Публикации РОЛЬ АКУШЕРКИ В УХОДЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ АКУШЕРКИ В УХОДЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ
Автор: Панжокова Ляна Артуровна

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования: уход за новорожденным ребенком – одно из важнейших условий правильного развития. Он предполагает организацию оптимального режима дня, назначение адекватной диеты, проведение рациональных мероприятий, способствующих физическому и психомоторному развитию. Организм ребенка (особенно в первые месяцы жизни) во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основанием для правильной организации гигиены и ухода в течение всего периода детства. От тщательного соблюдения норм личной гигиены зависит течение заболевания, сроки выздоровления и дальнейшей реабилитации ребенка. Заключается в том, что после рождения ребенка матери сталкиваются с большим количеством особенностей по уходу за ребенком. Им необходимо знать о физиологических состояниях, особенностях кормления грудного ребенка, особенностях сцеживания и профилактики маститов, купания и пеленания новорожденных, особенностях ухода за пупочной ранкой и профилактики омфалита, возможностях закаливания новорожденных детей, показаний и противопоказаний для массажа, особенностях гимнастики и лечебной физкультуры для детей. Учитывая такой широкий перечень мероприятий по уходу за ребенком, профилактическая, разъяснительная и просветительская роль акушерки приобретает особую значимость для родителей, нуждающихся в обучении.Так называются первые 40-60 минут после родов, которые малыш проводит на животе у мамы, прикрытый теплой пеленкой и одеялом. Это обеспечивает мягкую адаптацию, согревает, успокаивает, а также запускает механизм привязанности и безусловной любви у матери. После родов путем кесарева сечения младенца тоже могут выложить на живот маме, но на меньшее время. В родильном зале врач-неонатолог внимательно осматривает новорожденного и дает первые рекомендации. Затем маму и младенца переводят в палату послеродового отделения, где их встречает детская медсестра. Она помоет и переоденет малыша, одновременно объясняя правила ухода.1. ГЛАВА. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ1.1. Особенности развития новорожденногоГлавная особенность периода новорожденности заключается в том, что ребенок приспосабливается от внутриутробных к внеутробным условиям жизни. Все его органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Одним из наиболее значимых периодов для формирования здоровья человека является неонатальный период (период новорожденности).Это наиболее сложный, критический этап в онтогенезе человека, время напряженной адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Наиболее быстрая динамика адаптационных реакций характерна для первых семи дней (ранний неонатальный период).Период новорожденности или неонатальный период начинается с момента рождения и заканчивается через 28 дней жизни. Выделяют ранний неонатальный период (до седьмого дня) и поздний неонатальный период (8-28 день). Главная особенность периода новорожденности заключается в том, что ребенок приспосабливается от внутриутробных к внеутробным условиям жизни. Все его органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия.Рисунок 1- Доношенный новорожденный ребенокПосле рождения начинает функционировать малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие — пути внутриутробной гемодинамики), идет обратное развитие сосудов пуповины. Активно работает дыхательная система. Начинается естественное питание, перестраивается система пищеварения. Адаптация к внеутробному существованию легко нарушается, что может отражаться на общем состоянии ребенка и его здоровье. Необходимым является квалифицированное наблюдение за ребенком в этом периоде и создание особых условий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды. Очень важно обеспечить качественный уход, уметь правильно оценить состояние новорожденных, а также обучить этому маму и семью. [6]Основные понятия, используемые в периоде новорожденности:Срок гестации. Срок гестации (срок беременности) вычисляют от первого дня последней нормальной менструации, выражая в полных неделях и днях.Родившийся ребенок может быть доношенным, недоношенным и переношенным:
  • Недоношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации от 22 недель и до 37 недель.
  • Доношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации от 37 до 42 недель беременности.
  • Переношенный — ребенок, родившийся при сроке гестации 42 недели или более.
  • Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания ребенок может быть:
  • крупный к сроку гестации (масса тела более 4000 грамм);
  • с нормальной массой тела;
  • с низкой массой тела при рождении (НМТ) — ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела от 1500 до 2500 грамм;
  • с очень низкой массой тела при рождении (ОНМТ) – ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела от 1000 до 1500 грамм;
  • с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) — ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000 грамм.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденных.1.Нервная система новорожденного ребенка характеризуется морфологической и функциональной незрелостью к моменту рождения. Огромную роль в формировании нервных связей играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется только при помощи взрослых. Одним из важнейших проявлений деятельности нервной системы новорожденного является врожденный безусловный пищевой рефлекс — пищевая доминанта, проявляющаяся тем, что во время кормления всякая другая активность оказывается подавленной. [9].Кожа, и подкожная жировая клетчатка. Эпидермис, состоящий из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток, у новорожденного нежный, рыхлый, а роговой (защитный) слой тонкий, что объясняет интенсивное испарение влаги и легкую ранимость кожи при минимальных механических воздействиях, что требует особой аккуратности при уходе. Кожа ребенка при рождении покрыта первородной сыровидной смазкой серовато-белого цвета. На коже ребенка могут быть родимые пятна (плоские, возвышающиеся или в виде монголоидных пятен). В то же время у новорожденных детей кожа обладает высокой способностью к восстановлению. Подкожный жировой слой развит хорошо, лучше он выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах и предплечьях. Кожа новорожденного покрыта нежными пушковыми волосами, которые вскоре после рождения выпадают. На голове волосы имеют различную длину и цвет, их количество не определяет в дальнейшем пышность и густоту волосяного покрова. Ногти у новорожденных достигают конца последней фаланги. Костно-мышечная система. Кости черепа еще не сращены, между ними находятся швы и роднички. Во время родов благодаря такому строению черепа происходит конфигурация головы ребенка, улучшающая прохождение по родовым путям. Роднички и швы — это зоны роста костей черепа. Большой родничок (между лобными и теменными костями), имеет ромбовидную форму, его размеры от 1 до нескольких см. Средние размеры родничка у большинства новорожденных — 2 на 2,5 см (расстояние между сторонами «ромба»), к рождению он открыт практически у всех новорожденных. [11]. Малый родничок (между теменным и и затылочной костями) у 85% детей закрыт к рождению (открыт у недоношенных). Зубы у новорожденных не видны, но имеются зачатки молочных и постоянных зубов.Со стороны мышечной системы отмечается преобладание тонуса мышц-сгибателей, поэтому для новорожденного ребенка характерна поза с полусогнутыми в коленях ножками и согнутыми в локтевых суставах ручками.Рисунок 2- Расположение родничков у новорожденныхДыхательная система. Органы дыхания у новорожденного также имеют свои особенности. Дыхательные пути имеют узкие просветы, а слизистая оболочка богата кровеносными сосудами. Этим объясняется легкое возникновение воспалительных и стенотических (сужение просвета) процессов у новорожденного ребенка. Нос у новорожденного мал, носовые ходы узкие. Придаточные пазухи носа к рождению развиты недостаточно, хотя их формирование начинается еще в период внутриутробного развития плода.Глотка у новорожденного также мала и узка, отмечается слабое развитие лимфоглоточного кольца: обе небные миндалины не выходят из-за дужек мягкого неба в полость рта.Сердечно-сосудистая система. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму и занимает срединное положение в грудной клетке. Оно относительно велико, его масса составляет 0,8 % от массы тела. Артериальный и венозный протоки могут быть еще не закрыты, поэтому кровообращение имеет некоторые особенности. [4].Частота сердечных сокращений достигает 120-140 ударов в 1 мин и учащается при плаче, крике, изменении положения тела, поэтому число дыхательных движений и частоту сердечных сокращений у новорожденного ребенка лучше определять в состоянии покоя, когда он спит. Артериальное давление у новорожденных детей ниже, чем у взрослого: систолическое — 70-75 мм рт.ст., диастолическое составляет 2/3систолического.Пищеварительная система.Пищеварительная система также является незрелой и анатомически, и функционально. К числу таких особенностей можно отнести:
  • тонкую, сухую, легкоранимую слизистую оболочку;
  • подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки и богато снабженный кровеносными сосудами;
  • недостаточное развитие мышечной и эластической ткани;
  • низкую секреторную активность железистой ткани.
