Публикации
Профилактика агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии
Автор: Корнеева Лариса Фаридовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии
Автор: Корнеева Лариса Фаридовна
Министерство ПРОСВЕЩЕНИЯ РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»Факультет социальных коммуникаций и филологииПрофиль психология и социальная педагогикаПрофилактика агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапииИсполнитель:студентка 231/з группыКорнеева Лариса ФаридовнаРуководитель:Баженова Валентина Валерьевна,к. п. н., доцент каф. педагогики и психологииг. Глазов 2023СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии. ……………………………………………………………………………………..61.1.Понятие агрессивного поведения в психолого–педагогических исследованиях……………………………………………………………………61.2.Особенности агрессивного поведения подростков ……………………………………………………………………………………101.3.Понятие арт-терапии и ее виды ………...………………………………..12ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………...23ГЛАВА 2. Организация и результаты опытно – экспериментальной работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков посредством арт-терапии………………………………………………………………………252.1. Определение уровня агрессивности подростков на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы…………………………………….25ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….31ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..ВведениеАктуальность исследования. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, чувства подростка чрезвычайно напряжены, им характерны бурные неуправляемые реакции, перепады настроения, обостренная чувствительность с излишней самонадеянностью. Такая эмоциональная наполненность переживаниями часто вызывает у подростка психические перегрузки, что может перерасти в открытое агрессивное поведение, а также девиантное поведение. В свою очередь отклонения в поведении подростков способствуют усилению негативных эмоциональных состояний.Проблема агрессии является одной из самых популярных тем мировой психологии. О проблеме агрессивного поведения детей и подростков говорят сегодня и учителя, и воспитатели, и родители. Множество исследований учёных посвящены агрессии и агрессивности, формам и методам профилактики, коррекции, модификации агрессивного поведения.Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, - кризисное состояние экономики, культуры и образования - катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении [14, с. 28]. Изменения психических особенностей подростка происходят не самостоятельно, а под влиянием деятельности, которую он осваивает на данном этапе общения со своими сверстниками и взрослыми. И если в процессе общения подросток не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми психологи называют коммуникативными способностями, которые помимо желания вступать в контакт и знания норм и правил, включают и умение организовывать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации).Проблеме изучения агрессивного поведения человека уделено огромное количество как отечественных, так и зарубежных работ: Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л.С. Выготский, О.М. Зюбин, А.А. Реан и др). Проблемы девиантного поведения проанализированы в работах М.А. Ковальчук, Ф.Р. Зотовой, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, М.А. Мокаевой, А.В. Фокиной и других исследователей.В настоящее время наблюдается противоречие между существующей увеличением количества подростков с девиантным поведением, потребностью поиска эффективных способов коррекции агрессивного поведения подростков и небольшим выбором программ по коррекции девиантного, в том числе агрессивного, поведения подростков. Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность данного исследования и его проблему: Как обеспечить профилактику агрессивного поведения подростков посредством арт-терапии?Применение различных видов искусства в оздоровительных и коррекционно-развивающих целях представляет большой интерес. Результаты современных исследований убедительно доказывают, что лечение искусством или арт-терапия имеет огромный потенциал, который может быть успешно использован в психологической коррекции и реабилитации. Таким образом, проблема определила выбор темы курсовой работы «Профилактика агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии». Цель данного исследования: исследовать воздействие арт-терапии на профилактику агрессивного поведения подростков. Объект исследования – агрессивное поведение подростков.Предмет исследования – арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения подростков. Задачи исследования:- изучить и проанализировать отечественную и зарубежную литературу по исследуемой проблеме; - разработать и апробировать арттерапевтические методы по профилактике агрессивного поведения подростков;- разработать рекомендации педагогам и родителям по профилактике агрессивного поведения подростков.Методы исследования: 1) теоретический метод (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта работы педагога психолога);2) эмпирические методы: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент; 3) диагностические методы - проективная методика на выявление агрессии «Хэнд-тест» Вагнера);4) методы качественной и количественной обработки эмпирических данных: математическая статистика U-критерий Манна-Уитни.