Публикации «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Автор: Светлана Викторовна Тимонькина

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творческиактивной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решатьжизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательноезанятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,практической и творческой деятельностью ребѐнка.Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Удошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения исопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма,симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребѐнка, уверенность в своих силах ивозможностях.«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л.С.Выготский)Целью проекта является: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.Задачи:Образовательные:
  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.
  • Развивающие:
  • Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками.
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Ожидаемые результаты:1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах аппликации.2. Овладение дошкольниками простейшими приёмами работы с различными предметами и материалами.3. Умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники аппликации.4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники аппликации.5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе аппликации с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.Проект реализуется в 3 этапа:1.Организационный этап1.Изучение методической литературы2.Создание предметно-развивающей среды3.Работа с родителями по взаимодействию в реализации проекта.4.Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.5.Создание эмоционального фона для творческой деятельности 2.Основной этап (перспективный план работы)3.Заключительный этапВключает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.Ожидаемые результаты:В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества- способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.Работа с родителями:1.Консультации:1) «Что такое Нетрадиционная техника аппликации в детском саду»;2) «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»; 3) «Техника аппликации с нетрадиционными материалами».2.БеседыМетодическое обеспечение проекта:Готовые шаблоны, цветная бумага,картон, салфетки, поваренная соль, яичная скорлупа, вата, пластилин, ножницы, клей ПВА, кисточка. Коллекция поделок, иллюстрации с изображением.Список используемой литературы:1.Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.-352с.2.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).3.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.4.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание.2005. № 2.с. 37-396.Петрова И.М. Объемная аппликация.- СПб., Детствт-Пр.,2000,-48с.7.Комарова Т. Н. О способностях к изобразительной деятельностидетей дошкольного возраста. / Дошкольное воспитание – 1989г.8.Дубровская И.В. « Аппликация из гофрированной бумаги «Издательство «Детство- Пресс», 2009.9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.10.Лыкова И.А. «И бумажный попугай». Издатель «Цветной мир», серия:»Мастерилка» 2012 г.11.Черкасова И.А. «От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой, издатель: «Скрипторий 2003», 2014г.12.Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик»,2007.Интернет-ресурсы:Тема:«Осенние берёзки».Обрывная аппликация. Цель:Продолжать знакомство детей с техникой обрывной мозаикиЗадачи: Вызвать у детей интерес к изображению осенней берёзы по мотивам лирических стихотворений. Учить сочетать разные изобразительные техникидля передачи характерных особенностей золотой кроны. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток, беседа о золотой осени. Совершенствование техники обрывной аппликации.Словарная работа: Закрепление названий деревьев, признаков осени,образования прилагательных.Материал: Листы для фона, цветная бумага, клейстер, простой карандаш, поднос, салфетки, кисти, подставка под кисти.Ход работы:- Ребята, сейчас Степа прочитает нам стихотворение, а выскажите о каком оно времени года:Полюбуйтесь – маскарадЛес меняет свой наряд.Снял зелёный, мерит новыйЖёлтый, красный и лиловый.-О каком времени года говорится в этом стихотворении?-В этом стихотворении говорится об осени.-Какие вы знаете приметы осени?-Осенью птицы улетают на юг, дни становятся короче и холоднее, на деревьях желтеют, краснеют и опадают листья, люди стали одеваться теплее. На полях и в огородах убирают урожай.-Ребята, а какая бывает осень?-Осень бывает ранняя и поздняя.-Как называется осень, когда деревья одеваются в яркий праздничный наряд?-Золотая осень.-Посмотрите на эти картины, обратите внимание, как художники изобразили на них золотую осень.Золотые тихие рощи и сады.Нивы урожайные спелые плоды.И не видно радуги и не слышен гром.Спать ложится солнышко раньше с каждым днём.-Ребята, а какие деревья растут в лесу?-Дубы, берёзы, осины, клёны и другие.-Ветерок сорвал листочки, а вы догадайтесь с каких они деревьев.-Этот листочек с клёна.-Значит этот листок кленовый-Этот листочек с дуба.