Публикации «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Автор: Алтанская Оксана Николаевна

ПроектТема: «Влияние нетрадиционных техникаппликации на развитие творческихспособностей детей дошкольного возраста»Составитель: Алтанская Оксана НиколаевнаВоспитатель: МБДОУ д/с «Ромашка» №34Актуальность. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений? Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились» ,а являются скорее экспериментальными. Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах. «Свобода, радость и успешность - художественное экспериментирование» (И.А.Лыкова) Проблема: -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца; -некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе. Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств. Задачи: 1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения; 2. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы; 3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами; 4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля; 5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость; 6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание. Планируемый результат. В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно- познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно. Объект исследования: развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Предмет изучения: нетрадиционные техники аппликации. Гипотеза: если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Продолжительность: длительный (полугодовой). Данный проект осуществляется в течении 6 месяцев (с декабря по май) Организация взаимодействия с детьми реализуется через: • Образовательную деятельность по ИЗО с интеграцией образовательных областей; • Творческую мастерскую; • Индивидуальную работу; • Выставки детских работ. Основными условиями реализации проекта являются: Создание обстановки эмоционального благополучия; Создание и обновление предметно-развивающей среды; Творческий подход к содержанию образования; Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром; Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений); Взаимодействие с семьями воспитанников. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1.Подбор методической литературы по теме проекта. 2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей. 3. Обеспечение предметно-развивающей среды. 4. Для родителей организовать открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности. 5. Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, Реализация проекта1 ЭТАП Подготовительный Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты. Проанализировать многообразие нетрадиционных техник аппликации. Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта. 2 ЭТАП Основной Тематический план занятий в средней группе № Тема занятия Задачи занятия 1. Зимушка хрустальная ДЕКАБРЬ Учить детей составлять композицию по своему замыслу, используя вату и цветную бумагу; развивать творческое воображение, мелкую моторику. 2. Узор на окне Учить составлять узор на окне в технике обрывной аппликации; развивать чувство ритма, ловкость рук. 3. Белая береза ЯНВАРЬ Учить детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию; Развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление. 4. Город зимой Учить детей изображать город с помощью цветной бумаги и ваты. Формировать умение выполнять работу аккуратно, закреплять знания о родном городе. 5. Зайцы на полянке. ФЕВРАЛЬ Закреплять знания детей о диких животных; Учить выполнять рисунок из ватных дисков; Развивать образное мышление; Учить соблюдать пропорции при составлении образа зайца. 6. Розовый слон Совершенствовать умение работать в технике оригами, дополнять работу по собственному замыслу. Развивать глазомер, мелкую моторику, творческое воображение. 7. Прилетели зяблики МАРТ. Учить детей оформлять работу по собственному замыслу, совмещая оригами с обрывной аппликацией;, развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к птицам. 8. Весенние воды Совершенствовать навыки выполнения работы в технике оригами, дополнять изображение по собственному замыслу; развивать чувство композиции, мелкую моторику. 9. Солнышко лучистое. АПРЕЛЬ. Учить детей изображать солнышко при помощи тесьмы и дисков; развивать логическое мышление, ловкость рук; учить выполнять работу последовательно. 10. Цветочные фантазии Продолжать учить детей выполнять цветы в технике оригами; развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к природе. 11. Гора Качканар. МАЙ. Учить детей составлять композицию из бархатной бумаги и тканевых цветочков; совершенствовать навыки в нетрадиционных техниках аппликации 12. Лесные тайны Учить совмещать в работе различные техники аппликации. Развивать творческое воображение, ловкость рук; воспитывать чувство прекрасного. 3.ЭТАП Заключительный Провести консультацию для родителей «Аппликация в детском саду», с целью представления результатов данного проекта. Оформление выставки детских работ «Море творческих идей». Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба. Выводы Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях. Побуждайте ребёнка думать по- новому! Пробуйте новое! Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач. Список литературы Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 2003 Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.: Просвещение, 2004 Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М.: ACADEMIA, 2001 Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2003 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007 Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003 Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006 Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – М.: Школьная Пресса, 2005 Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз – Дидактика, 2006 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002 Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001 Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Творческий Центр, 2005 Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего дошкольного возраста из серии «Страна чудес». – М.: АСТ, 2005 Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010