  • Все это создает предпосылки для затрудненного переваривания пищи, особенно если она не соответствует возрастным потребностям ребенка, снижает барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и может приводить к возникновению заболеваний. Строение полости рта новорожденного приспособлено к процессу сосания, посредством которого новорожденный ребенок получает пищу.Короткий пищевод (всего 10 — 12 см), а также слаборазвитый мышечный слой его и желудка создают условия для срыгивания пищи.Первые 2-3 дня у новорожденного ребенка стул бывает темным, липким и без запаха (меконий, первородный кал), который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни. [10].Мочевая система. В первый день жизни однократно может выделиться 2 мл мочи, в последующем с каждым днем мочи выделяется все больше и больше (60-140-200 мл, к концу 1-го месяца — 330 мл), а количество мочеиспусканий может достигать 6-10 и даже 25 за сутки. Количество мочи и частота мочеиспусканий у новорожденного ребенка подвержены большим колебаниям и зависят от количества выпитой жидкости, температуры воздуха и т.д. Считается, что шестикратное мочеиспускание в течение суток является признаком достаточного поступления в организм жидкостиКровеносная система. Общее количество крови у новорожденного не является постоянной величиной и зависит от его массы, времени перевязки пуповины, доношенности и зрелости ребенка. В среднем количество крови, приходящееся на 1 кг массы тела новорожденного ребенка, составляет 140-150 мл. Состав периферической крови уже в первые дни после рождения значительно меняется. Так, сразу после рождения в крови содержится большое количество эритроцитов, соответственно отмечается и повышенное содержание гемоглобина. Имеются отличия от крови взрослого и в количестве лейкоцитов, а также в лейкоцитарной формуле. В первые часы внеутробной жизни количество лейкоцитов нарастает, а со 2-5-го дня жизни — уменьшается. 1.2. Основные потребности доношенного новорожденногоПотребность - состояние психологического, физического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.Новорожденный в силу незрелости своей нервной системы испытывает главным образом физиологические потребности. Удовлетворение базовых потребностей необходимо для его здоровья и гармоничного развития. Медицинский персонал родильных домов и детских поликлиник должен разъяснять родителям необходимость и способы удовлетворения тех или иных потребностей ребенка.Потребность в питании.Естественное вскармливание более всего соответствует потребностям каждого здорового новорожденного. Современный подход к вскармливанию предполагает кормление новорожденных по требованию материнским молоком. Кормление по требованию означает, что ребенка прикладывают к груди так часто и так продолжительно, как он этого захочет, но не реже 5-6 раз в сутки. Рисунок 3- Правильный режим питания новорожденныхПотребность в питье.Удовлетворение потребности в питье неразрывно связано у новорожденного с удовлетворением потребности в еде. Новорожденный не нуждается в дополнительном питье при условии, что получает грудное молоко по требованию и водный баланс организма матери в норме. Кормящей матери необходимо получать не менее 2 л жидкости в сутки и давать ребенку грудь по каждому требованию. При этом в каждое кормление ребенок получает так называемое «переднее» молоко, которое служит питьем для него. Затем ребенок высасывает так называемое «заднее» молоко, которое богато жирами, белком и антителами - еду. [7].Ребенок, находящийся на искусственном или смешанном вскармливании, нуждается в дополнительном допаивании водой между кормлениями. Особенно возрастает потребность в питье в жаркие летние дни, в душном помещении или в ситуациях, сопровождающихся повышением температуры у ребенка.Потребность в дыхании.Свободное дыхание - основа здоровья. У новорожденного с момента первого вдоха начинает работать малый круг кровообращения, и с этого времени газообмен на уровне легких становится основой нормального дыхания. Здоровый новорожденный дышит ритмично и глубоко (за исключением 1-2-го дня жизни, когда в ходе кардиореспираторной адаптации у ребенка могут возникать непродолжительные апноэ и поверхностное дыхание), у него розовая окраска кожи и хорошее общее самочувствие.