-Значит он дубовый.-А какие листья у рябины, берёзы, тополя, осины и т.д.-Рябиновые, берёзовые, тополиные, осиновые и т.д.-Хорошо, молодцы, а сейчас проведём физкультурную минутку.Дует ветер нам в лицо.Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише…А деревья выше, выше.-Ребята, сегодня мы будем делать аппликацию: «Осенние берёзки». Занятие будет необычное, мы будем работать без ножниц. А как называется такая аппликация?- Аппликация называется обрывная.-У вас на столах лежат заготовки. Сначала возьмём белые полоски и оборвём их по краю и приклеим их к основе. Это будут стволы наших берёзок. Затем из маленьких черных прямоугольников обрываем короткие полоски и приклеиваем их в разнобой к стволу. Дальше из больших черных прямоугольников обрываем полоски-веточки и приклеиваем к стволам. Затем из желтого, красного и оранжевого квадратов отрываем полоски иобрываем их на квадратики-листики и приклеиваем их к веткам. И взавершении нашей работы берём коричневый прямоугольник, обрываем унего края и приклеиваем к основанию берёзок.-А теперь перед тем как мы приступим к нашей работе, давайте разомнём наши пальчики.-А сейчас, давайте приступим к нашей работе (детям, которые затрудняются, воспитатель помогает)-Готовые работы вешаем на доску.Проводится анализ работ. Похвалить за сделанные работы и отметить самые удачные.Тема: «Белый медведь»Цели: учить создать объемную аппликацию из ватыЗадачи:1. Учить выполнять объемное изображение с помощью ваты;2. Расширение знаний детей о белом медведе;3. Развивать умения работы с клеем, ножницами, бумагой; работать сшаблоном.4. Развивать пространственное мышление и воображение;5. Воспитывать интерес к составлению коллективной композиции.6. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда.7. Развитие мелкой моторики рук;8. Развитие глазомера, умения соотносить размеры объектов, расстояние между ними;Материал для занятия: шаблоны медведей; вата, кисти для клея, клей ПВА; вата ножницы, салфетки, клеёнки, черные нитки, простые карандашиПредварительная работа: Рассматривание иллюстрации с изображением животных севера. Загадывание загадок, чтение художественной литературы по теме.Ход занятия:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Северный полюс. Северный полюс- это ледяная пустыня. Океан там весь во льду. Океан покрылся льдом, Волны не бушуют в нем. Он от края и до края. Все во льду кругом. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Кто живет на Северномполюсе? (ответы детей)Главный житель северных просторов — это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Шерсть у медведя густая, которая предохраняет его от сильных морозов.- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки (Ответы детей). Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой, тюленями и птицами. Даже моржи могут стать его добычей. Зимой у белых медведей появляется потомство. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Через два месяца они выходят из берлоги, и мать начинает приучать их ловить рыбу, а затем и тюленей.Физкультминутка:А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.Топай, Мишка!Хлопай Мишка!Приседай со мной, братишка!Руки в стороны и вниз,Улыбнись всем и садись!Основная часть:Сегодня мы будем изготавливать с вами белых медведей.- Вы уже обратили внимание, что у вас на подносах лежат шаблоны медведей. Шаблон нужно приложить к листу, аккуратно обвести его и вырезать. Затем мы будем приклеивать кусочки ваты на вашего вырезанногомедведя.- Из чего можно сделать глазки и носик? (из черной нитки)- Перед тем как начать делать наших медведей, сделаем гимнастику для наших пальчиков:Две ладошки прижмуИ по морю поплыву.Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.Паруса подниму,Синим морем, поплыву.А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.Дети выбирают материалы и начинают мастерить. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, используя шаблон, крепко прижимали его к бумаге и обводили его простым карандашом.Заключительная часть:Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами побывали? Какие животные живут на северном полюсе? Кого мы с вами сегодня делали? Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)Тема: «Веселый Снеговик»Цель:Учить технике создания композиции из сыпучих материалов.Задачи:Создавать изображение по представлению. Развивать умение детей подбирать элементы для создания композиции из образцов бумаги разной формы. Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе.Методические приёмы: Чтение стихотворения Э.Ф.Курмаева «Снежная баба», рассматривание репродукции; беседа «Снеговик», по схеме и аппликации с изображением снеговика; показ техники аппликации из сыпучих материалов; пальчиковая гимнастика; работа детей; выставка работ,анализ детских работ.Материал: заготовки кругов разного диаметра; фон из цветной бумаги; белая бумага; ножницы; клей ПВА; простые карандаши; поваренная соль, образец.Предварительная работа: лепка снеговиков из мягкого снега на прогулке;конструирование поделок из соленого теста, комочков ваты и мягкой бумаги;рассматривание рисунков и иллюстраций, чтение «Школа снеговиков»Ход занятия.