Публикации
Методическая разработка викторины "История российской геральдики"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка викторины "История российской геральдики"
Автор: Корнева Лилия Ильинична
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка викторины "История российской геральдики"
Автор: Корнева Лилия Ильинична
ВВЕДЕНИЕ.Знание и понимание геральдических символов и знаков является важнейшей составляющей для изучения истории и культуры страны. Национальная геральдика отражает историю, характер и дух нации, выраженные через мифологические символы. Российская символика находится в ряду тех вопросов, которые в силу исторических обстоятельств, не были введены в широкий научный оборот. Но в последние полтора десятилетия можно отметить увеличение интереса к символам, эмблемам и прежде всего к территориальным гербам, что можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий. Говоря об актуальности работы, необходимо подчеркнуть, что современная российская геральдика в последние годы развивается очень активно: проводятся научные конференции, семинары, расширяются тематические направления исследований, в научный оборот вводятся ранее мало известные источники, в учебные планы включаются темы, касающиеся геральдики, Цель работы: оказание помощи преподавателям при подготовке и проведение мероприятий, посвященных истории родины. Конкретизируется эта цель в следующих задачах: формирование устойчивого интереса к изучению символики государства, расширение знаний учащихся о гербе и флаге России, обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении герба, развитие наблюдательности, умение сравнивать, высказывать собственное мнение, воспитание чувства патриотизма, любви к России.Планпроведения викториныМатериально – техническое оснащение:Персональный компьютер; Проектор, мультимедийная система презентация; Раздаточный материал для проведения викторины (изображения гербов) Сценарий внеклассного мероприятия1. Организационный момент.Преподаватель проверяет присутствующих студентов, готовность к мероприятию.На экране появляется изображение российского флага.(Слайд 1). Звучит гимн Российской Федерации. Присутствующие встают 2. Вступительное слово преподавателя. Каждая страна мира имеет три основных государственных символа: герб, флаг и гимн. Сегодня это кажется само собой разумеющимся: раз есть государство, значит, у него должны быть герб, флаг и гимн. Мы нечасто задумываемся о том, что комплекс из трех государственных символов сложился не так давно. Старейшими государственными символами являются гербы – многие из них насчитывают по 5, 7 и более веков истории. Значительно позднее – в XVII-XVIII вв. (то есть 300-400 лет назад) стали возникать государственные флаги. Самыми же молодыми из государственных символов являются гимны: первые государственные гимны появились в XVIII в., а всеобщее распространение музыкальные государственные символы получили только в ХХ в. Главная причина появления государственных символов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Когда сложились национальные государства и в жизни народов произошли исторические события, сплотившие их и заставившие понять общность своей судьбы – тогда эти народы испытали нужду в символах, демонстрирующих их единство.Обозначать свою страну – главная задача любого государственного символа.Проследим исторический путь каждого из государственных символов России.Викторина «Государственные символы» Назовите дату появления российского Государственного герба? (1497 год)Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования? (Геральдика) Как переводится слово герб? (наследство)При каком императоре была проведена геральдическая реформа (количество гербов на крыльях орла увеличивается)? (при Александре II)При каком императоре на грудь орла вернулась Андреевская цепь и при каком императоре она исчезла? (при Петре I – появилась, при Александре I – исчезла)При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи? (при Александре III, в 1892 году)Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена? (В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.)8. Назовите девиз советского герба? («Пролетарии всех стран соединяйтесь!») 9. Кто написал музыку и слова современного гимна? (Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.)Викторина «Назови эпоху». Участникам называется эпоха правления, соответственно которой они должны показать карточки с изображением гербов. Вопросы викторины: Укажите герб эпохи правления Ивана Грозного Укажите герб эпохи правления Ивана 3 Укажите герб эпохи правления Петра Первого Укажите герб эпохи правления Александра 1 Укажите герб эпохи правления Павла 1 Укажите герб СССР Укажите герб эпохи правления Екатерины1 Укажите герб эпохи правления Николая 1 Список использованной литературы Борисова И.В. Российская геральдика. Происхождение. История. Современность.- М.: Эксмо, ОЛИСС.; 2009 г.Борисов И.В. Родовые Гербы России. – М.: Виктория, 1997. Бюллетень Геральдического Совета при Президенте РФ. Союз геральдистов России. – М.: 2005. Лукомский В.К. Русская геральдика. – М.: Янтарный сказ, 2004. Медведев М.Ю. Геральдика или истинная наука о Гербах. – С-Пб.: Гербы и флага, 2008. Мерников А. Г. Геральдика России. - М: Аванта+,2008 Моченов К.Ф., Коржик Ю.В. Гербы современной России. – С-Пб.: Гербы и флага, 2005.