Публикации СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКЕ
Автор: Горчилина Марина Олеговна

Горчилина Марина Олеговна, учитель истории и обществознания,заслуженный учитель Российской Федерации,МБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"(г. Одинцово, Московская область)Контактный телефон:8-905-710-98-72e-mail : СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКЕАннотацияСама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Методику проведения таких уроков и опыт работы по данной теме я хотела бы осветить в своей статье. Ключевые слова: интеграция, бинарный урок, методы интегрированного изучения, универсальные учебные действия.Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Специфической составляющей в отношении целей обучения одарённых детей являются высокий уровень и широта общеобразовательной подготовки, что влияет на развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи является приоритетной в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал: от развития одаренной личности к формированию одарённого общества, от образования элиты - к элитарному образованию.Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Главная цель интегрированных уроков – научить школьников рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах, раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащихся. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Итак, интеграция может рассматриваться как цель, средство и результат обучения.Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:
  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации УВП, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
  • интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
  • Методы интегрированного обучения
  • Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин).
  • Рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требует привлечения знаний из разных предметов (например, экология).
  • Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения).
  • При организации и планировании таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
  • в интегрированном уроке объединяются блоки знаний 2-3-х различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
  • проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, тщательной координации действий;
  • интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке
  • Этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:1.  Аналитический. В первую очередь необходимо познакомиться с содержанием смежного предмета, определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.2.  Установочный. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему. 3.  Предварительный. На этом этапе учителя-предметники должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.4.  Подготовительный этап. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.5.  Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов6.  Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.   Новая модель восприятия мира должна определяться в современных условиях не иначе как единое целое, во взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. Реальностью стали процессы интеграции и глобализации не столько политико-экономической, сколько культурной. Именно они могут стать основой нового глобального мышления. Россия – государство, которое на протяжении всей своей истории формировалось как многонациональное и многоконфессиональное с уникальной единой нацией, общей системой культурных и духовных ценностных ориентиров. Школа, как социальный институт, призвана помочь семье воспитать человека, обладающего целостным мировосприятием, сформировать у него основы культурной грамотности, связанные с выработкой ценностного отношения к культурам народов мира, среди которых частью является собственная культура.Интегрированный урок-одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизниИнтеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.Английский язык является языком международного общения и, имея навык говорить на нём, мы скорее сумеем понять, как нужно строить взаимодействие человека и общества. В этом смысле бинарные уроки по английскому языку и обществознанию, построенные с учётом интеграции этих учебных предметов, позволяют обучающимся среднего и старшего звена школы получить наиболее полную картину преодоления проблем международной интеграции и её особенностей. Работая по этой методике, я провела интегрированный урок по экономике (в курсе обществознания) и английскому языку. Идея проведения такого урока возникла во время написания эссе в рамках участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде по финансовому рынку. Тему выбрали необычную «Международная экономическая интеграция: понятие и формы. Главные интеграционные центры мира». Дети сами предложили изучить такие формы международной интеграции как Евросоюз и Североамериканская зона свободной торговли или сокращенно НАФТА, используя знания по английскому языку.Конечно, бинарные уроки нетрадиционны по своей сути и часто рассматриваются как одна из форм проектной методики. Разработка таких уроков требует серьёзной подготовительной работы учителя с учебным, методическим, дополнительным информационным материалом. Ведь ребёнок на таком уроке получает знания сразу по двум учебным курсам и даже в случае чётко продуманной структуры урока от школьника требуется постоянная аналитическая деятельность. Зато какой эффект дают такие уроки! Безусловно, для того, чтобы бинарный интегрированный урок прошёл качественно, требуется серьёзная подготовительная работа. Для учителя обществознания она связана с тем, чтобы рационально отобрать материал, продумать наглядные и графические формы его подачи с учётом возрастных особенностей учащихся. Для учителя английского языка главную трудность представляет отсутствие скоординированной программы по иностранному языку и другим предметам. Нужно сказать и о том, что пока ещё не разработана в должной степени технология проведения бинарных уроков.И, конечно же, немаловажную роль при проведении интегрированного урока играет психологическая и методическая совместимость учителей.Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала и т. д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.Процесс модернизации российского образования предполагает поиск и внедрение в практику новых форм организации образовательного процесса. В условиях дефицита времени, отводимого для освоения учащимися школьной программы, особую актуальность приобрели интегрированные уроки, предполагающие использование информации по общей теме из различных предметов школьного цикла. Подобные уроки позволяют учащимся по-новому взглянуть на предмет изучения и оценить возможность применить знания, полученные при изучении одного предмета, в области изучения другого. Таким образом, интегрирование предметов способствует формированию надпредметных компетенций и повышает мотивацию школьников к обучению. Для преподавателей подобные уроки – это возможность освоить новые формы взаимодействия с учениками, более разносторонне изучить разбираемую на уроке тему и (при совместном проведении занятия) получить опыт определённого вида командной работы. Литература1. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые пруды", 2020.2.Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 219. - 171 с.,