Публикации «Здравствуй, Зимушка – зима»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Здравствуй, Зимушка – зима»
Автор: Хохлова Татьяна Николаевна

Занятие в школе будущего первоклассника Развитие речи: «Здравствуй, Зимушка – зима»Цели:- дать представление о зиме как о времени года;- обобщить знания о зимних месяцах, их характерных признаках; Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- воспитание чувства прекрасного, чувства любви к родной природе;- развитие мотивов учебной деятельности;- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:- умение работать с информацией- формировать умение строить речевые высказывания, анализировать услышанное, давать свою оценку. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:- развитие речи, мышления, умение участвовать в диалоге, умение выбирать средства языка.Планируемые результаты1) познавательные умения:- умение понимать и осмысливать содержание текста;- умение строить предложения, подбирать однокоренные слова;2 ) регулятивные умения:- умение выполнять учебное задание в соответствии с правилом;3) коммуникативные умения: - умение отвечать на вопросы, работать в паре;Межпредметные связи: окружающий мир, конструирование, математика.Ресурсы (оборудование) презентация, демонстрационный и раздаточный материал. Ход занятия 1.Оргмомент Звучит музыка1 («Дети солнца»). Дети идут к своим местамЗдравствуйте дети, уважаемые гости! Здравствуйте!Здравствуй, солнце, золотое!Здравствуй, небо, голубое!Здравствуйте, мои друзья!Всех вас рада видеть я! А вы весёлые ребята? Вы ребята дошколята?Никого не обижаем? Мы друг другу помогаем?Никого в беде не бросим? Пусть всем будет хорошо.Покружись, покружисьИ друг другу улыбнись. Присаживайтесь тихонечко, как пушинки, на свои стульчики. Ноги вместе, спина прямо, руки сложили красиво. Сегодня занятие у вас проведу я. Зовут меня Лариса Николаевна. 2.Актуализация знанийСкажу вам по секрету, у меня есть волшебный сундучок. В нём лежат предметы, которые помогут нам разгадать, о чём пойдёт речь на нашем занятии?Я вам буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, о каком предмете я говорю:1) С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)2) Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик) 3) В руках он лепится легко. Детишкам – развлечение, Бросать, без устали, его Друг в друга, без сомнения! Холодный кругленький комок. Как же зовут его? ( Снежок) - Какие же предметы мы достали из сундучка? Называем вместе - Подумайте, с каким временем года они связаны? (С зимой)Все мы ждали с нетерпеньемДень, когда придёт самаС первым снегом и метельюНаша добрая зима. (Слайд 2)Сообщение темы занятия - Ребята, вы, уже, догадались, о каком времени года пойдёт речь на занятии?Речь пойдёт о зимеМы поговорим о зимних месяцах, о том, чем хороша зима, о любимых детских забавах зимой. А что вы знаете о зиме? Как изменяется природа с наступлением зимы?(Идёт снег, на улице мороз, холодно, дни короткие, ночи длинные, люди, выходят на улицу, надевают тёплые куртки, шубы, шапки, тёплые сапоги, река покрывается льдом) ( Слайд 3)Вот сколько признаков зимы вы назвали! Молодцы! А сейчас, подумайте внимательно и ответьте:- Если зимой много снега, то зима, какая? (Снежная)- Если зимой сильный мороз, то зима, какая? (Морозная)- Если часто гуляет вьюга, то зима, какая? (Вьюжная)- Если на улице сильный ветер, очень холодно, говорят, что на улице стужа, студёно, значит зима, какая? (Студёная) Молодцы!Физминутка: Ребята, я приглашаю вас в зимний лес. Смотрите внимательно на экран, слушайте и следите глазками за всеми движениями на экране. (Смотреть 4) Как же красив лес зимой! Правда? (Слайд 5)Работа над понятиями «Зимние месяцы»- Ребята, а кто из вас знает, сколько месяцев длится зима? (3) - Да, у зимы, как и у других времён года - 3 месяца- Посмотрите, и картинок на доске сколько ? (Тоже 3) - Как же называются зимние месяцы? - А как вы думаете, на какой и из них изображён первый зимний месяц? - Не спешите отвечать, я вам помогу, загадав загадку: Слушайте внимательно, и вам станет понятно.Назовите - ка, ребятки,Месяц в этой вот загадке:Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночиТолько месяц наш пройдёт,- Мы встречаем Новый год. - Что же это за месяц? - Как вы догадались, что это месяц декабрь? ( Новый год наступает, дни короткие, ночи длинные)- Кто нашёл картинку, где изображён декабрь? Поднимите руку. Покажите.- А в народе об этом месяце говорят так:Декабрь год кончает, зиму начинает. - Что значит, зиму начинает? ( С приходом декабря, наступает зима)Давайте послушаем стихотворение о первом зимнем месяце. Нам его расскажет………………У декабря полно забот –Как всё успеть - не знает.Он провожает старый годИ новый год встречает.Он должен ёлку нарядить,Чтоб всех на свете пригласитьНа праздник новогодний. - А на какой картинке изображён второй зимний месяц? - Послушайте внимательно, я вам опять помогу:Мороз на двореДеревья в снежном серебре.И малыши летят гурьбойНа санках с горки ледяной.