Публикации
Форимрование нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы в старших классах"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форимрование нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы в старших классах"
Автор: Шабанова Зарина Ахматовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форимрование нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы в старших классах"
Автор: Шабанова Зарина Ахматовна
Формирование нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы в старших классах.Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком. В. БелинскийЗаботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине. В.А. СухомлинскийТема нравственности и патриотизма на сегодняшний день является чуть ли не самой актуальной в современной России. Остро стоит вопрос как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.В современной педагогике под воспитанием национальной гордости понимается: патриотические чувства: любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Но, к сожалению, нет единого взгляда на соотношение национального и патриотического воспитания: одни педагоги рассматривают патриотическое воспитание как относительно самостоятельное направление воспитательной работы, другие, как составную часть воспитания национальной гордости.Именно поэтому в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. Сегодня в основополагающих государственных документах, определяющих направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданина выдвинуты на первый план. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача нравственной и патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».Воспитательный потенциал курса литературы как части общего среднего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании». В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры… (Из «Стандарта» по литературе). Поэтому учителям, преподающим данный предмет, необходима систематическая работа в указанном направлении.Русская литература всегда отражала черты национального идеала, преемственным качеством которого для всех поколений и во все времена было стремление не допустить гибели Отечества. Уроки литературы в каждом классе как раз и призваны развивать благородные чувства. И задача учителя состоит в том, чтобы по мере взросления ученик ярче осознавал чувство сопричастности к судьбе отечества.Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить решать нравственные проблемы. Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для филолога – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение участников образовательного процесса.Задача учителя на уроках литературы заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда учащиеся размышляют о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своё поведение. Работая с учащимися, необходимо учитывать их интересы с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры, человека-гражданина и патриота.В книгах многих русских писателей созданы образы положительных героев. Достаточно вспомнить романы И.С.Тургенева «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать?», пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман А.М. Горького «Мать», стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Огромный воспитательный потенциал таит в себе лирика поэтов Серебряного века, произведения таких авторов, как М.А.Шолохов, М.А.Булгаков, А.И.Солженицын, проза писателей-фронтовиков… Особенно важными становятся уроки по произведениям, посвященным Великой Отечественной Войне. Дорога к сердцам учащихся лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Донести до учащихся мысль о том, что война в действительности – зло, жестокость, смерть помогают книги о Великой Отечественной войне. При изучении произведений о ВОВ используются такие методические средства, как: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноуроки), выставки литературы по данной тематике, песни и музыку военных лет. Учащиеся участвуют в акциях «Письмо ветерану», «Интервью с фронтовиком», «Ветеран живёт рядом», в конкурсе сочинений «Весна 45-го года», «История моей семьи», «Куйбышев – запасная столица». Привлекая рассказы о личном участии в тех исторических событиях дедушек, бабушек учеников, учитель даёт возможность каждому ученику эмоционально прочувствовать грозное военное время, и оно становится для учащихся ближе, понятнее. Учащиеся учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордятся своими родственниками.Одной из основных задач патриотического воспитания является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.А.Булгакова, А.И.Куприна и других. Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Чувство любви к Родине, к природе родного края звучит в лирике К.Д. Бальмонта, А. Белого, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б.Пастернака.В произведениях А.Пушкина, И.Бунина, С.Есенина, Н.Рубцова таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.После разговора о том, как писатели и поэты раскрывают в своём творчестве основную тему – тему любви к Родине, отчему краю, учащиеся пишут сочинения патриотического содержания: «Моя Родина», «Как прекрасна земля!», «Мой дом – моя Россия», «Мой родной город», сочиняют вот такие стихи: С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.Таким образом, трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Учащиеся, изучая литературные произведения, понимают, что патриотизм – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, Родине; понимают, что на Руси всегда было делом чести отдавать долги; что самый святой долг – долг памяти. Долг нашим отцам, дедам и прадедам, от которых по наследству получили самое дорогое – Родину, Россию.