Публикации Методическое пособие «Предания старины глубокой»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие «Предания старины глубокой»
Автор: Лариса Вадимовна Гривкова

Гривкова Лариса Вадимовна педагог дополнительного образования МАУДО «РГДДТ»Методическое пособие «Предания старины глубокой»для работы в Студии фольклора и этнографии «Росинка» История наших предков полна загадок. Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох. Тогда-то и зародились ростки нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко – получеловек-полумедведь, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко). Первобытные охотники покланялись берегиням, затем верховному владыке Роду, божествам живительных сил природы Ладе и Лелю. С переходом к земледелию (4-3 тыс. до н.э.) возникли земные божества – Мать Сыра Земля (Мокошь). Земледельцы начали обращать внимание на движение Солнца, Луны и пошел счет по аграрно-магическому календарю. Возник культ бога солнца Сварога. Первое тысячелетие до н.э. – время развития богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре – победителе Змея. В последующие столетия на передний план выдвигается Перун, покровитель воинов и князей. Принятие христианства почти не затронуло устоев деревни, но и в городах языческие заговоры и обряды, выработанные на протяжении многих веков, не смогли исчезнуть бесследно. Даже князья и княгини принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например - проводы Ярилы. К началу 13 века на Руси остатки языческих верований мирно стали уживаться с православной религией. Забыты были древние боги и божества. Часто у детей возникают вопросы, что такое Авсень, Таусень, Коляда, Масленица, Ярило, Лада. Авсень (Овсень,Усень, Таусень)В глубокой древности Авсень (Овсень,Усень, Таусень) почитался нашими предками, как божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее миру свет.В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому он считался весенним богом. Авсень открывал путь новому лету. Ритуалы «закликания весны» означали торжество Авсеня над зимой и стужей. После перенесения Нового года на 1 сентября, а потом на 1 января, об Авсене продолжали вспоминать. 31 декабря «авсеньщики» ходили по деревне, разбрасывая вокруг изб зерно, распевая:Авсень, Авсень!Шелковая борода, Золотая голова,Подай пирогаИли курочку с хохолком,Петушка с гребешком;Подай денежку с орломИ копеечку с копьем! КолядаКолядки, колядки!Собрались ребятки.По деревне пошлиБабку Коляду нашли.Наша бабка КолядаПо дорожке шла,Да топорик нашла,А топорик не простойА топорик золотой.Села на снег КолядаДа задумалася.Куда путь держать?Куда топорик девать?Мы сказали бабке,Бабке Колядке- Ты снеси его купцу,Емельяну молодцу!Свой топорик КолядаКупцу продала.За топорик золотойГостинцев горой! Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. Также принято считать, что колядки связаны с Новым Годом. Однако этот обычай более древний. В ту пору славяне отмечали Новый год 1/14 сентября или 1/14 марта, а в декабре праздновали Рождество Сварожича Коляды – рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день Спиридона-солнцеворота (24 декабря/6 января), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. Поскольку Коляда был сыном бога Сварога, обычным воплощением которого был сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла, сделанная на Рождество. Коляду почитали, как бога мира, веря, что он содействует жизни между народами в полном согласии. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат различные старинные магические заклинания: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, медведя и других животных, воплощающих плодородие.Уродилась КолядаНакануне РождестваЗа горою за крутоюДа за речкою быстроюСтоят леса дремучиеВо тех лесах огни горятВокруг огней люди стоятЛюди стоят – колядую:- Ой Коляда, Коляда, Ты бываешь КолядаНакануне Рождества!Масленица У древних славян это был праздник богини Лады. В стародавние времена Карачун (подземный бог, повелевающий морозами), поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будет править сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершить круговорот времен года. Однако, когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась. Уж очень не хотелось ей проваливаться в подземное темное царство! - Не уйду, - воскликнула она, злорадно гоняя по земле самые студеные, самые свирепые метели, из всех которые у нее остались. – Не уйду, пока меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю, как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку. Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом. Вдруг светлая богиня Лада радостно воскликнула:- Я знаю, что надо делать! Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю. В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на которых стопками лежит, что-то круглое, вкусно пахнущее. То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их – словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной, веселой, масляной госпожей. Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.Так и повелось, каждый год стали провожать зиму целую неделю!Как на Маслинной неделе из трубы блины летели!Ой блины мои, блины, вы блиночки мои! Ярило Ярило – обаятельный славянский бог. Он представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого. Ярилин праздник длился неделю, а начинался тем, что девушки выбирали юношу, наряжали его (украшали цветами), сажали на коня и возили по округе, по полям и лугам. Считалось, что куда упадет взгляд Ярилы, там будет все цвести, расти и колоситься. Проводы Ярилы – одновременно и проводы весны.Лада, ЛельЛада – славянская богиня красоты, любви, семейного счастья. Великолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме – статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала на руках крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля. Ее любил весь народ, женщины приносили в жертву вышивки, платки, кольца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах. Зимой был праздник в ее честь 6/19 января. Пробивали проруби в озерах и реках, чтобы «Лада дышала». В эти проруби бросали дары. Ее призывали и в начале весны:- Благослови мати,Ой, мати Ладо, мати,Весну закликати! Другой праздник в честь Лады назывался Стадо – теперешняя Троица. Лель - бог любви – сын богини Лады. О нем до сих пор напоминает слово «Лелеять», то есть нежить, любить. Его имя часто встречает в припевах песен:- Ой, лёли, лёли Лель!БиблиографияАфанасьев А.Н. Народные русские легенды. Казань.1914Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси. СПб.,1911Грушко Е..А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996Грушко Е..А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских чудес. Москва, 1999Токарев С.А. История русской этнографии. Москва, 1966Шуклин В.В., Мифы русского народа, Екатеринбург, 1995Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. Москва, 1976Миролюбов Ю.А. Язычество древних славян. Москва, 1995