Публикации Из опыта по апробации «Цифровой образовательной среды ЯКласс» в образовательном учреждении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта по апробации «Цифровой образовательной среды ЯКласс» в образовательном учреждении
Автор: Бондаренко Дмитрий Александрович

Из опыта по апробации «Цифровой образовательной среды ЯКласс» в образовательном учрежденииАннотацияОдной из сторон инновационных процессов в сфере образования является цифровизация учебного процесса. С целью реализации направления развития инновации в ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» проведём анализ образовательного учреждения и анализ «Цифровой образовательной среды ЯКласс». ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности.Предмет деятельности ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» - реализация конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования в интересах человека, семьи, общества и государства; оказание услуг (выполнение работ) в сфере образования.Цель деятельности ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» - подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.Миссия ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» заключается в обеспечении рынка труда высококвалифицированными, востребованными кадрами для автомобильно-дорожной отрасли Томской области посредством формирования непрерывной многоуровневой системы подготовки, ориентированной на удовлетворение потребностей субъектов С 2021 года образовательное учреждение оснащено кабинетами «Цифровой образовательной среды».Цифровая образовательная среда – образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.).ЦОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности.Период пандемии привел всю систему образования к дистанционным образовательным технологиям, наряду с такими площадками как moodle, инфоурок, мультиурок и zoom был разработан еще один электронный образовательный ресурс для учеников, педагогов и родителей – «ЯКласс» ().«ЯКласс» – это открытая образовательная платформа с готовой теоретической иллюстрированной базой и проверочным тестовым материалом. На базе ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» уже в течении двух учебных лет реализуется работа платформы «ЯКласс».В учебном году 2020-2021 состоялось массовое погружение педагогов в функционал электронных образовательных ресурсов. В рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» для педагогов общеобразовательных дисциплин в ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» был проведен мастер – класс «Знакомство с «Цифровая образовательная среда ЯКласс». В рамках мастер – класса преподавательский состав ознакомили с «Цифровая образовательная среда ЯКласс», как новым инструментом для проведения занятий, создания тренировочных заданий при подготовке к ВПР, централизованной базой для входного контроля, а также классных часов и внеклассных мероприятий. База «Цифровая образовательная среда ЯКласс» содержит более 1,5 млн. видеоуроков и 1,6 трлн. заданий. После мастер – класса ряд преподавателей прошли проверку контроля знаний и получили именные сертификаты «ЯКласс» - резидента программ «Сколково».Как следствие результатом работы педагогов, прошедших мастер-класс стало подготовка и дальнейшее внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, также формирование цифровых компетенций для преподавателей. На данной платформе зарегистрированы 16 педагогов предметников, которые используют данную систему в работе, не только в период пандемии, но и после нее. Также зарегистрировано 298 обучающихся из 16 учебных групп. Постоянный прирост интереса у студентов к информационным технологиям, в независимости от того какой направленности изучаемый предмет: технической или гуманитарной, привел к постоянному взаимодействию обучающихся, педагогов и ЦОС. Преимущественный возраст преподавателей составляет от 40 до 70. Для группы преподавателей среднего возраста нововведение в формате «Цифровая образовательная среда ЯКласс» в первый год, воспринималось крайне негативно, так как требовало погружения в электронные ресурсы, которые требует навыков и опыта владения ИКТ компетенциями. В первые несколько месяцев обучения преподаватели сталкивались с проблемами разобраться с новой системой, а также с недостатками оборудования для организации уроков. Группа старших преподавателей не имела такого опыта с новыми технологиями, поэтому им приходилось изучать многое и тратить большое количество времени на выполнение заданий. Несмотря на трудности, преподаватели продолжали искать новые способы преподавания, применять технологии и методики обучения.Статистика использования платформы «ЯКласс» за два года показала увеличение процента использования информационного ресурса для выдачи домашних заданий, проведения совмещенных занятий и подготовки к ВПР.