База исследования: МБОУ СОШ №16 города Глазова. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов в возрасте от 12 до 13 лет.ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики агрессивного поведения подростков посредством технологии арт-терапии.1.1. Понятие агрессивного поведения в психолого–педагогических исследованияхАнализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что существует множество определений агрессивности, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессивности как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Многие авторы разводят понятия агрессивности как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или вреда личности или обществу». Давая определение агрессивности, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как физической действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) [1, c.26]. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разно уровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта. Наиболее общим определением агрессивности является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессивности используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Согласно А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, любви и войны. Агрессивное или, выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Более того, по А. Адлеру, всякое контр принуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной и бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессивности. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни.Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку [18, с. 219]краж и определяются различными психологическими и социальными факторами. Фрустрационная теория. Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фруструцию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессивности в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессивности со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Такое же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивают низкую степень враждебности. В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками.Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения детей является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских про социальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития. ВыводыПричины формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.1.2.Особенности агрессивного поведения подростков.Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.Такое поведение может свидетельствовать о генетической природе агрессивности.Существует теория, согласно которой агрессивность - черта, присущая человеку от природы как инстинкт или потребность.Однако не все ученные думают так. О том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не с биологией, а с типами человеческой культуры, наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что возникновение и развитие агрессивности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая общественная среда, малая группа.Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации и др.Данные современной науки показывают, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Кроме этого на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.То есть, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.1.3.Понятие арт-терапии и ее виды.В ритме современного мира наша психика испытывается стрессами и проблемами. Даже люди, которые имеют «стальные» нервы, не всегда способны выдержать нагрузку окружающей действительностью. Какой же выход?Сегодня существует множество методов профилактики или нивелирования последствий стрессогенных факторов. В основном это терапевтические методы, используемые специалистами в области психологии. Но существует ряд методик, которые с легкостью можно выполнять в домашних условиях. Одна из них – это арт-терапия.Арт-терапия – это разновидность психокоррекционной и психотерапевтической помощи, основанная на использовании изобразительного искусства с целью улучшения психоэмоционального состояния человека. Также данный метод может применяться в диагностике психических состояний и особенностей психики личности в целом. Дословно «Арт-терапия» переводится как лечение искусством.Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: Любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Задачи арт-терапии:1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Арт-терапия применяется:при психологических травмах, потерях, посттравматическом стрессовом расстройстве, что является актуальным в послевоенное время; кризисных состояниях; внутри - и межличностных конфликтах; при развитии целостности личности; Таким образом, не стоит доводить психическое состояние до крайней точки. Арт-терапию можно использовать как метод профилактики.На современном этапе это один из самых распространенных и простых методов терапии, который доступен даже людям без психологического образования.К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид арт-терапевтической коррекции.Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях.Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.Понятие арт-терапия ввел в употребление художник А. Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (рисунок, скульптура) выражает его неосознаваемые психические процессы. Обращение к психоаналитической теории позволило зарубежным арт-терапевтам обосновать механизмы терапевтической экспрессии, а также роль отношений клиента со специалистом. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что терапия искусством является наиболее подходящим методом коррекции для работы с несовершеннолетними. Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд и Е. Кейн. Эти авторы рассматривают творческую деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики.Отечественный опыт применения арт-терапии отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной. М.Ю. Алексеева рассматривает различные варианты использования арт-терапии педагогами. Она приводит включение элементов арт-терапии в конкретный урок в качестве развивающего средства обучения. Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. А.В. Гришина предложила программу развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается в работах Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской. Они попытались обобщить опыт применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии.Рассмотрим существующие формы арт-терапии:- активная – клиент сам создает продукт творчества: рисунки, скульптуры, сказки и т.д.;-пассивная – клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения;- смешанная – клиент использует имеющиеся произведения искусств для создания своих продуктов творчества.Спектр возможностей арт-терапии очень широк:- направлена на решение психологических проблем;- может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего пола, возраста, социального статуса;- помогает устанавливать отношения между людьми, т.к. с помощью искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других;- позволяет познавать себя и окружающий мир – в творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового;- развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты, реализовать свой внутренний потенциал;- является хорошим способом социальной адаптации: - в арт-терапии, в основном, используются средства невербального общения, это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.Существует два основных подхода в арт-терапии:1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. Психолог стимулирует клиентов доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью других.2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт-терапия служит дополнением к другим терапевтическим методам. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию. Психологом поощряются свободные ассоциации клиентов и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.Рассмотрим самые распространенные виды арт-терапии:Музыкотерапия Библиотерапия Драмотерапия Игротерапия Изотерапия Маскотерапия Коллаж Песочная терапия Цветотерапия Сказкотерапия Фототерапия Глинотерапия Разберем каждый вид подробнее.Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.Драмотерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, , чувства, внимание, . Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей. Чаще всего изотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями; оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается названиеМонотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты — любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).Это далеко не полный перечень видов, он постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами.Каждый из них может использоваться на различных этапах психотерапии, а также не имеет ограничений в средствах выражения и уровня подготовки.Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с выражением собственные переживаний.При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.Человек часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса. Данный вид также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд. Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и , создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с подростками с агрессивным поведением. Арт-терапия — это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод профилактики и корекции агрессивного поведения. Выводы по 1 главе.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психологического и физиологического созревания, в том числе и полового, которое и является причиной многих психофизиологических отклонений. Происходят изменения во всех сферах подростка: мышления, социальной жизни и самопознания. В когнитивной сфере происходит развитие способностей к абстрактному мышлению. В социальной жизни взаимоотношения со сверстниками выходят на первый план, в то время как семья отступает на второй. Параллельно происходит процесс взросления и в сфере самопознания происходит становление психоидентичности.Для подростков с агрессивным поведением характерно наличие таких черт характера, как страхи, раздражительность, подозрительность, крайняя самооценка, акцентуации характера. Также во внимание берется и гендерная принадлежность, так как агрессивность у девочек и мальчиков проявляется по-разному.