Организационный момент:-Совсем скоро самый волшебный и долгожданный праздник.-Кого мы ждем в этот праздник больше всего?-Правильно, Деда Мороза мы больше всего ждем, пишем ему письма.-Но сегодня письмо от Дедушки Мороза получила я.-Послушайте.«Здравствуйте ,уважаемая Людмила Геннадьевна!. и ваши воспитанники.Скоро Новый год и в связи с этим мне нужны помощники для разбора писеми упаковке подарков. Просьба помогите».-Дети, послушайте загадку и угадайте, о каком помощнике в ней говорится.Ребенок загадывает загадку:Снег катили и месили,Человека мы слепили,Вместо глаз – два уголька,Там, где нос, - морковка,А в руках метелка.-Правильно снеговик.-А из чего можно слепить снеговика?- Скажите можно слепить снеговика в группе из снега? Почему? (Ответыдетей)- Из чего можно сделать снеговика, чтобы он не растаял? (Ответы детей)Основная частьРассматривание картины «Снеговик»-Давайте вспомним, как мы лепили снеговика на прогулке и расскажем обэтом стихами.Рассказывание стихотворения «Снежная баба»Мы бабу снежную лепили,Чтоб краше не было ее.Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего.Сначала ком большой скаталиИ плотно этот ком прижали.Второй поменьше был размером.На первый он уселся смело.А третий – голова былаИ участи своей ждала.Лицо украсили морковкойИ угольками вместо глаз.Прорисовали ротик ловко,Смотрели в профиль и в анфас.На голову ведро наделиУкрасили его пером, метлу воткнули для порядка.Трудились дружно всем двором.-А сегодня мы с вами сделаем необычного снеговика с использованием поваренной соли.-Где используется соль?-Мы будем использовать соль в нашей аппликации.-Посмотрите, какого снеговика сделала я.Рассматривание образца.Рассказывание техники изготовления снеговика.Подсказать детям: «Как нужно планировать свою работу и не торопиться,обвести шаблон, намазать нужные места клеем, насыпать соль. Фоновый лист нужно положить вертикально, чтобы уместился снеговик, круги располагать в нужном порядке, начиная с нижнего круга и слегка накладывая один на другой, будто это настоящий снеговик. Руки и ноги сделать овальной формы. Шапочки,ведёрки, шарфики, глазки, нос-морковка, рот наклеить иззаготовленных заранее материалов. Работать с солью необходимо аккуратноне забывая правила техники безопасности.-Давайте подготовим наши пальчики к работе.-Пальчиковая гимнастикаВыполнение работ по образцу под музыку. Начинают делать аппликацию.При необходимости помогаю детям в работе.Итог занятия.Предложить детям устроить общую выставку своих работ.-Посмотрите, какие красивые снеговики у нас получились. Вот и выполнилимы просьбу Деда Мороза. Отправим их по почте заказным письмом. ДедушкаМороз волшебник, он оживит своих помощников.Тема: «Заснеженный дом».Цель:Учить детей применять разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная.)Задачи:Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно- выразительные возможности.Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук.Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.Предварительнаяработа.Рассматривание иллюстраций в детских книжках («Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович»). Подготовка композиционных основ для аппликации – тонирование бумаги при помощи гуаши.Материал, инструменты, оборудование.Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнка, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликационной композиции графическими средствами.Ход занятия.На столе перед детьми лежит тонированная бумага для аппликации. На мольберте перед детьми готовые композиции «Домик на лесной опушке».Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Снегопад»:Туча вниз швыряет снег.Засыпает снегом всех.На сверкающий ледокЛёг пушистый холодок.Туча снегом знай трясет-Всё сугробы выше.Неужели, занесетГород наш по крыши!- Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и укрывает всю землюнеобычным «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, и они становятсясказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным, - таким же белым, как эта бумага (воспитатель показывает детям лист белой бумаги). Таким же пушистым, какэта вата или мех (показывает комочек ваты или кусочек белого меха, и такимже нарядным как это кружево (показывает кружево).- Смотрите, ребята, наша композиция незавершенна (показывает незавершенную композицию «Домик на лесной опушке»).- А как вы думаете, как можно показать (передать разными художественными средствами, что на этой картине был снегопад – долго-долго шёл белый пушистый снег. (Дети предлагают свои варианты).-Можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской; изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами. Затем воспитатель берёт белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика.- Посмотрите, какой домик стал уютным и сказочно – красивым. А как вы думаете, как он будет выглядеть, если будет долго-долго идти снег. После сильного снегопада, какими станут крыша, стены, окошки (ответы детей).Физкультминутка«Выпал беленький снежок»Выпал беленький снежок, Дети топают ногамиСобираемся в кружок. Дети встают в кругМы потопаем, мы потопаем!