Публикации
"Изобразительная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изобразительная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната"
Автор: Корнеева Лариса Фаридовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изобразительная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната"
Автор: Корнеева Лариса Фаридовна
Министерство ПРОСВЕЩЕНИЯ РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»Факультет социальных коммуникаций и филологииПрофиль психология и социальная педагогикаКурсовая работаИзобразительная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната Исполнитель:студентка 231/з группыКорнеева Лариса ФаридовнаРуководитель:Иванова Наталья Петровна,к. п. н., доцент каф. педагогики и психологииг. Глазов 2023СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы изобразительной деятельности как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната…………………………………………………………………61.1. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме социализации……………………………………………………………………61.2. Характеристика детей с ОВЗ……………………………………………..91.3. Роль изобразительной деятельности и ручного труда в коррекционной работе с детьми с ОВЗ…………………………………………………………13ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….17ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование проблемы изобразительной деятельности как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната…………………………………………………………………192.1. Выявление уровня развития изобразительной деятельности.2.2.Система занятий изобразительной деятельностью как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната……………19ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………37ПРИЛОЖЕНИЕ.ВведениеВопросы социализации и определения себя в жизни общества, не теряют своей актуальности, особенно для детей имеющих особенности в развитии.Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [13, с. 89]. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:- не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;- есть существенные трудности в общении с окружающими;- неумение противостоять асоциальным явлениям;- затруднения в построении своей семьи и личной жизни.Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.Деятельность воспитанников детского дома – интерната для умственно отсталых детей проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические и художественно-эстетические навыки.Таким образом, социализация детей сирот - это сложный процесс, особенно, для детей с интеллектуальной недостаточностью, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников. Занятия различными видами искусства, в том числе изобразительная деятельность помогают детям добиваться успеха в сложных социальных условиях. Атмосфера творчества помогает подростку раскрыть себя и быть социально адаптированным.Это и способствовало выбору темы нашего исследования «Изобразительная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома».Цель исследования: определить влияние изобразительной деятельности на результаты социализации детей в пространстве детского дома.Объект исследования: процесс социализации детей с ОВЗ в пространстве детского дома.Предмет исследования: социализация детей в условиях детского дома через изобразительную деятельность.Для выполнения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:1. Изучить литературу по данной проблеме.2. Дать психолого-педагогическое обоснование процесса социализации.3. Дать характеристику детям с ОВЗ.4. Выявить результативность процесса социализации в условиях детского дома через изобразительную деятельность.Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Эмпирические методы: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных. Теоретической основой исследования явилисьБаза исследования: Автономное стационарное учреждение социального обслуживания УР «Глазовский детский дом – интернат для умственно отсталых детей».Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изобразительной деятельности как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома - интерната.Психолого–педагогический анализ литературы по проблеме социализации. Социализация детства как объект исследования и проблема возникла сравнительно недавно, в ХХ веке. Связанно это, в первую очередь, с саморазвитием научного знания, дифференциацией и интеграцией наук, развитием идей социального воспитания. Л.К. Синцова отмечает существенные тенденции в эволюции социального воспитания, которые наиболее остро высвечиваются в контексте изучения детства. Интерес к проблемам социального воспитания значительно усиливается в период коренных, революционных перемен в обществе. И это не случайно, так как социальное воспитание в большей степени обусловливает характер развития общества, влияя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование механизмов передачи социального опыта и традиций. В исследованиях Е.Т. Логиновой выявлено, что изучение практически всех психических феноменов является частными проблемами социализации, ибо их целью всегда является исследование, направленное на поиск закономерностей и способов повышения эффективности взаимодействия человека и общества (Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева, Б.Д. Парыгин. Н.Ф. Голованова и др.). Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществить свою жизнедеятельность адекватным для общества способом (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Голованова); процесс развития личности в системе общественных отношений (Г.С. Вершловский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его деятельности и активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Т. Парсонс); процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик), в ходе которого он приобщается к культуре и становится полноценным членом общества (И.С. Кон). Анализ разнообразных подходов к понятию «социализация» привел нас к выводу, что начальная точка понимания социализации – взаимоотношения общества и личности. Как отмечают исследователи, в большинстве определений понятия социализации упоминается «усвоение» в отличие от понятия «воздействие», которое является ключевым в определениях воспитания. Другими словами, применительно к социализации речь идет об активной функции личности, ее социальной активности, являющейся главным качественным содержанием социализации. Исследованию сущности, структуры феномена социализации посвящены труды отечественных (И.В. Андреенкова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гурова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, П.П. Лямцев, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков) и зарубежных (Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др.) ученых.Проблема социального становления личности рассматривалась в исследованиях, изучающих влияние социализации на социальную структуру общества, систему общественных отношений. Социологи подчеркивают, что социализация способствует развитию социальной природы человека, его участию в социальной жизни (А.И. Кравенко, Г.В. Осипов. Н.Дж. Смелзер и др.).Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций, обычаев, опыта народной педагогики обосновываются в работах И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, Х.Х. Боташевой, Г.Н. Волкова, Р.Н. Волковой, Н.Ф. Голованова, Т.И. Добровольской, Г.Ю. Нагорной, В.Ш. Нахушева, К.Б. Семенова, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и др.).