Потребность в сне.Здоровый новорожденный спит большую часть суток - 20-22 ч. Он просыпается ненадолго для кормления, совершения физиологических отправлений и непродолжительного общения. По мере взросления ребенка и его перехода из неонатального в грудной возраст периоды общения и бодрствования становятся длиннее, а время сна укорачивается.Рисунок 4- Режим сна для новорожденных Потребность в движении. Новорожденный совершает хаотичные движения руками и ногами, поворачивает голову, может слегка ползти, если ему обеспечить опору для стоп. Особенно активно новорожденный двигается, находясь в теплой воде, так как водная среда для него привычна. Движения новорожденного нескоординированы, однако двигаться ему необходимо, так как это помогает поддерживать тепловой баланс, а также способствует укреплению и лучшему кровоснабжению мышц и внутренних органов. Кроме того, через осязание новорожденный получает почти 80% информации о внешней среде. [3].Движение - один из важных факторов гармоничного роста. Наиболее физиологично для ребенка пребывание в свободном комбинезоне, не ограничивающим движения, или так называемое широкое пеленание. При использовании такого способа пеленания ребенок может разводить ноги, так как область голеней и стоп не фиксируется пеленкой. Для удовлетворения потребности ребенка в движении рекомендуют также массаж и гимнастику.Потребность в физиологических отправлениях.Новорожденный должен совершать акты мочеиспускания и дефекации, так как они способствуют выведению из организма продуктов жизнедеятельности. Количество мочеиспусканий в первые 1-3 сут очень незначительно - 4-5 раз (физиологическая олигурия); затем к 7-10-му дню жизни количество мочеиспусканий может достигать 20-25 в сутки (полиурия); после 10-го дня жизни устанавливается нормальный ритм мочеиспусканий - 10-15 раз в сутки (нормурия). [13].Это можно считать нормой в том случае, если ребенок спокоен и доволен между актами дефекации, не проявляет беспокойства, а живот у ребенка мягкий. Нормальный стул здорового новорожденного гомогенный, имеет светло-желтый цвет, консистенцию сметаны, кисломолочный запах.Потребность в гигиене.Находиться в комфортной чистоте - одна из важных потребностей новорожденного. Ребенку необходимо обеспечить гигиенический уход: регулярные подмывание, купание, проведение утреннего туалета, смену пеленок и подгузников, проведение воздушных ванн, туалет глаз, ушей, носа и пупочной ранки (при запаздывании сроков ее эпителизации).Подмывать ребенка необходимо после акта дефекации, перед купанием, в ходе утреннего туалета. При этом следует помнить, что девочку необходимо подмывать в направлении спереди назад, так как в противном случае попадание бактерий из ануса в половые и мочевыводящие пути может привести к их инфицированию. Купать новорожденного необходимо каждый день. Купание не только удовлетворяет потребность ребенка в поддержании гигиены, но и обеспечивает двигательную активность, тренирует осязание, вестибулярный аппарат и терморегуляцию. [15].Рисунок 5- Купание новорожденного (купать новорожденного необходимо каждый день)Утренний туалет проводят ежедневно после пробуждения ребенка, он включает:- умывание ребенка;- подмывание ребенка;- туалет глаз и носа;- обработку кожных складок;- смену подгузника.Подгузники необходимо менять регулярно: тканевые - каждый раз после мочеиспускания или дефекации; одноразовые («памперсы») - после дефекации или каждые 3-6 ч. Указанием на то, что одноразовый подгузник необходимо сменить, служит изменение цвета индикаторной полоски или рисунка, которые имеются на многих «памперсах». Стирка пеленок и другой детской одежды должна быть регулярной. Недопустимо оставлять ребенка в одежде, загрязненной мочой, фекалиями или продуктами срыгивания.