Публикации Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры
Автор: Алексеева Надежда Сергеевна

Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры Алексеева Надежда Сергеевна -учитель физической культурыМБОУ «Кюкяйская СОш имени А.К. Акимова» Одной из актуальных проблем современной методики преподавания физической культуры в школе является поиск эффективных способов и методик проведения оздоровительных мероприятий для повышения физического развития и здоровья учащихся. Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Мы, учителя, в своей работе не можем изменить первый и второй компоненты, но можем повлиять на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня была и по-прежнему остается актуальной и значимой. Как увлечь детей физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить потребность к здоровому образу жизни? Универсальных рецептов нет. Есть только опыт учителей. Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесберегающих компетенций учащихся, сохранение здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Я осуществляю преподавание физической культуры в 6-11 классах по учебно-методическому комплекту «Школа России», рабочая программа которого разработана мною на основе ФГОС ООО, ФГОС СОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Моя личная концепция, как педагога - научить ребенка учиться, преодолевать самого себя. В своей педагогической деятельности руководствуюсь высказыванием древнего китайского мудреца Лао - То: «Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могущественен». Это и стало моей педагогической философией. Основные педагогические качества, которые мне присущи: •любовь к малой Родине, •преданность профессии, спорту, •ведение здорового образа жизни, •постоянное стремление к повышению своего профессионального мастерства, •воспитание у детей сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, •жизнерадостность и доброе отношение к людям. Сохранение условий для укрепления здоровья обучающихся является моим приоритетным направлением в работе педагога. Я считаю, что с раннего детства ребенка необходимо приобщать к здоровому образу жизни, активным занятиям физическими упражнениями и спортом с учетом его интересов, запросов, склонностей и способностей. Именно поэтому владею основами не только классических видов спорта, таких как настольный теннис, баскетбол, но и основами современных оздоровительных систем и методик. На своих занятиях применяю здоровьесберегающие приёмы. Основными принципами в своей работе считаю: 1.«Не навреди!»: - все применяемые методы, приёмы, средства стараюсь обосновать, проверить на практике, чтобы они не наносили вред здоровью ученика. 2.«Приоритет - ЗДОРОВЬЮ!»: всё используемое на занятиях оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 3.«Взаимоотношения»: ученик является непосредственным участником здоровьесберегающего мероприятия. 4. «Обучение по возрасту»: объём учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту ученика.На уроках и внеклассных занятиях ориентирую каждого ученика на развитие физических качеств, формирование ЗОЖ, личностный рост. Высоко мотивированные ученики – участники и призеры на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по физической культуре. Физически мотивированные занимаются в спортивных секциях, кружках, студиях. Понизилось количество освобождённых от уроков обучающихся. Повышается количество обучающихся в спортивных секциях и внеурочных занятиях.Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей среднего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогает мне в формировании личности ребенка, его социализации. Опыт своей педагогической деятельности распространяю через участие в работе школьного, муниципального методических объединений учителей физической культуры, в областных и во всероссийских конференциях, имею публикации в профессиональных сообществах. Являюсь постоянным слушателем вебинаров издательств «Просвещение» и «Я – Учитель», использую учебные платформы Учи.ру, Яндекс Учебник, Мультиурок, Инфоурок. Свой профессиональный уровень повышаю через инновационные формы методической работы. В последние годы работаю над методической темой «Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры в рамках оздоровительно-профилактических мероприятий в режиме учебного дня обучающихся». За время педагогической работы мною создана своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а также медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.Это одна из новых форм организации здоровьесберегающей компетенции, она позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, способствует формированию мотивации к развитию здорового образа жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика. Работа с паспортом доступна и не лишает педагога творчества. Последние три года я совершенствую и апробирую «Паспорт здоровья школьника», в нём наглядно показано, как развивается ребёнок, его физические результаты, отслеживается мониторинг заболеваний. Учащимся это помогает стремиться к достижению результатов и их улучшению. Я в свою очередь отслеживаю, как изменяются физические показатели из года в год. Это даёт возможность наглядно видеть результаты своей работы. Для реализации поставленных целей и задач использую все возможные формы работы учеников на уроке: групповые, индивидуальные. При этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ или имеет хроническое заболевание, а кто-то абсолютно здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести им вред, учитель должен знать состояние здоровья учащихся. Поэтому данную технологию считаю актуальной. «Паспорт здоровья школьника» включает следующие сведения:1. Общие сведения о ребёнке. - Фамилия, имя, отчество ребёнка - Дата рождения - Год поступления в школу - Группа крови, резус- фактор 2. Показатели физического развития -Рост (см)- Вес тела (кг)- Окружность грудной клетки (см)- Пульс (уд/м)- Артериальное давление- Медицинская группа - Мониторинг освобождения от уроков физкультуры.3.Показатели физической подготовленности- Челночный бег(3х10)- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)- Наклон вперед из положения стоя (см)- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)- Поднимание туловища из положения лёжа (количество раз) Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества являются показатели физического развития человека.Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями. Контроль уровня физической подготовленности учащихся позволяет выявить степень подготовленности учащихся к сдаче учебных нормативов, готовность школьников к изучению программного материала. Для педагогического контроля физической подготовленности, развития двигательных качеств учащихся с учётом личностно – ориентированного подхода использую следующие тесты:-челночный бег(3х10);- прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.);- наклон вперед из положения стоя (см.);- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);- поднимание туловища из положения лёжа (количество раз). Упражнения выполняет сначала группа мальчиков, затем группа девочек. Литература:
  • Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в школьных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2015. – 112 с.
  • Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. - 174 с.
  • Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. - 216 с.
  • Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27
  • Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.
  • Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М., 2002.-128 с.
  • Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 21 с.
  • Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. – М., 2000.-156 с.
  • Митриченко Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. - Волгоград, 2012. - 26 с.
  • Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2008. -176с.
  • Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001. – 166 с.
  • Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019.- 254 с.
  • Рунова М.А. Двигательная активность ребенка. – М.: Мозайка-Синтез, 2002. – 256 с.
  • Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издат.дом «Воспитание школьника», 2005. – 96 с.
  • Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
  • Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями : учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2012. - 103 с.
  • l