Исследованиям антропологического, личностно-деятельностного, системно-структурного, компетентностного, культурологического подходов посвящены труды В.Г. Афанасьева, С.Ф. Анисимова, Т.К. Ахаян, А.К. Басова, Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, А.М. Богамолова, Т.Ф. Борисовой, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Конаржевского, В.А. Караковского, Ю.С. Мануйлова, В.В. Серикова и др.Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные: -теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, Л.Н. Коган, В.В. Москаленко, А.В. Мудрик, Т. Парсонс и др.);- теории о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, М.А. Галагузова, В.Д. Семенов и др.),- теории воспитания личности в коллективе (Т.К. Ахаян, И.П. Иванов, М.Г. Казакина, Т.Е. Конникова А.С. Макаренко, Л.И. Новикова и др.);- теории деятельностного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Эльконин и др.);- теоретическим основам формирования ценностной ориентации личности (А.Г. Здравомыслов, Е.И. Казакова, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова и др.);- теоретическим аспектам личностного становления (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, А.Н. Ксенофонтова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.). Таким образом, опираясь на работы этих ученых, можно сделать вывод о том, что суть процесса социализации заключается в преобразовании личностью внешнего социального во внутренние структуры и выражается в следующих процессах:- Индивидуализация (от интерпсихологической, социальной коллективной деятельности к индивидуальному интрапсихическому);- Интимизация (переход от «Мы» к «Я» - проблема самосознания личности);- Интериоризация (производство внутреннего плана сознания).В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.Сущность процесса социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности. На основе и с помощью осознанных социальных норм человек фактически реализуется как личность.В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.1.2 Характеристика детей с ОВЗ.Для воспитанников и проживающих в Глазовском детском доме – интернате для умственно–отсталых детей характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение, имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено и невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и агромматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать воспитанников и проживающих с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного характера, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у них формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, часть имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Психические функции детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены. Это выражается в нарушении познавательных процессов, (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, личность в целом.Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.Восприятие у таких детей также нарушено. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление - школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.У детей с ограниченными возможностями здоровья так же выявлены качественные особенности памяти. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.У таких детей выявлены нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. В речи детей часто встречается неправильное употребление слов. Пассивный словарь значительно превышает активный. У школьников с нарушениями интеллектуального развития значи-тельно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Часто в обобщении используются близкие по временным и пространственным раздражителям признаки.У детей с проблемами в интеллектуальном развитии выявлено нарушение строения и мотивации деятельности. Отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов. Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки. У детей с нарушениями интеллекта имеет место, как заниженная, так и завышенная самооценка.У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие дети безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определенной цели. Для таких детей характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. У детей снижена активность мышления, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Доминирующими чертами у детей с ОВЗ являются слабая эмоциональная устойчивость, агрессивность, трудности в общении со сверстниками, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Продуктивная деятельность играет важную роль и является движущей силой психического развития ребенка.1.3. Роль изобразительной деятельности и ручного труда в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.Изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. Это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности. Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей любого возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей. Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья.Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особая категория учащихся, которые как никто другой нуждаются в этих специальных условиях.Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое, прежде неизвестное, а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия. Имеющиеся нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создают определенные трудности в приобретении представлений об окружающем мире, приводят к обеднению социального опыта, что отрицательно сказывается на развитии воображения. Как следствие недоразвитие воображения препятствует развитию психических процессов, овладению познавательной деятельностью, отрицательно влияет на формировании эмоций, интересов и личности в целом. Вот почему необходима коррекционная работа по развитию воображения. По мнению многих отечественных психологов (А.А. Ваенгер, М.Ю. Рау, Л.И. Плаксиной, Е.А. Ежановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, И.А. Грошенкова) ребенок с ОВЗ проходит в своем развитии те же стадии что и обычный. Поэтому обучение таких детей строится на основе тех же этапов, которые проходят и обычные, но с учетом индивидуальных особенностей развития, как правило, запаздывающего. Периоды формирования изобразительной деятельности нормальных детей являются условным эталоном для развития особенных детей. Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик как самосознание, мышление и воображение. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся с ОВЗ и увлекает их, поэтому в основу коррекционной работы были положены занятия изобразительной деятельностью. Занимаясь творчеством, ребенок с потребностями приобретает ощущение собственной, личностной ценности. В результате активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Выводы по 1 главе.Изучение умственного развития ребенка показывает его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Ручной труд, являясь органичной частью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности для развития мышления, особенно в целях обеспечения перевода внешних действий ребенка к умственным действиям во внутреннем плане. Это в свою очередь создает необходимые предпосылки к развитию представлений, имеющих модельную структуру.В ходе обучения выявляется, что при специальной организации занятий, целенаправленном отборе содержания, использовании оригинальных методических подходов удается в значительной степени сформировать у умственно отсталого ребенка такие умственные качества как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Естественно, что их уровень соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка и соотносится с его психическим развитием в целом.