Публикации
"Народные промыслы России"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народные промыслы России"
Автор: Елена Евгеньевна Елаева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народные промыслы России"
Автор: Елена Евгеньевна Елаева
Актуальность темы:«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. КалининНеобходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Благодаря образцам народно – декоративного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, мы хотим дать детям возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи.Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует чувства прекрасного.Цель проекта: создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью, семикаракорской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской игрушки, хохломской, городецкой и гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой. Воспитательные:Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность. Развивающие:Развивать познавательную активность детей. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Проект реализуется в 3 этапа:1. Подготовительный:Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта; Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; Составление плана работы с детьми по проекту. Информирование родителей о задачах и содержании проекта; Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Обогащение предметно-развивающей среды в группе. 2.Основной этап (перспективный план работы):Задачи этапа: создание мини – музея народно – прикладного искусства, привлечение родителей к предстоящей творческой работе; разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению с народно – прикладным искусством через проведение познавательных мероприятий, досугов, развлечений, выпуск буклета и рабочей тетради для совместной работы родителей с детьми по народно – прикладному искусству.3. Заключительный этап.Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта, оформление выставки рисунков.Ожидаемые результаты проекта:В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни казаков. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.Работа с родителями:консультации для родителей; оформление уголка для родителей по данной теме; выставка (коллективные работы детей); совместная творческая деятельность. Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа». Консультации для родителей: - «Как играть с детьми дошкольного возраста в народные игры».- «Подвижные игры разных народов».Методическое обеспечение проекта:Народные декоративно-прикладные игрушки народов Поволжья; Национальные костюмы; Красочные иллюстрации и репродукции, картины; Картотека дидактических игр; Картотека народных игр; Учебно-методическая литература; Настольно-печатные игры; Компьютер; Фотоаппарат; Видеоматериалы. Работа с детьми:совместная деятельность взрослого и ребенка; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание игрушек; оформление выставки. Список используемой литературы.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1 Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.