Будем весело плясать,Будем ручки согревать.Мы похлопаем, мы похлопаем! Хлопают в ладоши.Будем прыгать веселей, Прыгают на месте.Чтобы было потеплей.Мы попрыгаем, мы попрыгаем!- А вот как это будет выглядеть у нас на бумаге. Показывает приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения бумажных«заснеженных» комков, которые можно приклеить на крышу, стену, раму окошка или ставни.- А теперь дети я предлагаю вам сделать свои «заснеженные» домики самим. Дети выбирают материалы и создают свои композиции «заснеженных» домов.- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие у вас получились чудесные домики. Воспитатель оформляет экспресс-выставку на тему: «Заснеженные домики».- А теперь посмотрим, какой домик самый лучший.Дети проводят самоанализ своих работ. Восхищаются работами своих сверстников, оценивают свои работы.- В конце занятия я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсё его одело.Тема: «Танк».Цель:Побуждать детей выполнять ко Дню Защитников Отечества открытку танка втехнике салфеточной аппликации.Задачи:Обратить внимание на использование салфеток двух оттенков длязакрашивания камуфляжной раскраски танка.Развивать мелкую моторику рук. Тренировать память при заучиваниистихотворения.Воспитывать патриотизм.Предварительная работа:• беседа о предстоящем дне Защитников Отечества;• чтение стихотворений, посвящённых 23 февраля;• рассматривание различных праздничных открыток ко дню ЗащитниковОтечества.Ход занятия.1. Заинтересовывающий момент и объяснение.- Совсем недавно наступит праздник всех мужчин. Кто знает, как он называется? (День Защитников Отечества)- Да. Это праздник всех военных, всех, кто когда-то служил в армии, и кому только предстоит пойти служить. 23 февраля – День Защитников Отечества. Вы готовы поздравить своих пап и дедушек?- Я предлагаю вам поздравить их открыткой, которую вы сами сделаете. Ведь все знают, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Воспитатель показывает образец танка-открытки.- Вот такую открытку я предлагаю вам выполнить из салфеток.Дети рассматривают открытку, выясняют, какие части есть у танка.- Посмотрите, башню, дуло пушки и броню нужно закрасить зелёными шариками разных оттенков. Так раскрашена вся военная техника (можно показать иллюстрации военной техники).- К сожалению, чёрных салфеток у нас нет, поэтому колёса мы будем делатьбелыми, а потом просто покрасим чёрной гуашью (в гуашь воспитатель заранее добавляет клей ПВА, чтобы потом колёса не пачкали руки).- Остаётся на башню приклеить знак гвардии и открытка готова.- Давайте сядем за рабочий стол. Посмотрите, ваши танки только нарисованына картоне, придётся их сначала вырезать. Держите картон крепко, чтобы обеполовинки открытки были ровными.2. Самостоятельная деятельность детей.Дети приступают к заданию. Воспитатель следит за выполнением, помогая советами затрудняющимся детям.3. Заключительная часть.В конце занятия педагог предлагает детям выучить маленькое поздравление,и когда они будут дарить открытки, поздравить своих мужчинстихотворением:Наша Армия роднаяИ отважна и сильна.Никому не угрожаяОхраняет нас она.Оттого мы любим с детстваЭтот праздник в феврале.Слава Армии Российской –Самой мирной на земле!Последующая работа: желающим детям педагог предлагает подписать открытку на внутренней стороне.Тема: «Мой город»Тема: «Цветочного панно»Цель:Создание панно в технике «мозаика» с использованием окрашенной яичнойскорлупы.Задачи:Познакомить детей с понятием «панно»; научить выполнять изделие в технике «мозаика»; совершенствовать навыки работы с пластилином; воспитывать аккуратность, развивать чувство прекрасного, эстетическийвкус.Материалы и инструменты: яичная скорлупа, оставшаяся от пасхальных яиц, лист картона формата А4, пластилин, клей ПВА, трубочки для напитков, нити, бумажная или тканевая салфетка, простой карандаш, зеленый фломастер, ножницы.Ход работы:Воспитатель:-Ребята, сегодня я хочу вам прочитать стихотворение Сергея Есенина. Послушайте и скажите, о чем вы подумали, слушая его, о чем оно?Сергей ЕСЕНИНПАСХАЛЬНЫЙ БЛАГОВЕСТКолокол дремавшийРазбудил поля,Улыбнулась солнцуСонная земля.Понеслись ударыК синим небесам,Звонко раздаётсяГолос по лесам.Скрылась за рекоюБледная луна,Звонко побежала,Резвая, полна.Тихая долинаОтгоняет сон,Где-то за дорогойЗамирает звон.(Ответы детей)Воспитатель:-Закончился праздник Светлой Пасхи, позади звон колоколов, выпекание куличей и окраска яиц… Ребята, кто из вас праздновал Пасху? Расскажите, как вы это делали? (Ответы детей)Воспитатель:-Почему мы дарим друг другу на Пасху крашеные яйца?Дети:-Яйцо считается главным пасхальным символом Воскресения, так как из негопоявляется на свет новое существо. Поэтому с давних времен в Православной Церкви хранится благочестивая традиция дарить в светлый праздник Пасхи яйца. Этот обычай был введен святой Марией Магдалиной, когда она после Вознесения Господа явилась пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос Воскресе!», начав таким образом свою проповедь.Воспитатель:-Сегодня мы попробуем создать панно на память о радостном празднике и для украшения интерьера. А что такое панно, кто знает?