Глажка пеленок и одежды новорожденного обязательна до окончания эпителизации пупочной ранки, затем - на усмотрение родителей, хотя вещи новорожденного проглаживать весьма желательно. Воздушные ванны необходимо проводить каждый раз при смене одежды или подгузников. Для этого достаточно не торопиться переодеть ребенка из одной одежды в другую, а дать коже ребенка соприкасаться с воздухом в течение 3-15 мин при температуре воздуха в комнате 22-24 °С.Потребность ребенка в поддержании температурного баланса. Терморегуляция у новорожденного несовершенна. Оптимальная температура воды для купания новорожденного - 36-38 °С.Потребность в общении.Родители общаются с новорожденным, беря его на руки, разговаривая с ним, осуществляя уход, и в ходе кормления ребенка. Первостепенное значение для новорожденного, конечно, имеет общение с матерью. Мамины руки, ее запах, голос, звук сердцебиения - то, к чему ребенок привыкает со времени внутриутробного развития или с первых минут жизни. Потребность в безопасности.Потребность в безопасности - одна из важнейших потребностей человека. И хотя она отражает более высокую ступень потребностей, чем предыдущие, ребенку важно ощущать себя в безопасности. Это означает, что новорожденному должны быть созданы такие условия, в которых он не испытывал бы боли, чувства страха, тревоги, нестабильности, не подвергался бы опасности. 2. ГЛАВА. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ2.1. Уход за новорожденным в родильном отделенииОрганизация медицинской помощи новорожденным начинается с родильного блока, где для этой цели необходимо выделить манипуляционно-туалетные комнаты при родовых палатах. Поскольку в этих помещениях проводят не только уход за новорожденными, но и реанимационные мероприятия, они должны иметь специальное оборудование, в том числе пеленальный стол с подогревом и приспособления для оказания первичной и реанимационной помощи. Оптимальный вариант для обеспечения теплового комфорта - источники лучистого тепла, которыми снабжены современные реанимационные и пеленальные столы.Рядом с пеленальным столом располагают столик с предметами ухода за новорожденным: банки с широким горлом и притертыми пробками для 95% этилового спирта и 5% раствора калия перманганата, флаконы со стерильным растительным маслом в индивидуальной расфасовке по 30 мл, лоток для отработанного материала, стерильные пинцеты и корнцанги. Предпочтительно использовать одноразовые пластиковые зажимы для пуповины.В шкафу или на отдельном столе помещают биксы со стерильным материалом: пакеты вторичной обработки пуповины, пипетки и ватные шарики (для вторичной профилактики гонобленнореи новорожденных), наборы для пеленания детей, медальоны и браслеты, собранные в индивидуальные пакеты. В набор для вторичной обработки пуповины входят завернутые в пеленку ножницы, два пластиковых зажима для пуповины, шелковая или марлевая лигатура диаметром 1 мм и длиной 10 см, марля для покрытия культи пуповины, сложенная треугольником, деревянная палочка с ватой, 2-3 ватных шарика, лента для измерения новорожденного. [2].В манипуляционно-туалетной комнате для новорожденных должны быть емкости с антисептиками для обработки рук персонала.Пеленальный стол, весы и кроватки перед поступлением каждого нового пациента обрабатывают ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.Рисунок 6- Гонобленнореи новорожденныхВ родильном зале врач проводит первый осмотр новорожденного, после чего заполняет историю его развития. Все медицинские манипуляции с новорожденным проводят после получения письменного информированного согласия матери.Акушерка проводит первичную обработку пуповины.Первичная обработка пуповины.- пуповину протирают 96% спиртом на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца. - накладывают зажим Кохера на 10-12 см от пупочного кольца. - второй зажим Кохера накладывают на 2 см выше первого. - пуповину между зажимами обрабатывают 5% раствором йода. -стерильными ножницами пересекают пуповину между двумя зажимами Кохера. - срез детской культи обрабатывают 5% раствором йода. - первый зажим перекладывают ближе к половой щели (на уровне входа во влагалище). После отделения ребенка от матери необходимо: - сменить перчатки;- ребенка обтереть стерильной пеленкой, показать матери и перенести на отдельный столик с источником лучистого тепла; - произвести профилактику гонобленнореи. [14].