Большими возможностями в профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков обладает арт - терапия. Именно в таком методе работы включается и тело, и мысли, и переживания, а также личный опыт. Он может быть как положительным, так и отрицательным, но в любом случае опыт проигрывается, что не может не нести положительного эффекта на личность. Подросток, играя роли в своих или чужих ситуациях, может примерить и усвоить определенный тип поведения в конфликтной ситуации, понять свои возможности и ресурсы для преодоления своих каких-либо личных проблем. Глава 2. Организация и результаты опытно – экспериментальной работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков посредством арт-терапии.2.1. Определение уровня агрессивности подростков на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.Для определения содержания комплексного подхода к проблеме организации коррекционной работы по снижению агрессии у детей подросткового возраста была организована опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №16 города Глазова. В исследовании приняли участие 45 подростков учащиеся 6-х «б» и «в» классов в возрасте от 12 до 13 лет.При анализе результатов тестирования было выявлено, что общий уровень агрессии был выше у 6 «б» класса. Отсюда были определены экспериментальная (6 «б» класс) и контрольная (6 «в» класс) группы. В эксперименте принимали участие педагог-психолог, подростки и их родители.Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего этапа. Констатирующий эксперимент заключался в проведении сбора результатов тестировании с целью определения уровня агрессии у детей подросткового возраста.Исходя из цели, были выделены основные задачи, решаемые в ходе эксперимента, а именно:- подобрать методику изучения уровня агрессии, соответствующие возрасту детей;- разработать методы, приемы, формы организации коррекционной работы по снижению агрессии у детей подросткового возраста.Для решения констатирующего эксперимента была использована психодиагностическая проективная методика «Тест руки Вагнера (Hand test)». Тест руки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Стимульный материал состоит из девяти стандартных изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относится к одной из 11 категорий: «агрессия», «указание», «страх», «эмоциональность», «коммуникация», «зависимость», «демонстративность», «увечность», «активная безличность», «пассивная безличность», «описание». Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку, — 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. Ответы, относящиеся к категориям «агрессия» и «указание», рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Категории ответов: «страх», «эмоциональность», «коммуникация» и «зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна. Ответы, относящиеся к категориям «демонстративность» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения. Категории «активная безличность» и «пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно. Суммарный балл агрессивности вычисляется по формуле: А = (агрессия + указание) - (страх + эмоциональность + коммуникация + зависимость).Обрабатывая результаты проективной методики «Хэнд тест» (приложение 1), выявили, что общее количество подростков, получивших результат со знаком «+», составило 21 человек. Самый большой показатель был равен 6. Чем выше данное значение, тем более высокий уровень агрессии, которое может проявить подросток. Количество респондентов, которые получили результаты со знаком «-» составило 22 человека. Самый меньший показатель с отрицательным знаком был равен -6. Более низкое значение говорит о том, что человек проявляет агрессию очень редко, и, как правило, она не несет деструктивного смысла. 2 человека получили нейтральные результаты, то есть общая сумма агрессивности была равна 0. Показатели уровня агрессивности отдельно по группам представлены в таблице 1 и на диаграмме 1. Таблица 1.Уровень агрессивности подростков по проективной методике «Хэнд тест» на констатирующем этапе Диаграмма 1.Проективная методика «Хэнд тест» Вагнера В приложении 1 представлен подсчет ранговых сумм по выборке учащихся 6 «б» и «в» классов.Ранговые суммы учащихся составляют: 6 «б» – 533,5; 6 «в» – 501. По уровню агрессивности более «высоким» рядом оказываются респонденты 6 «б» класса. Именно на эту группу приходится наибольшая ранговая сумма: 533,5.Выдвинем гипотезы: Hо: группа учащихся из 6 «б» не превосходит группу учащихся из 6 «в» по уровню агрессивности.Н1: группа учащихся из 6 «б» превосходит группу учащихся из 6 «в» по уровню агрессивности.Определим эмпирическую величину. Uэмп = (22х23) + [(23х(23+1))/2]-533,5= 248,5. По таблице определим критические значения.Uкр.= 180 (p≤ 0 ,05), 150 (p≤ 0,01)Полученное значение Uэмп попало в зону незначимости, следовательно, принимается гипотеза Hо о сходстве, а гипотеза Н1 о наличии различий отклоняется. Ответ: группа учащихся 6 «б» не превосходит группу учащихся 6 «в» по уровню агрессивности. Таким образом, мы доказали, что различия по уровню агрессивности между экспериментальным 6 «б» классом и контрольным 6 «в» классом не значимы. Полученные данные проведенного диагностического исследования показывают, что 6 участников (что составляет 13% от общего количества участников констатирующего эксперимента) по всем проанализированным показателям демонстрируют высокий уровень агрессивности. Данные подростки нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов. С этой целью была разработана коррекционная программа агрессивного поведения подростков посредством арт-терапии. 2.2. