Публикации Доклад на тему: "Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся на уроках технологии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на тему: "Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся на уроках технологии"
Автор: Федосеев Александр Васильевич

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат13.02.2023г.ДокладТема: "Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся на уроках технологии"учитель: Федосеев Александр ВасильевичВ современной школе учитель должен не только научить ученика учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. И в этом нам должны помочь цифровая образовательная среда. Использование ЦОС значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку, позволяет организовывать новые виды учебной деятельности, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения. Превращает уроки в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, повышает мотивацию обучающихся к процессу учения. Использование цифровой образовательной среды на уроках технологии раскрывает перспективы использования активно-деятельностных форм обучения, и тем самым изменения роли учителя и ученика. По моему мнению самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы, в которых учебный материал представлен различными способами: с помощью видео, фото, графики, текста, звука и анимации. Значит можно сказать, что для лучшего усвоения материала используются все виды восприятия, а значит, закладывается основа мышления и практической деятельности ученика. Мультимедиа ресурсы создают принципиально новые возможности для усвоения материала, но все-таки нельзя исключать из процесса обучения ни учителя, ни учебники.На уроках технологии и во внеурочной деятельности, обучающиеся осваивают материал в игровой форме с использованием электронных образовательных ресурсов не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности, которая придает образовательному процессу личностный характер, то есть реализуется как личностно – деятельностный подход в обучении.Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Иначе это инструменты, которые уже есть у нас: ·электронные журналы и дневники;·платформы для получения и обмена информацией;·сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;·инструменты для создания проектов и презентаций;·платформы для выполнения заданий в режиме онлайн. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. При подготовке к уроку думаем как пробудить у ученика интерес к дальнейшему изучению материала, не затормозить желание получения новых знаний. А что же такое познавательный интерес? Познавательный интерес проявляется в  активности и  внимании детей  на  уроках,  в их эмоциональных  реакциях,  в  вопросах  учителю,  в  чтении  дополнительной  литературы и т д. Интерес является   основным   стимулом   деятельности ученика, его развития, обучения. В современной школе одним из действенных способов активизации познавательного интереса является использование  на уроках  цифровых образовательных ресурсов.Сейчас  большинство  учащихся свободное время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью. Если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с Социальными сетями, то сегодня дети стали интересоваться возможностями получения образования в сети.Вовлечь в процесс обучения современных учеников без естественной для него среды, становится сложнее. Но мы то знаем что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Для учителя технологии  электронная   среда   даёт   наибольший   эффект   при использовании:
  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
  • повышается наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт использования всего богатства электронной среды;
  • в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;
  • при выступлении на педсоветах, методических объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной информацией, и т.д.
  • Обучающимся электронная среда дает:
  • доступ к электронному образовательному контенту;
  • обучение в комфортной цифровой среде;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектноисследовательской деятельности;
  • формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций и т.д.
  • Мультимедийные объекты могут быть использованы на всех этапах урока:
  • этап актуализации субъективного опыта учащихся;
  • этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  • этап первичной проверки понимания изученного;
  • этап закрепления изученного;
  • этап обобщения и систематизации;
  • этап контроля и самоконтроля;
  • этап коррекции знаний.
  • Из цифровых образовательных ресурсов по школьному предмету технология, подготовленных за последние несколько лет, можно выделить электронную библиотеку «Технология». Ее авторы – коллектив ученых и специалистов по программированию (главный консультант - Кожина О.А., заведующая лабораторией средств обучения для технологического образования ИСМО РАО). Учебное электронное издание «Технология» входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено дляприменения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д. Данное электронное издание ориентировано на содержание предмета технология, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету. По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Хорошими помощниками для учителя стали различные образовательные платформы.Трудовое обучение не считается таким важным предметом, как, например, математика или русский язык, поэтому обучающие и методические материалы появляются в образовательной среде , к сожалению, в последнюю очередь. В своей работе на уроках технологии и во внеурочной деятельности я пытаюсь использовать такие известные образовательные порталы:«Российская электронная школа» Это интерактивные уроки по школьному курсу с 1по 11класс, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное общее образование. Здесь можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить тему. Это возможность для учителей побывать на уроках коллег, перенять опыт или подобрать к своим урокам дидактические и методические материалы.«Российская электронная школа»– это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к общему образованию.Это платформа, где есть уроки технологии, но эти уроки предназначены для общеобразовательных школ. В коррекционных классах можно использовать лишь отдельные элементы предлагаемых уроков по некоторым темам. YouTube На youtube.com размещены видеоуроки, по многим школьным предметам, в том числе и для уроков трудового обучения. По отдельным темам можно найти видео на 5-10 минут.Учи.ру. Здесь выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе, что позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений. Можно отследить, что пройдено, в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток, а главное - автоматически выставляется оценка. На этой платформе «Трудового обучения» и «Технологии» пока нет.Яндекс учебник. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников. Проверять задания не нужносистема делает это автоматически. На сегодняшний день эти порталом могут пользоваться только учителя математики, русского языка, музыки и информатики, но не учителя технологии и трудового обученияИнтерактивная рабочая тетрадь Skysmart. Предмета «Трудовое обучение» здесь нет. Есть предмет «Технология». Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательных школ. Для обучающихся коррекционных школ эти задания слишком сложные.Мессенджеры:Discord это мессенджер видеоконференций для использования различными сообществами по интересам, наиболее популярен у геймеров и учащихся. Удобный для онлайн уроков. Можно разговаривать с учениками и показывать наглядный материал (презентацию).Viber («Вайбер»)приложение-мессенджер, позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и голосовые звонки через интернет, отправлять текстовые, голосовые и видео сообщения, документы, изображения, видеозаписи.ZOOMплатформа для проведения онлайн-занятий при дистанционном обучении, для видеоконференций. В школе в основном используется для проведения родительских собраний, пед. советов при дистанционной работе преподавателей. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.WhatsApp американский бесплатный сервис обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи, принадлежащий компании Меta. Она позволяет пользователям отправлять текстовые и голосовые сообщения, совершать голосовые и видеозвонки, обмениваться изображениями, документами, местоположением пользователя и другим контентом.Telegram - приложение-мессенджер, позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и голосовые звонки через интернет, отправлять текстовые, голосовые и видео сообщения, документы, изображения, видеозаписи.Помимо цифровых образовательных платформ практически на каждом уроке я использую интернет, если возникают вопросы по изучаемым темам. Надо не просто ответить на вопросы, но и доступно и быстро объяснить. В этом часто помогает изображение или видео на компьютере. Часто выбор поделки по теме урока ученики делают из вариантов, которые я нахожу им заранее и показываю на экране. Не каждый ученик может красиво рисовать, а варианты для рисования, выжигания или аппликации мы рассматриваем и выбираем, разглядывая подобные готовые работы. При изучении новых тем я использую заранее подготовленные презентации по темам. Презентаций для наших учеников с ОВЗ практически невозможно найти на просторах интернета, поэтому приходится делать их самому, либо переделывать под особенности наших учащихся уже готовые презентации.  Использование   цифровой образовательной среды   позволяет:  сделать   урок   более   результативным,   чем   при использовании традиционных методов. Сделать подготовку   к   любому   уроку   с   использованием   ИКТ -  творческим процессом как для учителя,   так   и   для   ученика.  Вывод:Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.Применение   цифровых   образовательных   ресурсов   на уроках – это эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Поэтому вся эта работа с использованием цифровой образовательной среды повышает познавательный интерес обучающихся на уроках технологии.