- Что за месяц? Чем интересен январь?- А что значит, «летят гурьбой»?- Где же картинка января? Кто сможет показать?О январе в народе говорят так: Январь – году начало – зиме середина. Почему?- О январе нам желает рассказать………..Открываем календарь – Начинается январь.В январе, в январеМного снега на дворе.Снег – на крыше, на крылечке.Солнце в небе голубом.В нашем доме топят печки, В небо дым идёт столбом- У нас осталась последняя третья картинка, а значит, последний зимний месяц- Слушайте загадку:То бураны и метелиНа деревню налетели.По ночам мороз силён,Днём капели слышен звон.День прибавился заметноНу, так, что за месяц это? Февраль- Какие приметы февраля вы услышали? ( Метели, день становится длиннее, слышен звон капели) Где же картинка, соответствующая февралю? В народе говорят: февраль силён вьюгой и метелями Об этом месяце всё знает……… Она нам сейчас и расскажет В феврале, в февралеВоет вьюга во дворе. По озёрам и по рекам Белым снегом замелаЧёрной ночи зеркала!И звезде себя не видно.Ей, наверное, обидноЗа тонкой белой пеленой быть невидимой звездой.-Ребята, мы вспомнили названия зимних месяцев.Назовём их ещё раз: декабрь, январь, февраль. Давайте теперь немножко отдохнём и поиграем в игру « Скажи ласково» (Я знаю, каждый из вас очень любит маму и обращаясь к ней ласково говорит мамочка. Я вам сейчас буду называть слова, а вы должны назвать их ласково) Кто отвечает, тот встаёт со стульчика. За правильный ответ я дарю вам снежинки. Правила игры понятны?Зима……, снег….., лёд……, ветер……, ёлка……, солнце…….Возьмите в каждую руку снежинку. Поднимите руки вверх.Ой, сколько снежинок налетело! Повторяйте за мнойНа полянку, на лужок, тихо падает снежок.Улеглись снежинки, белые пушинки.Но подул вдруг ветерок, закружился тут снежок.Пляшут все пушинки, белые снежинки. Присаживайтесь Игра «собери картинку» (Развитие мышления, воображения, моторики рук) Ой, что такое? (Слайд 6)Закружила белой птицей снежная метельНалетела, разбросала всё она теперь Слайд Разлетелись все листочки с моей любимой картинки. Ребята, я их собрала, но мне все, же нужна ваша помощь. Помогите составить из листочков картинку и тогда мы узнаем, во что любят играть дети зимой? Чтобы было веселее, будем работать в парах по 2 человека.Раздаю вам конвертики, в них листочки. Составьте картину.Кто справится с заданием, поднимите руку.Сравните, такая ли у вас картина, как у меня на экране?Вы мне помогли, мы справились, вот какая зимняя картина получилась!Посмотрите, сколько ребятишек вышли на улицу поиграть. Может, и мы с вами поиграем? Предлагаю, игру в снежки. Согласны? Я вам буду бросать снежок, и тот к кому снежок прилетит, встаёт, придумывает предложение по картине, и возвращает снежок обратно. Правила игры понятны? Начинаем игру.Первое предложение составлю я. Слушайте внимательно.Ребята вышли играть во двор. (Повторить)- А теперь вы попробуйте составить предложение - В кого же первого бросить снежок?(Составление предложений) Встают (Уберите картинки в конверт)- Ой, как здорово мы с вами поиграли в снежки. - А во что вы любите играть зимой? - Но главное, чтобы вы не заболели.- Знаете, ли вы как вести себя на улице, чтобы не простудиться?- Я думаю, что нам простуда не страшна.- Я поделюсь с вами секретом, научу делать лечебный массаж. - Встаньте и повторяйте за мной.Физминутка 1)Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживаем сверху вниз)2) Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать (указательным пальцем)3) Лоб мы тоже разотрём, ладошки держим козырьком.4) «Ротик» пальчиками сделай и массируй ушки смело.Знаем, знаем да-да-да, нам простуда не страшна.Молодцы!Работа над рассказомИз снега можно слепить снежки. А кого ещё можно слепить из снега? (Снеговика)Сядьте правильно: ноги вместе, спина прямая, руки красиво сложили.- Я расскажу вам удивительную историю о том, как снеговик кормил птичек. Слушайте, только очень внимательно. Потом я вам задам вопросы.Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те, кто постарше – большие комки катают, те, кто помладше – маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают. Большой снеговик получился. Надели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц – глаза. В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и хлебных крошек. Увидели это птички – прилетели. Сели на дощечку. Стали крошки клевать на ребят поглядывать. Радуются ребята – вот как наш снеговик птичек кормит! А снеговик стоит, смотрит на всех и улыбается. - Вот какой забавный случай произошёл со снеговиком - Вы внимательно меня слушали? Вопросы: - Кто запомнил, что дали ребята в руки снеговику, которого слепили? (Дощечку) Прикрепить- Что они насыпали на дощечку? (Семечек и хлебных крошек) Прикрепить- Кто прилетел и сел на дощечку? (Птички). Прикрепить - Посмотрите на доску. У нас почти получилась картина, соответствующая рассказу. Но кого-то не хватает? Кого?(Снеговика) Давайте, мы слепим доброго, весёлого снеговика. Я вам тут немножко помогла, три снежных кома скатала, а теперь дело за вами.