В структуре внешне задаваемой деятельности особое внимание должно уделяться ее организации. Важное значение имеет при этом ориентировочная фаза, ее длительность, развернутость, предполагающая выход ребенка на самостоятельный анализ и планирование предстоящих действий. Содержание обучения должно опираться на мотивационные потребности ребенка в труде, обязательно включать его личную заинтересованность в результатах; эмоциональное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками; удовлетворение от созданных собственными руками продуктов деятельности.Также, в свою очередь, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.Когда человек полностью сфокусирован на своей цели, когда он полон решимости действовать, когда он обладает четким проверенным планом действий, который помогает ему один за другим устранять ограничивающие его барьеры в его жизни, начинают происходить позитивные перемены. Его успех, рост личности, здоровье, благополучие, карьерный рост и другие блага жизни начинают возрастать в геометрической прогрессии. Он становится вершителем, он становится творцом. Не важно, что он умеет, совсем не важно, сколько он знает, он даже может быть инвалидом, но при этом жить на все сто процентов. Главное, чтобы человек не был жертвой внутренних барьеров и ограничений.Глава 2. Экспериментальное обоснование проблемы изобразительной деятельности как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната.2.1 Выявление уровня развития изобразительной деятельности.Экспериментальная работа проводилась на базе Глазовского детского дома – интерната для умственно-отсталых детей.Цель - определить влияние изобразительной деятельности на результаты социализации детей в пространстве детского дома. Задачи: 1. Наблюдение за детьми в разных видах изобразительной деятельности, подбор методики и выявление уровня развития изобразительной деятельности.2. Провести занятия, направленные на развитие художественных способностей детей с ОВЗ.3. Анализ полученных результатов.Классический педагогический эксперимент включает 3 основных этапа: констатирующий и формирующий, контрольный. 1) на констатирующем этапе сформировали 2 группы детей из десяти человек в каждой группе, средний возраст которых составлял 10-12 лет. Для проведения диагностического исследования была использована методика С.В. Погодиной. Оценивание результата по пятибалльной шкале:1, 2 балла - начальный уровень - ребенок не выполнил задание даже с помощью взрослого;3, 4 балла - базовый уровень - ребенок выполнил задание с помощью взрослого;5 баллов - прогрессивный уровень - ребенок выполнил задание самостоятельно.Основные показатели:Эмоционально-волевая сфера Наличие интереса- начальный уровень – дети совсем не интересуются заданиями, отвечают отказами на все предлагаемые действия;- базовый уровень – дети сначала эмоционально реагируют на предлагаемые задания, но интерес у них пропадает, как только возникают трудности; требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети проявляют яркие эмоциональные реакции на предлагаемые задания, увлеченно и самостоятельно выполняют их. Активность- начальный уровень – дети не проявляют активность при выполнении заданий, отказываются участвовать в новых заданиях даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети проявляют активность избирательно (только к тем заданиям, материалам и техникам, которые им знакомы или интересны), активно действуют до тех пор, пока им интересен сам процесс; требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети активны, настойчивы в изучении материалов и техник (чтобы их применять в своей деятельности), самостоятельно пытаются получить новый результат.Владение цветом Выделение цветов- начальный уровень – дети не могут даже помощью взрослого выделить цвета из множества других и назвать их;- базовый уровень – дети выделяют и называют не все цвета; требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно выделяют и называют все цвета.Смешение цветов- начальный уровень – дети используют только локальные цвета, не могут смешать их даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети смешивают цвета, используя только один (хорошо знакомый) способ смешения, в итоге получаются однообразные работы; требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно смешивают цвета, используя разные способы для получения оттенков.Составление растяжки оттенков(7-8 оттенков одного цвета)- начальный уровень – дети не могут составить растяжку оттенков одного цвета даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети составляют растяжку оттенков одного цвета с помощью взрослого, но часто путают их последовательность; - прогрессивный уровень – дети самостоятельно составляют растяжку оттенков одного цвета.Отображение ощущений и эмоций через цвет- начальный уровень – дети не могут даже при помощи взрослого соотнести цвет с ощущениями и эмоциями, отобразить их в работе;- базовый уровень – дети передают ощущения и эмоции через цвет только с помощью наводящих вопросов взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно передают через цвет различные ощущения и эмоции.Создание цветовых композиций(абстрактные цветовые композиции, отображающие многообразие мира)- начальный уровень – дети используют локальные цвета, не могут отобразить абстрактный образ даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети не всегда могут абстрагировать при создании образа цветом; требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно создают с помощью цвета абстрактный образ (настроение, сон, характер и т. д.).Владение формойВыделение и называние геометрических фигур(квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник)- начальный уровень – дети не могут даже при помощи взрослого выделить и назвать геометрические фигуры;- базовый уровень – дети выделяют и называют только часть фигуры, причем с помощью взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно выделяют и называют геометрические фигуры;Соотнесение геометрических фигур(сравнение с окружающими предметами, объектами)- начальный уровень – дети не могут даже при помощи взрослого соотнести геометрические фигуры с объектами;- базовый уровень – дети могут с помощью взрослого соотносить геометрические фигуры со знакомыми объектами;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно соотносят фигуры с объектами, выделяя в них общий признак формы.Преображение пятна в образ- начальный уровень – дети не могут преобразовать пятно в образ даже при помощи взрослого;- базовый уровень – дети пытаются преобразовать пятно в образ с помощью взрослого, но образ оказывается простым, стереотипным;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно преобразуют пятно в образ, используя различные материалы и инструменты.Составление рисунка из точек(с использованием разных инструментов)- начальный уровень – дети не могут составить композицию из форм даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети стереотипно комбинируют простейшие формы для создания образа, используя, как правило, только 1-2 формы; требуется помощь взрослого; - прогрессивный уровень – дети самостоятельно используют точку, линию и пятно, нанося их разными инструментами и комбинируя их для создания образа;Использование штриховки- начальный уровень – дети наносят штриховку произвольно, не обращая внимания на контур;- базовый уровень – дети наносят штриховку по форме предмета, но направление штриховки не подчеркивает ее;- прогрессивный уровень – дети наносят штрихи, стремясь передать форму объекта, создавая иллюзию объема.