Дети:-Это украшение для стены, которое может быть выполнено из разных материалов. (Показ слайдов со всевозможными вариантами панно)Воспитатель:-Да, а мы будем сегодня использовать яичную скорлупу, которую вы принесли после Пасхи для изготовления панно в технике «мозаика».(Показпоследних 3-х слайдов презентации.)-А вот что мы будем делать, вы узнаете, сложив мою рассыпавшуюся мозаику. (Дети на ковре собирают разрезную картинку с изображением цветов).Ход работы:1. Возьмем лист картона и согнем его пополам. Сделаем на лицевой стороне карандашный рисунок вашей мозаики.2. Заполним каждый участок рисунка пластилином, размазывая его тонким слоем по поверхности картона.Вазу можно также заполнить пластилином, но мы используем клей для ее украшения. Стебельки цветов можно прорисовать зеленым фломастером, а можно пластилином.3. Начинаем приклеивать кусочки скорлупы к пластилину, сильно придавливая их.Воспитатель:-Устали? Давайте отдохнем:Наши алые цветки распускают лепестки (дети медленно разгибают пальцы из кулачков)Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (дети покачивают кистями рук вправо-влево).Наши алые цветки закрывают лепестки (дети медленно сжимают пальцы в кулаки,Головой качают, тихо засыпают (дети покачивают кулачками вперед-назад). Продолжим работу.4. С помощью бумажной или тканевой салфетки (чтобы не поранить пальцы)измельчаем кусочки скорлупы разных цветов – эта крошка понадобится для украшения вазы.5. Изображение вазы можно полностью намазать клеем, а можно прорисоватькакой-либо узор.6. Аккуратно, чтобы не смазать узор, присыпаем его измельченной скорлупой.7. Даем клею немного высохнуть. Ссыпаем не приклеившуюся скорлупу. Ваза готова.8. Пока клей высыхает, связываем трубочки между собой ниткой так, чтобы получилась рамка. Отрезаем, если есть необходимость, слишком длинные концы трубочек.9. Намазываем клеем получившуюся рамку.10. Приклеиваем рамку к поверхности картона, склеиваем половинки картона между собой. Можно украсить панно бабочкой (тоже из пасхального набора) или чем-то еще. Готов оригинальный подарок или украшение интерьера.Консультация для родителей «Влияние нетрадиционнойтехники аппликации на развитие творческих способностейдетей»В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходитэмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленькийисследователь, с радостью и удивлением открывающий для себяокружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно недать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшемуразвитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более оназначима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие,реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видовдеятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительнаядеятельность - эффективное средство познания действительности. Даннаядеятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий,воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и другихпсихических процессов. Формируются такие свойства личности, какнастойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессеизобразительной деятельности дошкольники усваивают целый рядграфических и живописных умений и навыков, учатся анализироватьпредметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна дляразвития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координациидвижений.Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задачэстетического воспитания, так как по своему характеру являетсяхудожественной деятельностью, а в частности аппликация влияет навсестороннее развитие и воспитание дошкольника:- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основепредставлений о разнообразных формах и пространственном положениипредметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенковцветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение,обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас,формируется связная речь, развивается образная, связная речь. Припроведении занятий создаются благоприятные условия для формированиятаких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность,самостоятельность.- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство спредметами и явлениями, с их свойствами и качествами.- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация)должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему,справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводитьначатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогатьтоварищу, преодолевать трудности и т. п.- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическаяактивность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоватьсякисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовыхнавыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей вподготовке к занятиям и уборке после них.- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувствовозникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает,когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета,ритмичное расположение его частей.Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это одиниз видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различныхдеталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляютна основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время ваппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различныевиды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту,высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.Аппликация может быть:- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево,птица, цветок, животное, человек и т. д.);- сюжетной, отображающей те или иные события;- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украситьразличные предметы.Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы,дети испытывают положительные эмоции.Нетрадиционные техники аппликации:Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа(пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагуна кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могутусложнитьтехнику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать илиобрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна дляразвития мелкой моторики рук и творческого мышления.Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветноеизображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладываяи наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь быламеньше предыдущей по размеру.Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путемнаклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульнойаппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики,треугольники, либо просто рваные бумажки.Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку –квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываемпополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, амного одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой.Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий листбумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющимножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному иливоображаемому контуру.Квиллинг. Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, такжебумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композицийиз скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Торцевание. Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту техникуможно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощьюторцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики,панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольнопопулярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" илёгким способом её исполнения.Коллаж. Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём визобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных илиграфических произведений путём наклеивания на какую-либо основупредметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этойтехнике. Коллаж используется главным образом для получения эффектанеожиданности от сочетания разнородных материалов, а также радиэмоциональной насыщенности и остроты произведения.Оригами. Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги ипредписывает использование одного листа бумаги без применения клея иножниц.Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал длядетского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой видтворчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц;- развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильноговосприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможностидля проявления креатива.Гофрированная бумага. Гофрированная бумага — один из видов такназываемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появиласьона сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь.Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают сней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочныйматериал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки,оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могутстать отличным подарком к празднику.Аппликация из ткани. Аппликация из ткани - разновидность вшивки.Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенномфоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либопришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может бытьпредметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной имногоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенныхнавыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развиватьмелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершатьщипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года,интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупыстановится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можносоздавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшенораскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.