Публикации статью "СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью "СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА"
Автор: Рязанкин Николай Сергеевич

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩАРязанкин Н. С.11 Рязанкин Николай Сергеевич - воспитатель учебного курсаФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской ФедерацииАннотация: статья предлагает к рассмотрению некоторые приемы создания педагогических условий с целью формирования социальных компетенций воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками, педагогическим составом училища и старшими партнерами внешнего круга общения: паритет в деятельности; способность к компромиссу; совместная ориентация на результат. Обозначены основные тенденции развития социальной ответственности в соответствии с возрастной периодизацией детей и подростков, а также рассмотрены принципы партнерского взаимодействияКлючевые слова: подростки, социальная ответственность, сотрудничество, педагогическая ситуация. COOPERATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON FORMATION OF A SOCIALLY RESPONSIBLE PERSONALITY OF A PUPIL OF THE SUVOROV SCHOOLRyazankin N. S.1 1 Ryazankin Nikolay Sergeevich - educator of the training course FEDERAL STATE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION "YEKATERINBURG SUVOROV MILITARY SCHOOL" OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATIONAbstract: the article offers for consideration some methods of creating pedagogical conditions for the purpose of forming social competencies of pupils in the process of interaction with peers, the teaching staff of the school and senior partners of the external circle of communication: parity in activity; ability to compromise; joint orientation to results. The main trends in the development of social responsibility in accordance with the age periodization of children and adolescents are outlined, as well as the principles of partnership interaction are considered.Keywords: teenagers, social responsibility, cooperation, pedagogical situation.УДК 37.032.2Самые важные и значимые экономические, социальные и политические вопросы всегда решаются только человеком, личностью, именно поэтому так значим и ценен человеческий потенциал, на котором и сконцентрировано внимание государства.Концепция социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года детерминирует вопрос о воспитании личности, самостоятельно принимающей решения, способной осознанно относиться к своей жизнедеятельности, принимающей социальную ответственность как достояние, имеющей серьезную убежденность в том, что поставленные задачи, поступки и действия несут благо для неё и других [4; 5]. Качество личности, включающее в себя осознанное отношение к своим решениям, действиям и поступкам на основе ценностей и доверительного отношения к миру, к деятельности и к самому себе, в современной психолого-педагогической литературе обозначается как социальная ответственность [2, с.33]. Чувство ответственности и сопричастности является универсальной характеристикой личности и развивается в течение всей жизни индивида. Основы социальной ответственности формируются в детстве, посредством эмоциональной поддержки одобряемых действий со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок приобретает навыки безопасного поведения и начинает проявлять внимание к эмоциональному состоянию близких.Дошкольный возраст продолжает эту тенденцию, но происходит значительное расширение зоны ответственности ребенка, так как в процессе взаимодействия с социумом, ребенок все чаще оказывается в ситуациях выбора. Наступает осознание «правильности» и «неправильности» поступков, отношения, размышлений. Всё более серьезным становится отношение к играм и межличностному взаимодействию в них.Учебная деятельность в младшем школьном возрасте выходит на один из ведущих планов в формировании чувства ответственности. Это проявляется прежде всего в отношении к учебной деятельности, выполнению заданий и поручений. Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что такой вид личностной ответственности как социальная ответственность устойчиво проявляется уже к в подростковому возрасту. Ответственность социальная – феномен, который предполагает неравнодушие к другим людям, внимательное отношение к их потребностям и стремлениям, умение сообразовывать свою деятельность с действиями других людей.Важным условием формирования социальных компетенций воспитанников суворовского училища является подключение суворовцев к паритетным партнерским отношениям со взрослыми. Печатные педагогические источники рассматривают партнерство как особый тип совместной деятельности (П.