Какие предметы нужно добавить снеговику?Ведро, нос, рот, глаза, руки, метла (Дети добавляют)Вот какой замечательный весёлый снеговик у нас получился. Чем он занят? Кормит птиц.Ребята, а как вы считаете, нужно ли зимой кормить птиц? Почему?(Им холодно и голодно) У кого дома есть кормушки. Прилетают к вашей кормушке птички?Чем вы их кормите? Молодцы!Итог урока Наше занятие потихонечку подходит к концу.- Давайте вспомним, о каком времени года мы с вами говорили? - Назовите зимние месяцы? - Во что любят играть дети зимой?- А кому нужно помогать в это время года? Рефлексия Наряжаем ёлочку!!!!(синие красные колокольчики) Сейчас я попрошу вас тихонечко подойти ко мне. Станем в круг, возьмёмся за руки. Вы парами должны запомнить по одному слову. (Счастья, радости, добра) А все вместе запоминаем фразу: Желаем вам друзья!… Повторяем: Желаем вам, друзья! Счастья, радости, добра! Молодцы! Я тоже желаю вам ребята и всем присутствующим гостям счастья радости, добра, здоровья, поздравляю с наступающим Новым годом!Благодарю за хорошую работу, и хочу подарить волшебного снеговика, к тому же он ещё и вкусный. Всего вам доброго ребята, до свидания. ( музыка7 «Мы дети солнца») Идите к своему воспитателю.Самоанализ занятия по развитию речи, по теме «Здравствуй, зимушка-зима!»Вашему вниманию было предоставлено занятие по развитию речи по теме «Здравствуй, зимушка-зима!». Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Структура урока полностью соответствует его типу.Целью урока было:- обобщить представление о зиме как о времени года;- систематизировать знания о зимних месяцах, их характерных признаках;На занятии решались следующие задачи:Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- развитие мотивов учебной деятельности;- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;- воспитание чувства прекрасного, чувства любви к родной природе;Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:- развивать умение работать с информацией;- формировать умение строить речевые высказывания;- анализировать полученную на слух информацию, давать свою оценку.Задачи, направленные на достижение предметных результатов:- развитие речи, мышления, умение участвовать в диалоге.Использовалось следующее оборудование (ресурсы): презентация, демонстрационный и раздаточный материалПланируемые результаты деятельности учащихся:1) Познавательные УУД:- умение понимать и осмысливать содержание текста (работа по тексту «Удивительный снеговик»)- умение строить предложения, подбирать однокоренные слова; (работа по картине, игра «скажи ласково», игра «подбери нужное слово»)- отвечать на простые вопросы учителя (на протяжении всего урока)2) Регулятивные УУД:- умение выполнять учебное задание в соответствии с правилом (на протяжении всего урока);- соотносить выполненное задание с образцом; (работа с разрезными картинками)-работать по предложенному учителем плану (перед выполнением заданий давался устный план их выполнения)3) Коммуникативные УУД:- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (беседа о необходимости помогать птицам зимой);- понимать прочитанное (прочитанный учителем текст, загадки)Межпредметные связи: окружающий мир, конструирование, математика.На уроке были использованы следующие методы- по виду источника информации:словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе рефлексии, при подведении итогов занятия)наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение)практические (работа в парах, работа у доски)- по виду учебной деятельности:самостоятельная работа (работа в парах с раздаточным материалом).был использован проблемно-поисковый метод при работе с картинками)Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), коллективная, индивидуальная.Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, были направлены на поддержание познавательной активности детей на протяжении всего занятия.Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация, на отдельном этапе урока, где это было целесообразно.Учитывая психологические и возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье – сберегающая технология были включены физпаузы. Их было три. Компьютер использовался минимально.Занятие позволило активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, интересно (с моей точки зрения) подобранных заданий. Была организована частная смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. Одним из основных видов деятельности на уроке была игра, которая является необходимым направлением работы с детьми данного возраста. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, называли свою точку зрения, приводили примеры из жизни.На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме, которую дети смогли определить самостоятельно и целям урока. Учащиеся не боялись давать неправильные ответы. Я считаю, что цели и задачи урока достигнуты. Данное занятие и ему подобные позволят детям, придя в первый класс, пройти адаптационные период более легко и успешно.