Профилактику гонобленнореи проводят с помощью 20% раствора сульфацетамида (Альбуцида) или 1% мази тетрациклина либо эритромицина.Профилактика гонобленнореи.- вымыть руки, обработать их спиртом, надеть стерильные перчатки.-протереть глазки новорожденного одновременно отдельными стерильными марлевыми (ватными) салфетками от наружного к внутреннему углу глаза.- взять стерильную марлевую салфетку, оттянуть нижнее веко и нанести в конъюнктивальный мешок пипеткой 20% раствор сульфацетамида (Альбуцида) трижды с интервалом 10 мин; другой вариант - заложить за нижнее веко 1% тетрациклин (Тетрациклина гидрохлорид) или эритромицин (глазная мазь, 10 000 ЕД в 1 г, полоска длиной до 1 см).- так же обработать второй глаз.- девочке закапать 2-3 капли 20% раствора сульфацетамида (Альбуцида) в половую щель.- через 2 ч повторно закапать раствор сульфацетамида (Сульфацила натрия) в конъюнктивальные мешки и в половую щель.Обслуживание новорожденного в манипуляционно-туалетной комнате осуществляет акушерка, которая после тщательной санитарной обработки рук проводит вторичную обработку пуповины. Среди известных методов этой обработки предпочтение следует отдать методу Роговина или наложению пластикового зажима. [8].Рисунок 7- Средства для первичной обработки пуповиныВторичная обработка пуповины.- положить новорожденного в стерильной пеленке на пеленальный стол.- с помощью стерильной марлевой салфетки отжать пуповинный остаток от основания к периферии и протереть его марлевым шариком, смоченным 70% этанолом (Спиртом этиловым).- наложить одноразовую стерильную скобку на расстоянии 0,5 см от пупочного кольца.- стерильными ножницами отсечь пуповину на 5 мм выше наложенной скобки.- при резус-отрицательной крови у матери, изосенсибилизации матери по системе АВ0, объемной пуповине, а также недоношенным и маловесным детям, новорожденным в тяжелом состоянии (когда сосуды пуповины могут понадобиться для проведения повторной инфузионной терапии) на пуповину следует наложить одноразовую скобку на расстоянии 4 см от пупочного кольца и отсечь пуповину на 5 мм выше скобки. [1]. - поверхность среза, основание пуповины и кожу вокруг пупочного остатка обработать палочкой с ватой, смоченной 5% раствором калия перманганата. - после обработки пупочного остатка наложить на него стерильную марлевую повязку-треугольник. Вслед за обработкой пуповины акушерка стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом, проводит первичную обработку кожных покровов, удаляя с кожи ребенка кровь, слизь и меконий. После обработки кожу осушают стерильной пеленкой и проводят антропометрические измерения.На браслетах и медальоне акушерка записывает фамилию, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, массу и длину его тела, час и дату рождения. Новорожденного пеленают, укладывают в кроватку, наблюдают в течение 2 ч; после осмотра педиатра акушерка переводит его в отделение для новорожденных. Все большее распространение получает методика выкладывания ребенка на живот матери и раннего прикладывания к груди.Рисунок 8- Средства для вторичной обработки пуповины2.2. Уход за новорожденным в отделении новорожденныхПри приеме новорожденного в детское отделение медицинская сестра сличает надписи на браслетах и медальоне с историей родов матери, вывешивает на кровати ребенка номер, в истории развития новорожденного отмечает дату и час поступления, пол ребенка, массу тела, состояние и температуру. Аналогичную запись необходимо сделать и в журнале регистрации отделения новорожденных.Перед обработкой и пеленанием каждого новорожденного персонал должен мыть руки и обрабатывать их антисептиком. Ежедневный туалет новорожденных проводят медсестры в определенной последовательности: умывают лицо ребенка теплой водой, обрабатывают глаза, нос, уши. Складки кожи обрабатывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой с детским мылом (лучше со специальным гелем для мытья новорожденных во флаконе с дозатором), подсушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом. Глаза новорожденных обрабатывают стерильными ватными шариками, смоченными в дистиллированной воде. Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных турунд, смоченных стерильным вазелиновым маслом; ушей - сухими стерильными шариками. [5].Уход за остатком пуповины осуществляют открытым способом, повязку снимают на следующий день после рождения. Обработка остатка пуповины - врачебная процедура, именно с этого врач начинает ежедневный осмотр. Культю пуповины обрабатывают 70% этанолом или 3% раствором водорода пероксида, затем 5% раствором калия перманганата. После отпадения остатка пуповины (чаще на 4-6-й день жизни) пупочную ранку обрабатывают раствором 3% водорода пероксида с последующим применением 5% калия перманганата. Обработку пупочной ранки проводят ежедневно до полного заживления.Рисунок 9- Пупочная ранаКорочки пупочной ранки подлежат удалению при обработке. Хирургическое иссечение пуповинного остатка - потенциально опасная процедура, поэтому сегодня ее не рекомендуют. Использование препаратов йода для ежедневного туалета новорожденного и обработки пупочной ранки исключено из-за возможности резорбции препарата и риска угнетения функции щитовидной железы новорожденного.Рисунок 10- Этапы заживления пупочной раныВ отделении новорожденных родильного дома используют только стерильное белье; новое белье предварительно стирают и автоклавируют. Пеленают новорожденных не менее 6-7 раз в сутки, то есть перед каждым кормлением. Тугое пеленание ребенка нарушает микроциркуляцию крови, поэтому рекомендуют нетугое пеленание со свободными ручками. Ежедневно в определенное время перед кормлением ребенка взвешивают.Температуру тела измеряют 2 раза в день: в 5:00-6:00 и в 17:00- 18:00. Температура воздуха в палатах для новорожденных должна быть 22-24°С, а в палате для недоношенных - 24-26 °С. Палаты должны быть обеспечены теплой водой, стационарными бактерицидными лампами, подводкой кислорода. Палаты следует регулярно проветривать (в промежутках между кормлениями) и кварцевать (по 30 мин 5-6 раз в день).Все изделия медицинского назначения, в том числе инструменты, применяемые для ухода за новорожденными (глазные пипетки, шпатели и др.), подлежат дезинфекции и стерилизации. Лекарственные формы для новорожденных используют в мелкой или однократной расфасовке. Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделениях новорожденных - непременное условие работы. Особенно важно уделять внимание мытью рук персонала. Важный элемент уменьшения возможности инфицирования новорожденных - применение персоналом латексных или полиэтиленовых перчаток.В последнее время менее жесткими стали требования в отношении масочного режима. Использование масок целесообразно лишь в условиях эпидемически неблагоприятных ситуаций (например, эпидемия гриппа в регионе) и при проведении инвазивных манипуляций. Ослабление масочного режима при соблюдении прочих санитарно-эпидемиологических правил не привело к сколько-нибудь заметному росту неонатальных инфекций.При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, а также при положительной динамике прибавки массы тела мать с ребенком могут быть выписаны домой на 3-6-е сутки после родов.Для выписки детей в роддоме должны быть две выписные комнаты (отдельно для физиологического и обсервационного отделения). После выписки родильниц и новорожденных в освобожденной палате проводят заключительную дезинфекцию с обязательной камерной обработкой постельных принадлежностей. [12].