников процесса.На втором этапе (делегирование полномочий и распределение вновь появившихся обязанностей) на первый план выходит работа с женами мобилизованных, которые в процессе делегирования берут на себя обязанности мужа по воспитанию и содержанию детей. Естественно, у женщин возникает страх не справиться, который целесообразно купировать таким приемом, как «заземление», когда нужно найти точку опоры, твердо опереться на нее. В этом смысле наша система – та точка опоры, плечо, на которое может опереться семья. В деятельности нами используется семейная, индивидуальная формы работы и тренинги, беседы, игры как инструментарий по предупреждению фрустраций, поддержанию когнитивных функций. Подобная работа может проводиться и с другими взрослыми родственниками мобилизованных с использованием аналогичного инструментария, которые в процессе делегирования также берут на себя дополнительные обязанности по воспитанию и материальному обеспечению несовершеннолетних, их психологической поддержке. Особенно важно обучить взрослых приемам психологической самопомощи в борьбе со стрессами и страхами, т.к. ребенок «считывает» психо-эмоциональную матрицу близкого человека и болезненно реагирует на нее.На третьем этапе (объяснение ситуации детям) целесообразно использовать индивидуальную, семейную, групповую формы работы, когда необходимо, во-первых, обучить мать и других близких приемам психологического воздействия на детей с целью коррекции поведения в ситуации замены семейного лидера, и, во-вторых, научить ребенка (детей) психологически верно воспринимать ситуацию. В этот период главная задача близких – донести до ребенка суть происходящего в доступных ему формах, сохранив привычный ритм жизни, но не маскируя произошедших в жизни перемен. Важно показать ребенку, что существующие константы (дом, любовь, уважение, близкие, родные) остались неизменными. Форма работы – индивидуальная, семейная; инструментарий – ролевые игры, арт-терапия, занятия в рамках как индивидуальной, так и семейной психокоррекции с целью создания охранительно-стимулирующего режима для несовершеннолетнего, оптимизация его коммуникативного и эмоционального потенциала.Работа по созданию системы психологической поддержки членов семей мобилизованных граждан (родителей, жен, детей) была создана нашим центром 4 октября 2022 года, именно тогда прошли и первые занятия. Это было связано с тем, что мобилизация коснулась и членов коллектива, когда наши коллеги не знали, как реагировать на данную ситуацию, как себя вести, как все объяснить детям, как жить в ней. Опробованная таким образом, система доказала свою жизнеспособность, востребованность, результативность. В деятельность были включены 4 школы района, 5 психологов, 4 социальных педагога, 2 учреждения культуры, 1 волонтер; было проведено 86 занятий, 3 мастер-класса, 23 консультации, 1 круглый стол; оказана психологическая помощь 17 семьям; оказана психологическая помощь 26 детям, 19 взрослым.Система психологической поддержки членов семей мобилизованных граждан (родителей, жен, детей) КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Партизанский» имеет четкую логическую структуру и может быть использована в работе психологами социальных учреждений, общеобразовательных школ, ДОУ. Тиражирование данной системы возможно также через организацию стажировочной площадки на базе КГБУ СО «КЦСОН «Партизанский».