Публикации "Народные промыслы России"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народные промыслы России"
Автор: Елена Евгеньевна Елаева

Актуальность темы:«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. КалининНеобходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Благодаря образцам народно – декоративного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, мы хотим дать детям возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи.Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в изобразительную художественную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует чувства прекрасного.Цель проекта: создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством.Задачи:Образовательные:
  • Познакомить детей с народными промыслами.
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью, семикаракорской росписью.
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Учить видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской игрушки, хохломской, городецкой и гжельской росписи.
  • Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
  • Учить использовать растительные элементы.
  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Учить наблюдать за живой природой.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства.
  • Воспитывать любознательность.
  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
  • Проект реализуется в 3 этапа:1. Подготовительный:
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
  • Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • Составление плана работы с детьми по проекту.
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
  • 2.Основной этап (перспективный план работы):Задачи этапа: создание мини – музея народно – прикладного искусства, привлечение родителей к предстоящей творческой работе; разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению с народно – прикладным искусством через проведение познавательных мероприятий, досугов, развлечений, выпуск буклета и рабочей тетради для совместной работы родителей с детьми по народно – прикладному искусству.3. Заключительный этап.Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта, оформление выставки рисунков.Ожидаемые результаты проекта:В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни казаков. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.Работа с родителями:
  • консультации для родителей;
  • оформление уголка для родителей по данной теме;
  • выставка (коллективные работы детей);
  • совместная творческая деятельность.
  • Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа».
  • Консультации для родителей:
  • - «Как играть с детьми дошкольного возраста в народные игры».- «Подвижные игры разных народов».Методическое обеспечение проекта:
  • Народные декоративно-прикладные игрушки народов Поволжья;
  • Национальные костюмы;
  • Красочные иллюстрации и репродукции, картины;
  • Картотека дидактических игр;
  • Картотека народных игр;
  • Учебно-методическая литература;
  • Настольно-печатные игры;
  • Компьютер;
  • Фотоаппарат;
  • Видеоматериалы.
  • Работа с детьми:
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • продуктивная деятельность под музыку,
  • игры и упражнения под тексты стихотворений;
  • наблюдение за природой;
  • рассматривание игрушек;
  • оформление выставки.
  • Список используемой литературы.
  • Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  • Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  • Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  • Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  • Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
  • Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
  • Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
  • Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
  • Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
  • Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.