ЗАКЛЮЧЕНИЕПосле рождения ребенка матери сталкиваются с большим количеством особенностей по уходу за ребенком. Им необходимо знать о физиологических состояниях, особенностях кормления грудного ребенка, особенностях сцеживания и профилактики маститов, купания и пеленания новорожденных, особенностях ухода за пупочной ранкой и профилактики омфалита, возможностях закаливания новорожденных детей, показаний и противопоказаний для массажа, особенностях гимнастики и лечебной физкультуры для детей. Учитывая такой широкий перечень мероприятий по уходу за ребенком, профилактическая, разъяснительная и просветительская роль медицинской сестры и акушерки приобретает особую значимость для родителей, нуждающихся в обучении. Роль медицинских сестер и акушерки в первый месяц жизни ребенка очень важна. Тщательный уход, соблюдение режима и обучение навыкам ухода матери способствуют оптимальному развитию ребенка в будущем.Проведя анализ полученных данных после анкетирования матерей, находившихся на отделении патологии новорожденных, видна необходимость обучения родителей уходу за ребенком до и после его рождения.На дородовом этапе важно направлять матерей в «Школы беременных» и «Школы матерей». Знания, полученные там, помогут им после рождения ребенка. В случае нарушения преемственности этих знаний могут быть допущены ошибки и появление осложнений как у ребенка, так и матери. Так же необходимо стандартизировать подход медицинских сестер к процессу обучения матерей в родильном доме. При каждом объяснении матери каких-либо особенностей ухода за новорожденным, необходимо изначально предполагать, что для матери это первый ребенок, обращению с которым её должна обучить медицинская сестра.С периода новорожденности начинается новый этап в жизни ребенка. Его организм стремительно приспосабливается к условиям внеутробной жизни, многие системы и органы начинают функционировать по-новому. Именно поэтому, особое значение отводится первому туалету новорожденного.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.      Акушерство : учебник / Э. К. Айламазян [и др.]. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 704 с. : ил.2.       Акушерство. Руководство к практическим занятиям : учебное пособие / под ред. В. Е. Радзинского. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 728 с. : ил.3.       Акушерство и гинекология. Иллюстрированный учебник / Невиль Ф. Хакер, Джозеф К. Гамбон, Кельвин Дж. Хобел; пер. с англ. под ред. Э.К. Айламазяна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 20204.      Акушерство: учебник. Савельева Г.М., Шалина Р.И., Сичинава Л.Г., Панина О.Б., Курцер М.А.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 656 с.: ил.5.      Акушерство. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 456 с.6.      Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие + СD / Под ред. О.В. Макарова.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 640 с.7.  Базовая помощь новорождённому - международный опыт / под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих ; науч. ред. Е.Н. Байбарина, И.И. Рюмина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 208 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").8.      Гинекология: учебник. Баисова Б.И. и др. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. 4-е изд., перераб. и доп. 2022. - 432 с.: ил.9.       Гинекология: учебник / под ред. В. Е. Радзинского, А. М. Фукса. - М. :ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 1000 с. : ил.10.      Гинекология. Клинические лекции : учеб.пособие / под ред. О. В. Макарова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 352 с. : ил.11.  Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции: руководство для врачей. - 3-е изд., перераб. / И. Б. Манухин, Л. Г. Тумилович, М. А. Геворкян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 272 с. : ил. - (Серия "Библиотека врача-специалиста")12.  Лекарственные средства в акушерстве и гинекологии / под ред. В.Н. Серова, Г.Т. Сухих. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 320 с.13.  Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни : учебник / М. В. Дзигуа. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 360 с. : ил.14.  Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии : краткое руководство / под ред. В.Н. Серова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 256 с.15.  Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии / под ред. В. Е. Радзинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 944 с.