Платформа «ЯКласс» является одной из наиболее популярных образовательных платформ в России, и это связано с ее широкой функциональностью и удобством использования. Увеличение процента использования информационного ресурса для выдачи домашних заданий, проведения совмещенных занятий и подготовки к ВПР говорит о том, что платформа успешно справляется со своими задачами и удовлетворяет потребности пользователей. Благодаря использованию платформы, учащиеся могут получать более качественное образование, а педагоги – эффективно организовывать образовательный процесс. Информационные технологии в образовании имеют большое значение и являются перспективным направлением развития современной системы образования.В ходе опытно-экспериментальной проверки был разработан проект положения о внедрении «Цифровой образовательной среды ЯКласс» в рабочую программу. Эта среда показала себя полезной для организации и эффективности образовательного процесса, так как включает в себя разнообразные инструменты для работы с учебными материалами, тестами, домашними заданиями, а также позволяет преподавателям и обучающимся взаимодействовать друг с другом в режиме онлайн. Внедрение «Цифровой образовательной среды ЯКласс» в рабочую программу может способствовать повышению качества образования и улучшению коммуникации между педагогическим составом и обучающимися. Опытно-экспериментальная проверка проекта положения позволит уточнить и дополнить его, а также проанализировать возможные результаты внедрения ЦОС в рабочую программу.За всё время использования «ЯКласс» ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта» всегда находятся в ТОП-50 регионального рейтинга по количеству баллов и в 3000-х числах в рейтинге по количеству набранных баллов в ТОПе страны (Рисунок 1). Рисунок 1В ходе работы с «Цифровая образовательная среда ЯКласс» был сделан срез об использовании данной системы преподавательским составом. Далее проведем анализ потоков данных, чтобы наглядно увидеть систематичность использования «Цифровая образовательная среда ЯКласс».Как результат на начальном этапе системой пользовались всего три сотрудника, за год использования объем сотрудников возрос до семи человек, этому свидетельствуют скриншоты (Рисунок 2 и Рисунок 3) Год систематического использования «Цифровая образовательная среда ЯКласс» показал низкую мотивацию преподавателей к его использованию, как следствие процент прироста активных преподавателей составил 25% от общего числа зарегистрированных преподавателей, что составляет всего 4 человека.Низкая мотивация обусловлена тем, что, чтобы получить мотивированного педагога, его нужно растить, воспитывать, развивать. Поэтому вопрос о том, как в своем коллективе управлять ростом инициативы педагогов является одним из самых важных. В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:
  • желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
  • повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
  • расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение разряда и т.д.
  •  В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.Основная мотивация преподавателей, среднего возраста, при работе с инновационными технологиями может быть различной, но вот несколько возможных факторов:
  • Желание улучшить качество образования;
  • Социальная ответственность;
  • Конкурентоспособность;
  • Удовлетворение от работы.
  • Для оценки интереса обучающихся в использовании «ЯКласс», а также для оценки качества образования и удовлетворенности образовательным процессом были проведены анонимные анкетирования посредством Google Forms. Опрос студентов показал, что большинство студентов (71%) считают, что система «ЯКласс» помогает им лучше организовывать свое обучение, следить за домашними заданиями и получать обратную связь от преподавателей; 8% считают, что обучение посредством ЦОС для них является сложным, и это связанно с технической ограниченностью в домашних условиях (отсутствие интернета и персонального компьютера), при этом в образовательном учреждении сложностей не возникает; 21% относятся нейтрально к данной системе, определяя, что могут получать необходимые знания разными способами, от традиционного, до опытного и самообразования (данные отражены в Диаграмме 1).Использование системы «ЯКласс» способствует повышению активности студентов на занятиях, так как они могут участвовать в интерактивных уроках и выполнять задания в режиме онлайн.При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:
  • в качестве и содержании подготовки учителей;
  • в развитии творческой инициативы педагогов;
  • в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;
  • в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.
  • Можно сказать, что в последние годы всё больше преподавателей становятся готовы использовать информационные технологии и онлайн обучение в своей работе. Это связано с тем, что в современном мире развитие технологий происходит очень быстро и образовательные учреждения стремятся быть в курсе последних тенденций для улучшения качества образования.