Создание конструктивного образа- начальный уровень – дети не могут создать конструктивный образ даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети составляют достаточно простой конструктивный образ, используя опорные схемы, требуется помощь взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно создают конструктивный образ, используя необходимый материал (природный, бросовый, бумагу, картон и т. д.).Владение композициейВыполнение фона- начальный уровень – дети не могут закрыть всю поверхность листа, оставляют белые участки на поверхности;- базовый уровень – дети небрежно закрывают фон, не всегда соотнося его с содержанием образа;- прогрессивный уровень – дети создают фон, соотнося его с замыслом, используя различные выразительные средства, материалы и техники.Использование линии горизонта- начальный уровень – дети хаотично закрывают лист бумаги, не разделяют его на части, не выделят линию горизонта даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети используют линии горизонта только при напоминании взрослого;- прогрессивный уровень – дети используют линию горизонта при создании композиции.Уравновешивание композиции- начальный уровень – дети не могут уравновесить композицию даже с помощью взрослого;- базовый уровень – дети уравновешивают композицию только при наводящих вопросах взрослого;- прогрессивный уровень – дети уравновешивают композицию, дополняя ее необходимыми деталями.Владение художественными техникамиИспользование приемов(тычок, примакивание, мазок, сминание, скатывание, раскатывание, выщипывание, отщипывание, расплющивание, прищипывание, обрывание, сложение бумаги в разных направлениях, вырезание, примазывание, скручивание, плетение, простое шитье)- начальный уровень – дети неумело используют приемы, им тяжело их воспроизвести;- базовый уровень – дети могут использовать приемы только при дополнительном показе взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно используют разные приемы.Использование классических техник- начальный уровень – дети не могут правильно использовать классические техники, нарушают их последовательность;- базовый уровень – дети могут использовать только отдельные художественные техники, предпочитая знакомые; требуется помощь взрослого; - прогрессивный уровень – дети самостоятельно используют классические техники.Использование неклассических техник- начальный уровень – дети не могут даже с помощью взрослого использовать для своей работы неклассические техники;- базовый уровень – дети используют отдельные неклассические техники спомощью взрослого; - прогрессивный уровень – дети самостоятельно используют неклассические техники при создании образа.Использование готовых форм- начальный уровень – дети не могут даже с помощью взрослого использовать готовые формы;- базовый уровень – дети работают с готовыми формами только при наличии эскиза и с помощью взрослого; - прогрессивный уровень – дети активно и самостоятельно экспериментируют с готовыми формами. Использование пластических материалов- начальный уровень – дети не могут даже с помощью взрослого создать пластический образ;- базовый уровень – дети не всегда могут самостоятельно создать пластический образ, им необходим дополнительный показ взрослого;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно создают пластический образ, комбинируя материалы.Использование инструментов, клея, ножниц- начальный уровень – дети неумело используют инструменты, клей, ножницы.- базовый уровень – дети используют только те инструменты, которыми хорошо владеют;- прогрессивный уровень – дети самостоятельно использую инструменты, клей, ножницы, соотнося их с замыслом работы.Содержание художественно – выразительного образа- начальный уровень – дети не могут даже с помощью взрослого создать образ в соответствии с темой, передать выразительными средствами настроение образа;- базовый уровень – дети создают образ, но он не всегда соответствует теме, передают настроение образа только при подсказке взрослого;- прогрессивный уровень - дети самостоятельно создают выразительный образ, соответствующий теме, передают его настроение доступными средствами.- содержание в чистоте рабочего места;- соблюдение правил по ТБ.Для решения первой задачи мы вели наблюдение за детьми в разных видах изобразительной деятельности. Наблюдая за детьми, мы отметили, что дети с удовольствием занимаются творчеством, но в работе в основном используют шаблоны, трафареты, готовые раскраски, простые изобразительные средства. В таких работах нет индивидуальности, настроения. На занятиях учитываются предпочтения детей, их вкусы и возможности. Наши наблюдения показали, что в режимных моментах фрагментарно проводились отдельные эстетические и трудовые беседы, дидактические игры на восприятие цвета и формы: пазлы, мозаика, настольные игры, направленные на развитие логического мышления, мелкой моторики.На констатирующем этапе эксперимента измерили исходный уровень сформированности.Первичные результаты диагностики представлены в Таблице 1.Таблица 1. Сравнительный анализ уровней художественного развития детей КГ и ЭГ на констатирующем этапе экспериментаНаглядно сравнительный анализ полученных результатов по КГ и ЭГ детей представлен на диаграмме № 1.Диаграмма 1. Сравнительный анализ результатов КГ и ЭГ на констатирующем этапе.Сравнительный анализ результатов показал, что и в контрольной группе и экспериментальной группе почти равное количество детей с базовым уровнем художественного развития, по 80% и 60% соответственно. Прогрессивный уровень у 1 ребенка (10%) в контрольной группе, в экспериментальной группе прогрессивного уровня художественного развития нет. Один ребенок с начальным уровнем художественного развития в КГ – это 10%, и 4 ребенка (40%) в ЭГ.Проведя качественный анализ результатов, мы отметили:- ребенок с прогрессивным уровнем художественного развития справился с заданиями быстро, не испытывая затруднений. Ребенок знает название инструментов, их назначение, владеет техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.- дети со средним уровнем развития художественных способностей при выполнении некоторых заданий испытывали небольшие затруднения, нуждались в помощи взрослого. Затруднения возникали в эмоционально – волевой сфере, в композиционном поиске, в использование цвета, приемов, неумении использовать инструменты, незнание различных художественных техник и выразительных средств для создания образов и эмоционального настроения.- дети начального уровня художественного развития не имеют художественных навыков.Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития художественных способностей детей находится на среднем уровне. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что с детьми ЭГ необходима систематическая, плодотворная работа, направленная на развитие художественно - творческих способностей детей, вовлечение их в экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью овладения новыми способами отображения своих впечатлений и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности.Для решения второй задачи была применена программа «Шаг в искусство», по формированию представлений, умений и навыков различными изобразительными средствами и овладение отдельными техниками изображения. Исходя из этого были проведены занятия:- Рисование «Ветка сакуры»;-Декоративная роспись аппликативных силуэтов. Создание коллективного панно;- Граттаж «Сказочные деревья»;- Бумажная пластика. Мозаика;- Рисование с элементами рельефной аппликации «Сирень»;- Лепка из пластилина «Пестрая лужайка».