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике агрессивного поведения подростков.Рекомендации родителям: 1. Спокойно и с пониманием относиться к невысокой агрессии подростка.2.Установить с ребенком обратную связь с помощью приемов: констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно»; констатирующий вопрос: «Ты злишься»; раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь меня обидеть?»; аппеляция к правилам: «Мы же с тобой договаривались!». 3. Контролировать собственные негативные эмоции. 4. Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, а не в момент обострения. 5. Сохранять положительную репутацию ребенка в семье, публично минимизируя вину подростка. 6. Сотрудничать с подростком, разговаривать, задавать вопросы, интересоваться его мнением, помогать в принятии решения. 7. Помочь подростку найти пример для подражания. 8. Расширять кругозор подростка, создавать ощущение полноты, заботиться о духовной жизни ребенка. 9. Уважать личность в ребенке, считаться с его мнением, воспринимать всерьез его чувства. 10. Хвалить ребенка за его старательность. Рекомендации педагогу: 1. Вовлечь подростков в социально одобряемую деятельность. Психолого-педагогический смысл этой деятельности для подростка в том, что, участвуя в ней, он приобщается к делам общества, занимает определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. 2. Помочь войти в большие группы детей по интересам, примерно, в количестве 20–30 человек. Это позволит ему научиться вести себя в группе сверстников, принимать групповое решение, согласовывать мнения. 3. Создать участие педагогов в бытовых работах подростков. Такой подход укрепляет качественное отношение подростка, как самому себе, так и к окружающим авторитетным педагогам, взрослым людям. 4. Провести педагогам различные воспитательные и культурно- просветительские мероприятия, соревнования актуальные для подростков. 5. Выяснить причины агрессивности в доверительной, индивидуальной беседе с подростком, продолжительность которой должна составлять с детьми до 12 лет — тридцать минут, с подростками старшего возраста — до 60 минут. 6. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творчества). Творчество дает возможность выразить себя, свое состояние, свои чувства, отреагировать их. В приложениях представлен ряд арт-терапевтических техник, игр и упражнений, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и совместную деятельность. Многие из них могут быть использованы при профилактической работе с агрессивными детьми и подростками.Выводы по второй главеВо второй главе нашей работы мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было определение уровня развития агрессивности у подростков.Констатирующий эксперимент проведен по проективной методике «Тест руки Вагнера (Hand test)»;С помощью этой методики получилось определить показатель уровня агрессивности подростков. Для профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков разрабатывались рекомендации для родителей и педагогов, арт – терапевтические методики и упражнения, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и совместную деятельность.Как говорилось в первой главе, необходимо понимать, что агрессия может быть как положительной, так и отрицательной. Агрессия положительна тогда, когда может способствовать лучшей адаптации или защите от внешней угрозы, сохраняя психическое здоровье подростка. Задача родителей и педагогов – научить агрессивного подростка контролировать свое поведение. ЗаключениеТеоретический анализ проблемы позволил определить, что подростковый возраст – один из самых сложных. Подростки обращаются за консультацией к психологу в следующих случаях: учебные проблемы, поведенческие и коммуникативные трудности, трудные ситуации и экзистенциальные проблемы. Особенно остро в современном мире стоит проблема психологической помощи подросткам с эмоциональными проблемами, выражающиеся в проявлении высокого уровня агрессивности. Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков: эндокринный взрыв, органические поражения головного мозга, отношение к подросткам взрослых.Таким образом, наиболее эффективным способом профилактики и преодоления агрессивного состояния у учащихся подросткового возраста являются коррекционные занятия с использованием методов арт-терапии, которые способствуют развитию умения находить решения в нестандартных ситуациях, способствуют снятию психологического и мышечного напряжения.Список использованной литературы:Бэрон, Р. Агрессия / Бэрон Р., Ричардсон Д. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 352 с. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств / Гилинский Я. И. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 520 с. Гребенщикова, Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение / Гребенщикова Л. Г. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 19. - С. 63. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения / Егоров А. Ю., Игумнов С. А. - Петербург: Речь, 2010. – 398 с. Егоров, А. Ю. Нейропсихология девиантного поведения / Егоров А. Ю. