Публикации
Конспет нод по окружающему миру
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспет нод по окружающему миру
Автор: Логачева Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспет нод по окружающему миру
Автор: Логачева Ольга Николаевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе 3 - 5 летТема «Воздух-невидимка»Цель: Расширять знания о воздухе. Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водойОборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик.Ход занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?Дети: Да!Воспитатель: А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:Через нос проходит в грудь,И обратный держит путь.Он невидимый, но все же,Без него мы жить не сможем.Он нам нужен, чтоб дышать,Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас!Дети: Воздух!Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?Дети: Нет, не видим.Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?Дети: Да.Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Дети: Он пуст.Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). На столе у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?Дети: Свет фонарика проходит через пакет.Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!Воздух с вами мы искалиИ в пакет его поймали!Посмотрели, посветилиИ на волю отпустили!Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.Опыт 2. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктельные палочки.Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?Дети: Умеем!Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.Физкультминутка:Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?» Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.Воспитатель :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!Воздух очень много может!Он нам рисовать поможет!В трубочки подуем-Капельки раздуем!На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!Дети: Здорово!Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):- что воздух прозрачный, бесцветный;- что воздух постоянно нас окружает;- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;- что воздух легче воды;- что мы с вами дышим воздухом;- что воздух есть внутри людей.Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)