Для решения третьей задачи была применена диагностика, разработанная согласно программе «Шаг в искусство» по изобразительному творчеству детей.Вторичные результаты диагностики представлены в Таблице 2.Таблица 2. Сравнительный анализ уровней художественного развития детей КГ и ЭГ на контрольном этапе экспериментаНаглядно сравнительный анализ полученных результатов по КГ и ЭГ детей представлен на диаграмме № 2.Диаграмма № 2. Сравнительный анализ результатов КГ и ЭГ на контрольном этапе.Таким образом, на контрольном этапе диагностики, были получены следующие результаты:Дети контрольной группы распределились следующим образом: 1 ребенок с прогрессивным уровнем это 10%, 8 детей – с базовым уровнем – 80%, 1 ребенок (10%) с начальным уровнем художественного развития.Дети экспериментальной группы распределились следующим образом: 3 ребенка с прогрессивным уровнем художественного развития – 30%, 7 детей – с базовым уровнем – 70%, детей с начальным уровнем нет – 0%.Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов показал, что с экспериментальной группе появилась положительная динамика в развитии творческих способностей детей: внимание стало более устойчивым, увеличилась активность на занятии, дети охотно идут на контакт с педагогом и с другими ребятами, с удовольствием помогают друг другу. Преобладание положительного эмоционального фона на занятиях позволяет детям с ОВЗ раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства через различные художественные техники, продемонстрировать свои успехи родителям, сотрудникам. Таким образом, нами экспериментально было доказано, что именно занятия по изобразительной деятельности дали более высокие результаты, такие занятия способствуют не только формированию навыков рисования, декоративно-прикладных навыков, но и способствует развитию у них качеств творческой личности: быстрой обучаемости, умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления и способности добывать новые знания. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка: это качество во многом определяет все сферы его жизни.2.2 Система занятий изобразительной деятельностью как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната.Для формирующего эксперимента мы взяли детей экспериментальной группы в количестве 10 человек, средний возраст 10 – 12 лет.Цель формирующего эксперимента: формирование системы занятий по развитию художественно–творческих способностей детей с ОВЗ. Для реализации, поставленной нами цели, были разработаны конспекты занятий: - Рисование «Ветка сакуры»;-Декоративная роспись аппликативных силуэтов. Создание коллективного панно;- Граттаж «Сказочные деревья»;- Бумажная пластика. Мозаика;- Рисование с элементами рельефной аппликации «Сирень».- Лепка из пластилина «Пестрая лужайка»Перед тем, как провести занятия, была проведена предварительная подготовка детей с ОВЗ, для выработки у них умения слушать и выполнять определенные задания (правильно держать карандаш, пользоваться резинкой, называть цвета, проводить от руки толстые и тонкие линии, рисовать и раскрашивать геометрические фигуры, не выходя за пределы контура). Эта работа направлена на развитие у детей внимания, восприятия представлений, на выработку умения выделять такие свойства предметов, как форма, величина, цвет, количество деталей и их положения по отношению друг к другу. Для этого в игровой форме использовали пазлы, геометрическую мозаику, разрезные картинки. Значительное место отвели зрительным диктантам и работе с трафаретами (шаблонами). Все эти упражнения направлены на коррекцию двигательной сферы, для совершенствования мелких движений пальцев и кистей рук. Добивались того, чтобы дети могли осознанно выполнять движения карандашом в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.Трудно дается детям штриховка. Обычно они раскрашивают размашистыми движениями в различных направлениях, при этом цветной карандаш выходит за пределы контура, а на самом рисунке остается много белых пятен. Поэтому на предварительных занятиях по изобразительному творчеству большое внимание уделяли разным видам штриховки (короткая вертикальная и горизонтальная, длинная вертикальная и горизонтальная, наклонная, «сетка», круговая, от одной точки, фигурная штриховка, растяжка). При этом использовали разный графический материал (простой и цветные карандаши, пастельные и восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры). В работе с красками (гуашью и акварелью) пробовали разные техники работы кистью (крупный вертикальный мазок, горизонтальный, наклонный мазок, мелкий тонкий мазок, сухой кистью, тычок, «примакивание», «заливка», фигурный мазок). Некоторые сложные фрагменты дети выполняли на отдельных «пробниках». После определенной подготовки, когда дети приобрели некоторые знания и умения, перешли к изображению наиболее сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых детям и подобранных по сходству с основными геометрическими формами. Для этого использовали дидактические игры «Ассоциации», «Фигуры и цвета». Для развития цветовосприятия, обогащение словаря детей применили дидактические игры «Одинаковые и разные», «Противоположности», «Вкусная палитра», «Цветные парочки», «Говорящие цвета».Для восприятия искусства и действительности проводились краткие беседы, которые сопровождались просмотром репродукций художественных произведений, рассматривались картины или иллюстрации к книгам. Это развивает у детей зрительное восприятие. Так как у умственно отсталых детей проявления чувств значительно снижены, то для усиления эмоционального воздействия картины на детей применяли произведения художественной литературы (строки стихотворений, отрывки из сказок, рассказов).На практических занятиях дети слушали спокойную музыку, что способствовало стабилизации их психоэмоционального состояния. А вместе с этим подчас изменялась и цветовая гамма рисунка, его общий характер. На каждом занятии проводились здоровье сберегающие упражнения (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки).На основном этапе нашей работы мы провели ряд занятий.На первом занятии по рисованию «Ветка сакуры» была поставлена цель: активизация интереса у детей к рисованию нетрадиционным способом, знакомство с японской культурой. Образовательные задачи:- учить детей нетрадиционным видам рисования;- учить пользоваться новыми инструментами для создания определённого эффекта в своей работе.- знакомить детей с культурой Японии;- познакомить детей с новым форматом листа бумаги для рисования. Развивающие задачи:- развивать у детей видения художественного образа;- развивать тактильные ощущения, используя другие материалы;- развивать творческие способности;- развивать интерес у детей работать с разными инструментами. Воспитательные задачи:- воспитывать интерес к культуре других стран;- воспитывать аккуратность в работе. Методические приёмы- игровая мотивация;- наглядный;- словесный.Целью следующего занятия «Декоративная роспись аппликативных силуэтов. Создание коллективного панно» было: ознакомление детей с изобразительно–выразительными возможностями пастели (цветные мелки). Развитие у детей художестенно–творческих способностей с использованием пастели в ИЗО. Словарная работа: «пастель», «пигмент», «фиксатор», «панно», «силуэт», «флора и фауна».