Публикации Развитие проектных навыков у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие проектных навыков у младших школьников
Автор: Мария Анатольевна Слепцова

Развитие проектных навыков у младших школьников. «Мир стал динамичным.Новый день приносит новые задачи.От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.Современному миру нужны яркие личности,нужны талантливые учителя.Серость порождает серость.Огонь зажигает огонь».Анатолий ГинВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.Особую роль играет проектно-исследовательская деятельность.Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:- личностно - ориентированный;- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;- развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;- воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.При использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, рациональнее организовать весь учебный процесс, от ученика, вовлечённого в деятельность, – к человеку умеющему. Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
  • Поэтому целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.Задачи:
  • изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании; технологии проектов;
  • изучить практический опыт по реализации компетентностного подхода, технологии проектов педагогической деятельности;
  • изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах;
  • внедрить метод проектов в педагогическую практику.
  • Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образомМетод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.Учебный проект – это     совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.Считаю, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещаются во многих работах современных ученых.По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод проектов построен на принципах проблемного обучения.Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использования технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.2 этап. Апробация и внедрение.С чего мы начинаем проект? Назовем несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказываю сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатываются этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придается какой-то практический характер, , то мотивация деятельности оказывается особенно сильной. К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представили по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов (успеваемость, уровень обученности, уровень воспитанности).Отличие тестовых компетентностно-ориентированных заданий в том, что они организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.Результаты выполнения заданий были проанализированы и обобщены.Познавательная активность.Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.Критерий удовлетворённости участием в проектной деятельности обучающихся и их родителей.Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.