Н. Третьяков, О.Д. Никольская, И.А. Хоменко). Авторы обращают внимание на то, что партнерские взаимоотношения значительно отличаются и от дружеских, и от отношений, построенных на подчинении и зависимости. Указанный вид взаимоотношений относится к компромиссному типу. В данных отношениях результат достигается за счет слаживания согласованных действий участников. И здесь важны паритетность и дискреция сторон.В практической деятельности партнерство выражает себя в различных видах взаимодействия: управленческом, консультативном, коммуникативном, экспертном, проектном и других, в результате которых педагоги и воспитанники имеют возможность совместно, общими усилиями принимать решения и действовать в отношении совместной жизнедеятельности.Такая форма партнерства реализуется через разнообразные, в организационном плане, способы и формы взаимодействия: проектные коллективы и группы; совет вице-сержантов; форсайт-клуб и другие клубные объединения; конференции и консилиумы; творческие объединения; прелиминарии; переговорные студии и другие.Следует заметить, что партнерство – это прежде всего доверие и объединённость совместными целями и ценностями. И.А. Хоменко отмечает, что именно общие ценности выступают как наиболее значительный ресурс воспитательного потенциала [6].Именно в педагогической деятельности, в процессе партнерской деятельности и происходит максимальное включение воспитанников в социально зрелые, нравственно окрашенные отношения. Кроме того, партнерство предполагает и взаимную ответственность сторон, которые равных долях несут ответственность за результат.Сами принципы партнерских отношений и обеспечивают огромный существенный воспитательный ресурс в формировании социальной ответственности воспитанников:
  • обеспечение взаимной защиты и помощи;
  • принцип добровольности и самостоятельности при установлении взаимных обязательств;
  • обязательность исполнения договоренностей
  • принцип взаимной полезности и взаимной дополняемости;
  • чистосердечие партнеров по отношению друг к другу;
  • принцип согласования интересов на базисе компромисса и переговоров;
  • уважение к позиции партнера.
  • Постепенное и постоянное сопровождение воспитанников в такого рода деятельность активно стимулирует и обогащает их опыт социально ответственного поведения. Для воспитанников, которые начинают взаимодействие в рамках социального партнерства со взрослыми или со своими сверстниками очень значимым является их умение обратить на себя внимание как на личность, которая способна к совместной деятельности. В этот период происходит оценка собственных компетенций, способностей, анализ личных возможностей в контексте их позитивного вклада и помощи в общем деле. Вслед за оценкой следует поиск окружающих людей, которые заинтересованы и воплощают идентичные замыслы и дела.И следующим этапом должно быть вступление в коммуникативный контакт с выбранной группой людей.Педагогическое сопровождение неоценимо на этих этапах. Специально организованное педагогическое подкрепление и помощь помогут суворовцам пройти эти этапы более успешно и продуктивно.Осорина М.В., в своих исследованиях, отмечает, что учиться приемам учета интересов других людей – одна из задач возрастного развития подростков, которая может быть успешно разрешена путем включения подростков в партнерские отношения [3]. Необходимость налаживать партнерское взаимодействие со взрослыми и сверстниками существенно увеличивает рамки усвоения и накопления опыта согласования интересов и координации действий. Воспитанник в соответствии со своими интересами вступает в отношения с интересами взрослого сообщества. Безусловно, это оказывает большое влияние на развитие личности в целом и на развитие социальной ответственности в частности. Список литературы/References:1. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. … канд. пед. наук., О.Ю. Кожурова. – М., 2011. – 227 с. 2. Лаврентьева, О.А. Включение подростков школы в партнерские отношения как педагогическое условие формирования социальной ответственности в жизнедеятельности школы., О.А. Лаврентьева., Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016., № 2., С.33-36 3. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых., М.В. Осорина. – 6-е изд-е. – СПб., Питер, 2015. – 304 с. 4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]., URL: (дата обращения: 12.04.2013) 5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» [Электронный ресурс]., URL: (дата обращения: 15.09.15). 6. Хоменко И.А. Хоменко, И.А. К вопросу об экзистенциальном развитии ребенка как субъекта жизнедеятельности., И.А. Хоменко., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010., № 3.,С. 376-380.