На третьем занятии «Граттаж. «Сказочные деревья» познакомили детей с работой в технике гравирования («граттаж» - процарапывание по воску); изображали графически изогнутые, прямые, кудрявые линии, создавая образ дерева с ветками; развивали творческое воображение; развивали мелкую моторику рук, интерес к природе, окружающему миру. Дети познакомились с новым словом: «гратаж». Следующее занятие «Бумажная пластика. Мозаика» обогатит словарный запас детей словами: «дизайн», «фактура», «калейдоскоп». Цель занятия: Развивать у детей способности к созданию декоративной композиции из бумажных силуэтов. Учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна клумбы. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, прививать эстетический вкус.На интегрированном занятии «Рисование с элементами рельефной аппликации «Сирень» дети учились создавать композицию из цветов, делать комочки из салфеток, выкладывать из комочков ветку сирени, при этом развивали мелкую моторику рук, координацию движений, прививали интерес к нетрадиционным формам аппликации. На занятии звучали стихи, музыка.Заключительной частью формирующего эксперимента запланировано занятие «Лепка из пластилина «Пестрая лужайка». Цель занятия: показать детям новые приемы работы с пластилином; развивать воображение, образное мышление, зрительно – моторную координацию, цветовосприятие; воспитывать терпение, аккуратность, прививать творческий интерес.Словарная работа: «оттенки», «палитра».Таким образом, мы реализовали задачи, поставленные в ходе формирующего эксперимента. Для решения этих задач мы разработали систему занятий, направленных на развитие детей через изобразительную деятельность, как средства социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома - интерната.Выводы по второй главе.Экспериментальное обоснование проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната через изобразительную деятельность проводилось в 2 этапа.На констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностику, разработанную согласно программе «Шаг в искусство», с помощью которой, мы выявили исходный уровень художественного развития детей с ОВЗ, который находится на базовом и начальном уровнях в экспериментальной группе. Для решения первой задачи мы вели наблюдение за детьми в разных видах изобразительной деятельности. Наблюдая за детьми, мы отметили, что многие дети при выполнении некоторых заданий испытывали небольшие затруднения, нуждались в помощи взрослого или вообще не имели художественных навыков. В связи с этим, нами было установлено, что с детьми ЭГ необходима систематическая, плодотворная работа, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей, вовлечение их в экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью овладения новыми способами отображения своих впечатлений и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности.На формирующем этапе эксперимента нами была проведена коррекционная, подготовительная подготовка детей с ОВЗ к занятиям по изодеятельности в нетрадиционных техниках рисования, аппликации, лепки. Дети познакомились с новыми художественными материалами, инструментами, способами рисования. Таким образом, мы разработали систему занятий, направленных на развитие художественно–творческих способностей детей с ОВЗ, которые пригодятся им во всех видах жизнедеятельности, то есть социализации. ЗаключениеСоциальная адаптация включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.Изучение умственного развития ребенка показывает его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Ручной труд, являясь органичной частью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности для развития мышления, особенно в целях обеспечения перевода внешних действий ребенка к умственным действиям во внутреннем плане. Это в свою очередь создает необходимые предпосылки к развитию представлений, имеющих модельную структуру.В ходе обучения выявляется, что при специальной организации занятий, целенаправленном отборе содержания, использовании оригинальных методических подходов удается в значительной степени сформировать у умственно отсталого ребенка такие умственные качества как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Апробируя на практике разные методики и техники, мы пришли к выводу, что использование разных видов изобразительного искусства и ручного труда позволяет получить опыт позитивной социализации детей данной категории в условиях детского дома-интерната. Работа с детьми по программе «Шаг в искусство» – это только толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая «особому» ребенку радость и положительные эмоции.Хотелось бы завершить словами Генри Форда: «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех». Надеюсь, что наше совместное с детьми творчество позволит развиваться и жить в гармонии с собой и с миром.Список используемой литературы:Андрусяк, Н. Ю. Подготовка будущего специалиста к социальной работе с детьми-инвалидами в учреждениях социальной службы: монография / Н. Ю. Андрусяк; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2012. - 109 с. Волков, И. П. Художественная студия в школе: кн. для учителя / И. П. Волков. – Москва: Просвещение, 1993. - 125 с. Изобразительная деятельность как средство общения, сообщения и построения "картины мира": (по материалам изучения и обучения детей с комплексными сенсорными нарушениями) / Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - N 6. - С. 41-50. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: кн. для учителя / Н. А. Горяева. – Москва: Просвещение, 1991. - 159 с.: ил. Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры : метод. пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. – Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2004. - 64 с. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Григорьева Г. Г. - Москва, 1999. - 344 с. Гудина, Т. В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов: монография / Т. В. Гудина; Федеральное агентство по образованию, Вологодский гос. технический ун-т (Череповецкий фил.). - Вологда : ВоГТУ, 2009. - 139 с. Долгих, И. Е. Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / И. Е. Долгих // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 19-20 декабря 2006 года. – Белгород : КОНСТАНТА, 2007. - С. 135-139. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. — 5-е изд. — Москва : Просвещение, 2004. — 160 с. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Санкт-Петербург: Златоуст, 1998. - 355 с. Иванов, Е. Я учусь рисовать: альбом для развития творческой активности и навыков рисования. Вып. 1 / Е. Иванов. – Москва: Гарт, 1994. - 32 с. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей / Киселева М. В. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 159 с. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: Академия, 2003. — 176 с. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Комарова Т. С. – Москва : Просвещение, 1991. – 176 с. Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. Из опыта работы: книга для учителя / Конышева Н. М. — 2-е изд., дораб. — Москва: Просвещение, 1985. — 80 с. Детская изобразительная деятельность как средство социализации дошкольника / // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: (дата обращения: 02.10.2020). Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития : метод. пособие / Лебедева Е. Н. – Москва : Классика Стиль, 2004. – 72 с. Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Левченко И. Ю. – Mосква: Академия, 2001. - 248 с. Машукова, М. Х. Особенности социокультурной реабилитации детей-инвалидов : монография / М. Х. Машукова, Д. Ф. Максидова ; Авт. Не коммерческая орг. высш. проф. образования "Белгородский ун-т кооп., экономики и права", Нальчикский ин-т кооп. фил. - Нальчик: Принт Центр, 2015. - 161 с. Новикова, Н. А. Творческое воображение как перспектива развития личности / Новикова Н. А. // Педагогика искусства: электронный журнал. – 2007. - №1. - URL: (дата обращения: 02.10.2020). Погодина С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. – Москва: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Погодина С. В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. – Москва: ВАКО, 2016 – 128 с. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Вартапетова Г. М., Гребенникова И. Н., Прохорова А. В., Кирякина Л. И. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / [Р. Г. Казакова и др.] ; под ред. Р. Г. Казаковой. – Москва: Сфера, 2007. - 125 с. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: пособие для воспитателей и заботливых родителей / Ю. В. Рузанова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 158 с. Совершенствование помощи детям с ограниченными возможностями здоровья : материалы конф. "Чтения Ушинского" / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского"; [отв. ред.: Н. В. Новоторцева, Л.Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - 247 с. Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ) (23-25 марта 2017 г., г. Пермь) / Общественная организация "Счастье жить", ФГБОУ ВО "Пермский гос. Гуманитар.-пед. ун-т" [и др.] ; [под ред. О. Р. Ворошниной]. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - 427 с. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов : метод. пособие / Департамент социал. защиты населения г. Москвы, Рос. ин-т культурологии М-ва культуры Рос. Федерации ; [Кузнецова Е. В. и др.]. - Москва: [Рос. ин-т культурологии], 2003. - 141 с. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания / Фарман И. П. – Москва: ИФ РАН, 1994. – 215 с. . Изобразительная деятельность как средство коррекции интеллектуальных нарушений у дошкольников с ОВЗ / М. В. Хуснулина // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 16-25. Приложение 1.Конспект занятия 1. Рисование «Ветка сакуры»Цель: Активизация интереса у детей к рисованию нетрадиционным способом, знакомство с японской культурой. Задачи: Образовательные задачи:- учить детей нетрадиционным видам рисования;- учить пользоваться новыми инструментами для создания определённого эффекта в своей работе.- знакомить детей с культурой Японии;- познакомить детей с новым форматом листа бумаги для рисования. Развивающие задачи:- развивать у детей видения художественного образа;- развивать тактильные ощущения, используя другие материалы;- развивать творческие способности;- развивать интерес у детей работать с разными инструментами. Воспитательные задачи:- воспитывать интерес к культуре других стран;;- воспитывать аккуратность в работе. Методические приёмы- игровая мотивация;- наглядный;- словесный.Инструментарий (оборудование):- компьютер, диапроектор экран; - магнитофон, образец. Раздаточный материал:- лист формата 21х 58см;- баночка с водой, тряпочка для рук, ватные палочки, краска гуашевая (розовая, коричневая, оранжевая), бутылка пластиковая 0,5л. Ход занятия. В зал входят дети, тихо звучит японская музыка. Воспитатель: Дети, послушайте, какая красивая музыка звучит. Это японская музыка. Сегодня я принесла волшебный восточный фонарик, который перенесёт нас в другую страну. Сейчас на стулья тихонько пройдем И в Японию мы попадем! (Дети садятся на стулья). 1-й слайд. Весна для японцев - начало жизни, время обновления и возрождения. Цветение сакуры считается, самым красивым явлением природы. Ханами – это праздник сакуры, когда люди любуются цветами японской вишни. Вся страна преображается. Для японцев это удивительное явление, умиротворяющее и радостное. Очень популярное занятие - устраивать пикники под цветущей сакурой.2-й слайд. Мотивы природы нашли наибольшее распространение в японском искусстве. Японские художники в своих картинах очень часто изображают ветки цветущей сакуры. Наше путешествие по Японии закончилось. Дети вы хотите, как японские художники изобразить цветущую ветку сакуры? (Дети отвечают). Но прежде, чем мы погрузимся в творческий процесс, давайте устроим маленький праздник и потанцуем под красивую японскую музыку. Посмотрите девочки, для вас я приготовила красивые веера. (Девочки разбирают веера). Я покачаю волшебным фонариком, и появляется красивая музыка. Динамическая пауза: (Под музыку дети повторяют движения с веером за воспитателем). Дети, а сейчас подойдите к столу, я расскажу вам, как можно с помощью пластиковой бутылки изобразить цветущую ветку сакуры.Объяснение:1. Возьмём кисть и нарисуем коричневой краской ветку, либо выдуваем веточку из кляксы. 2. Затем берём бутылку и погружаем донышко в розовую краску и делаем отпечаток около ветки, получается цветок. Продолжает наносить оттески цветов вокруг ветки.3. Далее, берём ватную палочку, погружаем в оранжевую краску и ей наносим серединки цветов - тычинки. А теперь за работу! Садитесь за столы. Дети выполняют творческое задание под японскую музыку. Рефлексия: Ах, какая красивая у вас сакура получилась. Дети обратите внимание, что на каждом рисунке написан иероглиф, который означает на японском языке - жизнь. Дети, а вам нравятся ваши работы? (ответы детей). Звучит японская музыка. Анализ работ, оформление выставки детских работ.Конспект занятия 2: Декоративная роспись аппликативных силуэтов. Создание коллективного панно.Цель занятий: ознакомление детей с изобразительно – выразительными возможностями пастели (цветные мелки). Развитие у детей художестенно–творческих способностей с использованием пастели в ИЗО. Словарная работа: «пастель», «пигмент», «фиксатор», «панно», «силуэт», «флора и фауна».Материалы. Силуэты (шаблоны малого формата выполняет педагог) тематические («Флора», «Фауна»). Лист бумаги (белая, цветная для панно) 60х80 см, листы бумаги для пастели (10х150), наборы пастели, графитные карандаши, ножницы, клей – карандаш, скотч, влажная салфетка.Содержание занятия. Дети разбирают силуэты (шаблоны из плотной бумаги или картона), бумагу для работы. Накладывая шаблон на лист, обводят контур и получают силуэт («бабочка», «стрекоза», «цветок» и т. п.). Аккуратно вырезают силуэт и разрисовывают его мягкой пастелью ярко и красиво. Чтобы силуэт не испачкать, левой рукой лист придерживают, правой наносят узоры растушевки (где необходимо). Таким образом, одни дети, к примеру, расписывают бабочек или пчелок, другие – лепестки цветов, узорные листья, разноцветные облачка и т. п. Осторожно, чтобы не испортить рисунок, укладывают его с другими работами (фиксатором закрепляет их педагог). Лучше сразу найти на листе панно будущую композицию и приклеить чуть–чуть силуэты, чтобы их не сдуло во время опрыскивания. Композицию целесообразно до фиксации как бы тематически «увязать», т. е. дооформить (дорисовать) мелками взаимосвязи силуэтов (цветы и листья соединить веточками т. п.).Дети наблюдают за процессом опрыскивания (закрепления, фиксации) красочных пигментов пастели на бумаге – листе панно. После просушки они помогают педагогу украсить помещение своей коллективной работой – декоративным тематическим панно.