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 224 с. Злоказов, К. В. Исследование деструктивного поведения личности / Злоказов К. В. // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора : материалы второй междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-22 марта 2008г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». - Екатеринбург, 2008. - 264 с. - С. 38. Змановская, Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) / Змановская Е. В. – Москва 3: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с. Карпунова, Н. М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье / Карпунова Н. М. // Дефектология. - 2009. - № 5. - С. 64. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва : Владос-пресс, 2010. – 286 с. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / Копытин А. И., Свистовская Е. Е. – Москва : Когито-Центр, 2007. - 197 с. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире) / Короленко Ц. П., Донских Т. А. - 2-е изд. – Москва, 1997. – 224 с. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии. – Москва ; Санкт-Петербург, 2011. – 333 с. Кулешова, А. В. Категории жизни подростков: субкультуры, агрессия, любовь / Кулешова А. В. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 2. - С. 236-253. Нехорошева, И. В. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению / Нехорошева И. В., Зубов В. Н. // Вопросы психологии. - 2009. - №5. - С. 28. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. – Москва : Академический Проект, ОППЛ, 2003. - 880 с. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / под ред. И. И. Соковни. – Москва : Просвещение, 2009. – 157 с. Раттер, М. Помощь трудным детям / Раттер М. ; под ред. А. С. Спиваковской. – Москва : Прогресс, 1987. – 420 с. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Фромм Э. ; пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. – Москва : Академия, 2010. – 618 с. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – Москва : Владос, 2011. – 351 с. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Шнейдер Л. Б. – Москва : Академический Проект ; Трикста, 2011. – 336 с. Приложение 1.Подсчет ранговых сумм показателей уровня агрессии, полученных на констатирующем этапе при помощи проективной методики «Хэнд тест» ВагнераОбщая сумма рангов: 533,5+501=1034,5Расчетная сумма: 45х24= 1040 Приложение 2Домашний арт-терапевтический сеанс для профилактики агрессивного поведения подростков.Используя данный вид психотерапии, не ограничивайте себя в самовыражении.Вы можете сами решать, какие средства использовать, главное - это «выплеснуть» психологическую проблему, тем самым сбросить груз, которым она вас давит.Важно правильно выбрать вид деятельности для достижения максимально положительного результата:При переутомлении рисуйте цветы. Чувствуете боль – займитесь лепкой или скульптурой. Проявления агрессии поможет преодолеть рисования линий. Пришло унынье – все пространство бумаги зарисуйте различными яркими красками. Если сниженное настроение – нарисуйте огромную радугу, используйте яркие краски. Имеете фобию или немотивированный страх – вяжите макраме, создайте аппликацию из тканевых лоскутков. Тревожное настроение прогоните, сделав куклу-мотанку. Ярость и возмущение выплесните, порвав газету или бумагу на мелкие кусочки, по желанию, можно сжечь. Если вы за что-то сильно переживаете – займитесь оригами. Отдельным случаем является невозможность расстаться с мыслью, или чувствами к человеку, тогда сделайте бумажный самолетик, напишите на нем проблему и выпустите в окно. При длительном напряжении – рисуйте узоры, или включите спокойную музыку. Не удается вспомнить важную информацию – поможет рисование лабиринтов. Есть недовольство жизнью – сделайте репродукцию картины. Отчаяние преодолеет рисования дорог и тропинок. Понять себя и свое внутренние состояние поможет рисование мандалы. Нужно быстро прийти в тонус и восстановить силы – нарисуйте пейзаж. Важно понять свои чувства – рисуйте автопортрет. Хотите запечатлеть в памяти свое настроение или состояние в данный момент – нарисуйте разноцветные пятна. Нужно систематизировать мысли и навести порядок в голове – поможет рисование сот, квадратов или ромбов. Нужно разобраться в своих желаниях и планах на будущее – создайте коллаж. Сконцентрироваться на решении проблемы поможет рисования точек. Не удается найти оптимальный выход из ситуации – рисуйте круги и волны. Чувство внутреннего застревания преодолевается рисованием спиралей. Имеете цель, но нет концентрации - рисуйте мишени. Независимо от вида, который вы выбрали, важно иметь правильный настрой и полностью отдаться выполнению методики. Можно сочетать несколько методов, например, во время рисования включите музыку.Приложение 3Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.Продолжительность — 15-20 минут.Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.Как выполнять:Положите перед собой бумагу; Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите; Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе; Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства). Список привычек для счастья:Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения; Утренняя зарядка; Фитнес; Прогулка в парке; Чтение книги; Любимая музыка; Массаж; Общение с друзьями; Общение с семьей; Отдых на море; Поездки за город; Посещение театра, концерта, музея; Занятие благотворительными делами; Дарение себе приятных подарков; Высыпаться. После завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:Что Вы чувствуете в настоящий момент? Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня? Упражнение «Раскрась свое физическое состояние»Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость?После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.Упражнение — медитация квадрат 9х9 «Зентангл»Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.Рисунок можно усложнить, например, нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.Или изобразить волнистые линии.10 простых упражнений по арт-терапии для релаксацииЧтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.Нарисуйте свои хорошие черты характера; Изобразите себя в виде животного; Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки; Нарисуйте свое детское воспоминание; Изобразите свой собственный герб; Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни; Разукрасьте камень или кирпич; Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них; Создайте собственную интерпретацию известной картины; Рисуйте свои мечты. Упражнение «Мандала счастья» — путь к себеМанадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга.Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс.Как нарисовать мандалуВам понадобится циркуль, транспортир, линейка.Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров.Полезное видеоДокументальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?Приложение 4Арт-терапевтические методики в преодолении агрессивности у подростковПри работе с агрессивными подростками арт-терапевтические методики эффективно используются. Использование арт-терапевтические технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь эмоциональному и интеллектуальному развитию.Существуют различные методики арт-терапии при индивидуальной и групповой работе с подростками.Изотерапия. Подросткам предоставляются на выбор разнообразные материалы: бумага разного формата, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти. Используются такие упражнения:? Сейчас вы будете в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые вы испытывали, когда смотрели на него.? Нарисуйте, что вы делаете, когда сердитесь; что заставляет каждого быть сердитым.? Изобразите место, которое делает вас счастливыми.? Нарисуйте себя: как выглядишь сейчас, как бы хотел выглядеть, когда станешь старше; когда состаришься, когда был младше.? Нарисуйте, как вы обращаете на себя внимание; каким образом добиваетесь того, чего хотите; что вы делаете, когда ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество.? Нарисуйте: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.? Нарисуйте вещи, противоположные друг другу: слабый - сильный; счастливый - несчастный, печальный - веселый; любить - не любить; хороший - плохой; счастье - несчастье; доверие - подозрение; отдельно - вместе».Песочная терапия. Механизм психокоррекционного воздействия - установление связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями Я, их интеграция в сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической целостности.Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и в среднем 50-60 минут.1. Демонстрация песочницы.2. Демонстрация коллекции фигурок.3. Создание своего мира, своей картины в песочнице.Основные вопросы психолога:* Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?* Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?* Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?4. Обсуждение песочной картины.В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления.Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.Музыкальная терапия. Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.Методика «Музыкальные каракули». Эту технику можно использовать как инструмент снижения напряжения, агрессивности, развития ценных социальных качеств - терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Психолог предлагает клиенту поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто продолжать фрагмент, начатый предыдущим участником.Психолог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, понравившимся подростку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, подталкивающая ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны.Первый этап (для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.Второй этап. Психолог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать упражнение, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз.Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Психолог дает положительную оценку творчеству подростков, и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.Методика «Свободный танец». Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.Методика «Спонтанное рисование под музыку». Подросткам предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка - яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в минуту.Фототерапия. Фототерапия основана на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии - создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб: Речь, 2006. - 160 с.Просмотр и создание слайдов с объектами природы - цветов, насекомых, животных, - выполненных с использованием макросъемки, и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее гармонизирующее и развивающее воздействие. Особой силой обладают коллективно-творческие музыкально-слайдовые композиции, в создании которых может участвовать целая группа.