Публикации Методическая разработка викторины "История российской геральдики"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка викторины "История российской геральдики"
Автор: Корнева Лилия Ильинична

ВВЕДЕНИЕ.Знание и понимание геральдических символов и знаков является важнейшей составляющей для изучения истории и культуры страны. Национальная геральдика отражает историю, характер и дух нации, выраженные через мифологические символы.  Российская символика находится в ряду тех вопросов, которые в силу исторических обстоятельств, не были введены в широкий научный оборот. Но в последние полтора десятилетия можно отметить увеличение интереса к символам, эмблемам и прежде всего к территориальным гербам, что можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий. Говоря об актуальности работы, необходимо подчеркнуть, что современная российская геральдика в последние годы развивается очень активно: проводятся научные конференции, семинары, расширяются тематические направления исследований, в научный оборот вводятся ранее мало известные источники, в учебные планы включаются темы, касающиеся геральдики, Цель работы: оказание помощи преподавателям при подготовке и проведение мероприятий, посвященных истории родины. Конкретизируется эта цель в следующих задачах: формирование устойчивого интереса к изучению символики государства, расширение знаний учащихся о гербе и флаге России, обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении герба, развитие наблюдательности, умение сравнивать, высказывать собственное мнение, воспитание чувства патриотизма, любви к России.Планпроведения викториныМатериально – техническое оснащение:
  • Персональный компьютер;
  • Проектор, мультимедийная система презентация;
  • Раздаточный материал для проведения викторины (изображения гербов)
  • Сценарий внеклассного мероприятия1. Организационный момент.Преподаватель проверяет присутствующих студентов, готовность к мероприятию.На экране появляется изображение российского флага.(Слайд 1). Звучит гимн Российской Федерации. Присутствующие встают 2. Вступительное слово преподавателя. Каждая страна мира имеет три основных государственных символа: герб, флаг и гимн. Сегодня это кажется само собой разумеющимся: раз есть государство, значит, у него должны быть герб, флаг и гимн. Мы нечасто задумываемся о том, что комплекс из трех государственных символов сложился не так давно. Старейшими государственными символами являются гербы – многие из них насчитывают по 5, 7 и более веков истории. Значительно позднее – в XVII-XVIII вв. (то есть 300-400 лет назад) стали возникать государственные флаги. Самыми же молодыми из государственных символов являются гимны: первые государственные гимны появились в XVIII в., а всеобщее распространение музыкальные государственные символы получили только в ХХ в. Главная причина появления государственных символов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Когда сложились национальные государства и в жизни народов произошли исторические события, сплотившие их и заставившие понять общность своей судьбы – тогда эти народы испытали нужду в символах, демонстрирующих их единство.Обозначать свою страну – главная задача любого государственного символа.Проследим исторический путь каждого из государственных символов России.Викторина «Государственные символы»
  • Назовите дату появления российского Государственного герба?
  • (1497 год)
  • Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования? (Геральдика)
  • Как переводится слово герб?
  • (наследство)
  • При каком императоре была проведена геральдическая реформа (количество гербов на крыльях орла увеличивается)?
  • (при Александре II)
  • При каком императоре на грудь орла вернулась Андреевская цепь и при каком императоре она исчезла?
  • (при Петре I – появилась, при Александре I – исчезла)
  • При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи?
  • (при Александре III, в 1892 году)
  • Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?
  • (В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.)8. Назовите девиз советского герба? («Пролетарии всех стран соединяйтесь!») 9. Кто написал музыку и слова современного гимна? (Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.)Викторина «Назови эпоху». Участникам называется эпоха правления, соответственно которой они должны показать карточки с изображением гербов. Вопросы викторины:
  • Укажите герб эпохи правления Ивана Грозного
  • Укажите герб эпохи правления Ивана 3
  • Укажите герб эпохи правления Петра Первого
  • Укажите герб эпохи правления Александра 1
  • Укажите герб эпохи правления Павла 1
  • Укажите герб СССР
  • Укажите герб эпохи правления Екатерины1
  • Укажите герб эпохи правления Николая 1
  • Список использованной литературы Борисова И.В. Российская геральдика. Происхождение. История. Современность.- М.: Эксмо, ОЛИСС.; 2009 г.
  • Борисов И.В. Родовые Гербы России. – М.: Виктория, 1997.
  • Бюллетень Геральдического Совета при Президенте РФ. Союз геральдистов России. – М.: 2005.
  • Лукомский В.К. Русская геральдика. – М.: Янтарный сказ, 2004.
  • Медведев М.Ю. Геральдика или истинная наука о Гербах. – С-Пб.: Гербы и флага, 2008.
  • Мерников А. Г. Геральдика России. - М: Аванта+,2008
  • Моченов К.Ф., Коржик Ю.В. Гербы современной России. – С-Пб.: Гербы и флага, 2005.