Аппликация из соломы. Аппликации из соломы необычайно привлекательны,они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевуюповерхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимальноотражают свет только в определенном положении. Составленная из форм,находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликацияпередает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины,орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкуюпопулярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, такназываемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступнаучащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезнообщение с природой. Оно развивает творчество, мышление,наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материаломспособствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к нейотношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природногоматериала происходит на воздухе.Детские поделки - благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересновсе, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-тособственными силами. Простор для такой приятной работы может датьлюбой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайтеребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте емуэкспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка ктому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею,которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делатьсяежедневно и на каждом шагу!Консультация для родителей«Воспитаем творческую личность!»В наше стремительное время при перегруженности повседневнымиделами очень важно выкроить время для общения с детьми или внуками.Время желательно распределить так, чтобы его хватило и для выполнениядомашних дел, и для продолжительной прогулки, и для занятия с ребенкомего любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет — надо помочьнайти его.Увлекательные занятия объединяют взрослых и детей, открываютудивительный мир творчества, дают возможность проявить фантазию,развить вкус. Ведь каждый человек носит в себе творческие задатки, толькоих надо развивать, совершенствовать.Наше время — время перемен! Сейчас как никогда во всех областях нужнылюди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческимыслить.Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишьчеловеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработкипредшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим— когда образпредмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаютсяабсолютно новые образы.Креативность — это способность к творчеству, которая может проявлятьсяв самых разных видах деятельности. По мнению американского психологаПоля Торренса, всю жизнь изучавшего креативность, «креативность — этозначит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать скошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строитьзамок на песке, приветствовать будущее».Детская креативность — это естественное состояние ребенка, лишенногостереотипов. Все без исключения дети талантливы. Кто- то показываетхорошие результаты в спортивных состязаниях, кто-то поет, другой судовольствием танцует, увлеченно рассказывает друзьям о волшебных мирахи сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети судовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Что нужно сделать,чтобы талантливый ребенок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего— пробудить в ребенке фантазию и развивать ее, не просмотреть зачатки техили иных способностей, особого таланта к каким-то видам творческойдеятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке,аппликации, если для этого созданы специальные условия.Значение творчества для ребенка трудно переоценить. Ведь этовозможность определения и выражения себя и своего отношения кокружающему миру. Поддерживайте дома необходимую ребенку творческуюатмосферу, давайте ребенку возможность для созидания, творите вместе сним. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, можетуйти в агрессивное поведение.Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Поддерживайтетворческий импульс ребенка через уважительное отношение всех членовсемьи к его работам по изодеятельности, постройкам, первым попыткамсочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей нестесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личностьребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил ижелания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческойдеятельности.Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какойстепени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи.Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка ещев дошкольном возрасте.В канун Новогоднего праздника хочется всего необычного, немногосказочного и волшебного. Даже елку и ту нарядить как-нибудь по-иному,чтобы заворожила и запомнилась всем - и большим, и маленьким - надолго.Все - в предвкушении торжества, запаха еловой хвои, перезвона стеклянныхшаров, подарков под елкой. Попробуйте в этом году елку нарядить непривычными шарами, гирляндами и звездочками, а иначе... Чуть-чутьфантазии, немного изобретательности, подручного материала - и елка,украшенная вами и вашими детьми, станет самым сказочным деревом насвете.Совместное творчество принесет огромное наслаждение. У детей такаябогатая фантазия - они будут наряжать елку тем, чем вам никогда и в головуне придет. Вот несколько вариантов, как и чем можно украсить елку.