Публикации Картотека дидактических игр по развитию словаря «Домашние животные»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр по развитию словаря «Домашние животные»
Автор: Баскакова Оксана Ивановна

Картотека дидактических игр по развитию словаря Д омашние животные
Кто как голос подает? Карточка № 1
Цель: обогащать глагольныйсловарь по теме, развивать память и речь детей.
Игровой материал:карточки с изображением домашних животных, игрушка кукла.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла в гости кукла. Ей сказали, что наши детки не знают, какими голосамидомашние животные разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздамкартинкис изображенными на нихдомашними животными. Кукла к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ей, как разговариваетживотное.
Слова для обогащения словаря:
собака – лает
корова – мычит
кошка – мяукает
лошадь – ржет
коза – блеет
баран - бекает
Один-много Карточка № 2
Цель: обогащатьсловарьдетей существительными множественного числа по темеДомашние животные.
Игровые правила: найтикартинку по названию(одноживотное, подобрать пару к этойкартинкепару с большим количеством(много)изображения этихживотных, назвать изображения.
Игровой материал: кукла Даша.
Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Дашу, говорит: Даше подарили игруОдноживотное – много животных, ей надо найтикартинкис одинаковым изображениемживотных. Например: одна корова – много коров.
Слова для обогащения словаря:
Корова – много коров; Теленок – много телят;
Кошка – много котят Собака – много собак;
Коза – много коз; Лошадь– лошади – много лошадей;
Баран – бараны – много баранов;
Кролик – кролики – много кроликов.
Домашние животные и их детеныши Карточка № 3
Цель: формированиесловаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышейживотных, закрепление навыковсловообразования,развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либодомашнее животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этогоживотного.
У коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
Скажи ласково Карточка № 4
Мячик маленький поймай, дасловечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов,развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первоеслово(например, корова, а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второеслово(коровка).
Чья голова? Карточка № 5
Целью игры является расширениесловарядетей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждениякартинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторенияслов в игровых ситуациях.
В ходе игры я, бросая мяч кому-либо из детей,говорила:У коровы голова., а ребенок, бросая мяч обратно,заканчивает:. коровьяи т. д.Примеры: у кошки — кошачья, у кролика — кроличья, у лошади — лошадиная, у собаки — собачья, у овцы — овечья. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА ТЕМУ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Животные зимой
Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней.
(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку)
Зеленый лужок
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот: На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.
При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно.
У кого какая шуба?
Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их шуб.
Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы – Удивительной красы.
Шуба белая у зайца, У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди И погода хмурая. (Качают головой из стороны в сторону)
Голодная мышка
Дети загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка.
Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины, И сушеные грибы.
Целый день она жевала, Но все мышке было мало!
Заячьи прятки
(Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайчата)
Первый зайчик под листочком, А второй забрался в бочку.
Третий заинька косой Сидит тихо за сосной.
На пеньке сидит четвертый. Пятый на бревно залез,
С бревна спрыгнул и исчез.
Серый волк
Волк серый, зубастый,(Сгибают и разгибают согнутые пальцы)
По полю рыщет, (Ходят пальцами по столу)
Добычу себе ищет.
Как найдет, (Зажимают пальцы в кулаки)
Волчатам отдает.
Лесное население
Животных следы мы как книгу читаем.(Ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем: (Закрывают книгу)
Вот лисьи следы, (Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных).
Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лесу население! (Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
Белочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть. Выставить пять пальцев.
Одна куда-то подевалась, Спрятать руку за спину.
Четыре белочки осталось. Выставить четыре пальца.
А теперь скорей смотри – Спрятать руку за спину.
Их уже осталось три. Выставить три пальца.
Ну и ну, какая жалость, Спрятать руку за спину.
Только две у нас осталось. Выставить два пальца.
Эта новость так грустна – Спрятать руку за спину.
Осталась белочка одна. Выставить один палец.
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали Спрятать руку за спину.
Лиса
Лиса, лисонька, красавица, Потирают руки
Всем она очень нравится. Хвост пушистый, Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами, поворачивая их, поглаживают пальчики.
Мех золотистый.
По лесу важно бродит, Ходят пальцами по столу.
Страх на зайцев наводит Стучат пальцами по столу.
Зайчата
Вот встречаются зайчата:
Как согреться нам, ребята? Указательный и средний пальцы – ушки, остальные в кулак
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться. Тереть тыльные стороны ладоней друг о друга.
Зайчик
Жил-был зайчик, Длинные ушки, (Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – ушки)
Отморозил зайчик Носик на опушке. (Поглаживают указательный и средний пальцы)
Отморозил носик, Отморозил хвостик (Поглаживают безымянный палец и мизинец)
И поехал греться (Растирают ладони)
К ребятишкам в гости. (Сжимают и разжимают кулаки)
Там тепло и славно, волка нет.
И дают морковку на обед! (Стучат пальцами по столу)
Белка
Скачет белка-шалунишка,(Бегают пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки (Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко (Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку (Бегают пальчиками по столу)
Белочка
Сидит белка на тележке, Сидит белка на тележке, (Хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки: Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому –
Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку (Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Ира и еж
Ира просит: Ежик, еж, Дети двумя ладонями подзывают жестом к себе.
Ты мне платьице сошьешь? Имитируют движение иглы при шитье.
Еж ответил из-под елки: Кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.
Ниток нет – одни иголки! Вращают указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставляют их вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак.
Зайчик
Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик. (Указательный палец правой руки прыгает по раздвинутым пальцам левой руки вверх и вниз)
Вниз скатился, повернулся (скатиться на ладошку, варим кашу)
И опять назад вернулся. (Вернуться на пальчики)
Снова с пальчика на пальчик (Повторить первые движения – прыжки) Скачет зайчик, скачет зайчик!
Дремучий лес
В лесу дремучем растут елки (Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка)
И бродят злые-злые волки. (Показать клацающую пасть)
Бывает зайка пробежит, (Показать ушки зайки)
И ветка елки задрожит.
Бывает мишка косолапый (Пальцы рук полусогнуты – лапы)
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок, (Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка)
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок (Пальцы рук сложены в клубок)
Кто в лесочке живет?
Кто в лесочке живет? (Переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой – старый крот, (Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
За горой – лисенок, В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка, На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимать и разжимать кулачки).
Будем пальцы загибать.