Конспект занятия 3: Граттаж «Сказочные деревья»Задачи: знакомить детей с работой в технике гравирования («граттаж» -процарапывание по воску); формировать умение изображать графически изогнутые, прямые, кудрявые линии создавая образ дерева с ветками; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к природе, окружающему миру. Словарная работа: «гратаж».Материалы: листы бумаги форматом 1/2 альбомного листа, покрытые акварелью (осенняя палитра), затем – толстым слоем воска или парафина и сверху – черная тушь + гуашь или 2 слоя туши; острые палочки; коробка – сюрприз; конверт с письмом от Феи; фонограмма с голосом злого волшебника; репродукции с осенними пейзажами; иллюстрации с изображением деревьев; фонограмма – шум леса, пение птиц.Предварительная работа. Наблюдение за деревьями в лесу, на прогулке (обратить внимание на верхушки деревьев, толщину веток).Игра - упражнение с веревками: изображение прямой, волнистой линий. Графическое изображение разных линий.Содержание занятия.Дети входят в изостудию под фонограмму пения птиц, шум леса. Встают перед мольбертами, на которых находятся репродукции с изображением осенних пейзажей.- Ребята, что вы видите перед собой?- Какое время года изобразили художники в своих картинах? (Осень)- А какой именно период осени? (Золотая осень)- Что изображено на переднем плане этой картины? (Деревья)- А что на дальнем плане? (Лес, речка)- Какие краски Золотой осени использовали художники? (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый)- Молодцы! Мы с вами как будто в лесу побывали. А теперь садитесь на свои места. У меня для вас есть сюрприз! Сегодня, к нам пришло письмо! (Показываю большой конверт).- Хотите узнать от кого? От Феи сказочного леса. Прочитаем? (Зачитываю письмо под музыку леса).«Здравствуйте, дети! Я узнала, что вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! У нас случилась беда – злой волшебник заколдовал наш лес и хочет оставить нас без осеннего праздника. Только на вас надежда. Нарисуйте сказочные деревья, а я их оживлю, и тогда мы сможем с лесными жителями провести осенний праздник. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники. Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».- Поможем ребята? (Раздается голос злого волшебника – фонограмма).«…А…вы решили, что победили? Не тут-то было! Я великий Ляпсус Тяпсус! Мне всего 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу? Кисточки ? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое… Посмотрим, что у вас получится».- Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее?- Ну что ж… Другой бумаги у нас все равно нет, а рисовать можно и острыми палочками. Я знаю очень интересный способ.- Взгляните! Держим палочку таким образом, чтобы тупой край был спрятан в кулаке. Поцарапаем острием по бумаге, и чернота исчезнет. Эта техника называется «граттаж» (процарапывание). На лист бумаги наносится краска, после того как она высохнет, надо натереть воском весь лист, покрыть его несколькими слоями туши с гуашью. А потом заняться процарапыванием. Рисуем ствол сверху вниз, прорисовываем извилистые ветки. Делаем объем штриховкой.Вопросы на закрепление:- Что рисуем после ствола? (Ветки большие и маленькие, листья).- Как будем создавать объем? (Штриховкой)Пофантазируйте. Передайте в своей картине радость. Нарисуйте деревья необычной формы, потому что это сказочные деревья, совсем не похожие на настоящие.Перед тем как начать рисовать дети делают пальчиковую гимнастику.Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь педагога.Анализ работ.Конспект занятия 4. «Бумажная пластика. Мозаика»Цель. Развивать у детей способности к созданию декоративной композиции из бумажных силуэтов. Учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна клумбы. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, прививать эстетический вкус.Словарная работа: «дизайн», «фактура», «калейдоскоп».Материалы, пособия, оборудование. Белая и цветная бумага разной плотности и фактуры, журнальные обрезки, ножницы, карандаши, фломастеры, клей ПВА, кисти, листы плотной бумаги (картон) 20х20 см, салфетки. Детский калейдоскоп, образцы мозаик, разных по цвету, узорам, композиции (круг, квадрат, овал). Предварительная работа. Накануне дети осваивают приемы работы с бумагой (плоскостной дизайн), готовят вместе с педагогом выставку иллюстративного материала, играют с калейдоскопами.Содержание занятия. Педагог предлагает детям выполнить свои «мозаики», из которых на следующем занятии можно будет составить большой красивый ковер – цветочную клумбу. Дети берут материалы и самостоятельно выполняют задание. Педагог учит пользоваться «калейдоскопом» и пособиями, чтобы лучше выбрать свой узор (по центру, по кайме, по углам).Поясняет способ создания узоров по принципу зеркальной симметрии. Дети убеждаются в том, что приклеивая цветные формы рядом и частично перекрывая одни силуэты другими, можно создать объемные цветы. На занятии учитываются индивидуальные детские вкусы и предпочтения. Проводится анализ детских работ.Конспект занятия 5. Объемные цветы из бумаги (рельефная аппликация). «Сирень».Цель: учить создавать композицию из цветов; учить делать комочки из салфеток, выкладывать из комочков ветку сирени; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; воспитывать интерес к нетрадиционным формам аппликации.Материал: салфетки белого, зеленого и фиолетового цвета, картон, клей ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, образец, иллюстрации.Содержание занятияЧтение стихотворения Н. Курочкиной:Чудным запахом сирениНапоен душистый сад,Гроздья крупные сирениМного звездочек хранят – Разноцветных, ярко – белых,Фиолетовых, резных,Нежных, свежих душистых.Мы покажем мамам их.Педагог показывает детям, как сделать из салфеток комочки, затем показывает, как нужно сформировать ветку сирени.Самостоятельная работа детей. Дети рвут салфетку на кусочки, затем сминают комочки, затем формируют из них ветку сирени, нарисованную на картоне, дополняют композицию листочками.Конспект занятия 6. Лепка из пластилина «Пестрая лужайка».Цели: показать детям новые приемы работы с пластилином; развивать воображение, образное мышление, зрительно – моторную координацию, цветовосприятие; воспитывать терпение, аккуратность, прививать творческий интерес.Словарная работа: «оттенки», «палитра».Материал. Пластилин, природный материал, картон, зубочистки, образцы, салфетки для рукСодержание занятия. Объемные картины – очень интересное занятие для детей. Их можно использовать в качестве подарка. Они оригинальны и несложны в исполнении. Предварительная работа. На первом занятии педагог рассказывает детям о том, какой пластилин выдумщик и фантазер. О том, что можно сделать из него и как его «приручить». Дети берут небольшие кусочки пластилина красного, желтого, синего, черного, белого цвета. Затем дети попарно соединяли основные цвета и наблюдали как пластилин менял цвет. Примеси белого и черного добавили в палитру более светлые и темные оттенки.На втором занятии дети экспериментировали с разными цветами и пропорциями. На третьем занятии детям было предложено сделать освоенным способом красивую цветочную поляну: приложить к картону кусочки пластилина разного цвета и размазать так, чтобы цвета слегка смешивались между собой. В результате получились пестрые «лужайки и полянки». На этом фоне дети продолжили создавать свои образы растений: выкладывали стебельки, листья, цветы из арбузных, тыквенных и других семечек, скорлупы фисташек и других орехов. Выставка детских работ.