Возможно, вы и сами придумаете какой-нибудь новый, необычный наряд дляелочки.Елка-невестаДля ее украшения понадобятся мелкие серебристые или золотые шарики,стеклянные, пластмассовые или хрустальные подвески от люстры, бусы. Кмакушке прикрепите большой бант. Можно сделать проще - укутайте елкумаминой фатой или тканью органзой. Красиво расположите складки. Намакушке и нескольких веточках, для того чтобы фата не сползала, завяжитекрасивые, яркие золотые или серебряные банты. Можно воспользоватьсяцветной упаковочной бумагой, нарежьте ее полосками и сделайте банты. Низелки укутайте белой тканью, посыпьте блестками. Или оберните той жеупаковочно-подарочной бумагой, только изнаночной стороной, где онаоднотонная.Елка-сладкоежкаДля этой елки подойдут небольшие конфетки в ярких блестящихфантиках. Особенно хороши будут крошечные карамельки по размеру в два-три раза меньше обычных. На елке они выглядят великолепно, словносказочные капельки дождя. Чтобы елка смотрелась законченно, можнонабросить несколько нитей серебристого или цветного дождя. Он объединитвсе элементы, и ваша елочка заблестит, заиграет. Украшения сделайте смалышом сами. Сначала скопите красочные фантики от конфет, блестящиеобертки от шоколадок. Перед праздником купите несколько видов орешков,засушенных фруктов и заверните их в яркие фантики. Развесьте на ветки.Такая елка будет куда интереснее предыдущей - конфетки-то самодельные. Иребенок, разворачивая фантик, не знает, что он там найдет - то ли орешек, толи кусочек засушенного ананаса. Чтобы развесить эти украшения,приготовьте небольшой кусочек нитки. Концы ее завяжите и сделайтепетельку, в нее вставьте хвостик от конфетки и затяните.Елка-игрушкаДля нее подойдут многочисленные игрушки из «Киндер-сюрприза»:машинки, человечки, персонажи мультиков. В общем, все мелкое, что есть,можно повесить на ветки. А елку обсыпьте блестками. Такая забавная елочкаособенно хорошо будет смотреться в детской.Елка-свечкаОсновной элемент дизайна этой новогодней красавицы крошечныесвечки для украшения торта. Их выпускают разных цветов, кроме того, свечиможно подкрасить краской из баллончика. Серебряной и золотой краскойнанесите легкий налет на кончики веток, и елка будет смотреться, словно онаокутана инеем. К свечкам прикрепите маленькие бантики из ленточек,которыми обвязываются подарки. К фитилям свечек привяжите нитки иподвесьте свечки на елку. Предупредите детей, что свечки ни в коем случаенельзя поджигать!Елка-булочкаСейчас на прилавках магазинов большой ассортимент всевозможныхкондитерских изделий. Печенья, посыпанные сахаром, маком, специями, поконфигурации напоминают и зверюшек, и буквы алфавита, и крошечныеколечки, крендельки великолепно подойдут для украшения елки.Единственное условие - они должны быть маленькими, иначе ветки подтяжестью сильно прогнутся. При желании вы можете приготовить печенье исами. Обязательно продумайте, как вы будете вешать сдобное украшение наелку. Можно при раскатывании теста проделать палочкой маленькоеотверстие, чтобы впоследствии продеть туда нитку или кусочек дождика.Если у вас дома завалялось печенье с незапамятных времен и теперь онотакое, что не угрызть, то раскрасьте его красками. Отлично смотрятсяпеченюшки золотого или серебряного цвета. Заглянув в бакалейный отдел,можно приобрести макаронные изделия самой различной конфигурации(только обязательно с отверстием насквозь). Нанизав их на нитку илидождик, покрасив в яркие, сочные цвета, можно получить самую настоящуюгирлянду. Если собрать на одну нитку макароны разной формы и чередоватьих в определенном порядке, то гирлянда будет смотреться великолепно! Аребенку такое занятие очень полезно для развития тактильных ощущений имелкой моторики. Основание елки обложите блестящей упаковочнойбумагой, а сверху поместите апельсины. Ярко-оранжевый цвет понизупридаст акцент всей елке.Елка-аппликацияНовый год - отличный повод вместе с ребенком освоить поделки из бумаги(шарики, гирлянды, смешные зверюшки, картинки-аппликации). Потом всерезультаты детского творчества разместите на елке. Из цветной бумаги илииз картинок глянцевого журнала вырежьте забавных человечков и зверюшекс прорезью внизу или сбоку. И затем наденьте их на ветку, пропустив ее впрорезь. Для жесткости поделки можно наклеить на картон. Зверюшки ичеловечки будут смешно смотреться - они не висят на ветках, а стоят на них.Елка-шишечкаСначала придется отправиться с малышом в лес и набрать корзину шишек.Их следует высушить и покрасить из баллончика- пульверизатора. Красивосмотрятся серебристые, золотые, желтые шишки. А можно вместе с крохойзасесть за ручную роспись и кисточкой раскрасить каждую шишку. Когдаигрушки высохнут, развесьте их на елке. Вырезав белочку из картона,посадите ее на ветку.Развитие творческих способностей ребенка в семье имеет большоепозитивное значение для развития ребенка в целом. Теплая семейнаяатмосфера, уютная обстановка, родные люди рядом дают ребенкууверенность в собственных силах, желание порадовать своих близкихрисунками, новыми стихами, поделками. Важно не упустить драгоценноевремя творческого общения с ребенком, поддержать его, организоватьинтересное взаимодействие всех членов семьи.