Публикации Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Автор: Мамайкова Елена Александровна

1 слайд. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».2 слайд. Актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором прямо указываются (в пункте 2.6 ФГОС ДО) целевые ориентиры развития речи детей младшего дошкольного возраста, в частности развитие речевых способностей и умений детей, культуры их речевого общения, разработка способов овладения младшими дошкольниками навыками практического общения. Кроме того, ФГОС ДО отмечает в целевых ориентирах необходимость развития мелкой моторики обеих рук детей младшего дошкольного возраста, поскольку движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.Актуальность данной темы заключается в том ,что пальчиковая гимнастика наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания и памяти. Речь детей становиться более выразительной .Дошкольная педагогика рассматривает развитие речи детей младшего дошкольного возраста как одну из важных задач.3 слайд. Задачи.Задачи
  • Создание положительного эмоционального состояния
  • Стимулировать развитие речи
  • Расширять кругозор и словарный запас
  • . 4 слайд. Движения пальцев рук с давних времен тесно связаны с речевой функцией.Пальчиковая гимнастика это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцевПальчиковые игры это упражнения пальчиковой гимнастики 5 слайд.Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:1. Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.2. Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.3. Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки). 6 слайд.Группы пальчиковых игр.Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:  Игры – манипуляции.«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.7 слайд.Сюжетные пальчиковые упражнения.«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.Театр в руке.Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).8 слайд.Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.9 слайд.Виды пальчиковых упражнений: 1. Игры-шнуровки. 2. Игры со счетными палочками, разнообразные мозаики, игры с бусинами, с вкладышами, переборка крупы. 3. Пальцевой театр с насадками-героями на пальцы. 4. Пальцевая гимнастика с маленьким колючим мячиком. 5. Игры с песком и водой. 6. Бумаготворчество. 7. Игры с прищепками и др. 10 слайд.Игры с пальчиками – это сильный стимул для развития речи и мелкой моторики.